Отсутствие в человеческой жизни отношений как правило означает одномерность. В перспективе отношений между людьми совершенно одинокий человек реально живет лишь в одном единственном измерении в многомерном пространстве сознания. Если принять человека за точку на поверхности шара сознания, то такой одинокий человек будет отщеплен от остальных людей: его можно уподобить точке, которая не находится ни на одной прямой отношений. (см. Диаграмму 1.) Однако, в пространстве сознания между людьми существуют глубинные и поверхностные связи. Центром сознания является чистый дух (или изначальное качество Любви), который на поверхности его обусловлен другими характеристиками, например еще телесной, эстетической, эгоической.
Существуют поверхностные, внутренние и внешние пути (развития). Они различаются направлениями, импульсами или интенциями, которые имманентно действуют на точку в обьемной архитектуре сознательной вселенной. В дуальном подходе любой внутренний импульс условно является духовным, потому что он направлен в центр, и каждый внешний импульс условно является материальным, потому что его интенция центробежная. Для человека, принявшего внутренний духовный путь (самопознания) (как правило медитация, психотерапия, искусство) душевные расстояния по отношению к другим людям как правило будут сокращаться, и поэтому внутренние пути ведут к духовному сообществу и отношениям. Для точки же, направленной наружу на материальное (с материей традиционно связывают энергию денег и власть как ее следствие) расстояния будут увеличиваться. Поэтому центробежные импульсы (например алчность) чаще ведут к духовному одиночеству и мы в дальнейшем пока не будем их касаться.
Сексуальность же в ее первозданном виде можно принять за поверхностный серединный путь, ибо она трансцендирует жизнь (эрос-танатос). Разорванная между телом и духом, или обьединяющая их, она не является ни центробежной, ни центростремительной, одновременно являя собой обе эти интенции.
Синтез сексуальности и духовности кажется мне в этом свете интересным, ведь именно посредством него реализуется тантрическая концепция. Рассмотрим ее подробнее:
Сексуальность, не облагороженная Любовью, является линией, связующей две или несколько точек на поверхности пространства сознания (Д. 2.). Такая сексуальная связь отстранена от духовного центра обьемного сознания, поэтому ее можно назвать не только поверхностной, но и бессознательной. Бессознательная сексуальность будет либо обречена на вечное кружение по поверхности сознания, либо на нее повлияют внешние импульсы, и тогда она станет игрушкой в жадных руках власти и/или рычагом (чувственной) манипуляции.
Облагороженная внутренними импульсами, индивидуальная сексуальность может создавать также и глубинные линейные структуры. При этом, сам по себе духовный импульс вне наличия сексуального толчка оставляет человека одиноким (Д. 3.). И даже ученик, достигший центра на своем духовном пути, обречен на solitude auturnus и поэтому полностью принимает его. Две точки же, связанные друг с другом посредством общего осознания центра, но не связанные на телесной поверхности (белая тантра), хоть и находятся в глубинных отношениях друг с другом, какбы пронизывая сознательную субстанцию насквозь, все же ограничены строго линейным мировозрением (Д. 4.). И при этом не важно, сколько именно поверхностных сексуальных связей будут дополнять это исключительно глубинное родство.
Площадь, то есть любовные отношения, начинаются там, где встречаются два глубоких духовно развитых человека, достигших центра на своем внутреннем пути, что означает понимание себя и всецелое принятие одиночества (Д. 5.). Переход от линии к площади выводит как поверхностные точки, так и саму Любовь на совершенно новый уровень восприятия и понимания. Точки теперь осознанно связаны Любовью в глубине и сексуальностью на поверхности, и это двухмерное сочитание обычно порождает высокие формы ответственности, доверия и креативности, а также другие новые точки, зачастую в будущем высокосознательные.(*1) Здесь стоит заметить, что наличие у партнеров других чисто сексуальных отношений вне этой любовной связи снова ничего не меняет в структуре, а при недостаточно стабильной адаптации кого-то одного из них на новом уровне даже ставит под угрозу все достигнутое. Это легко обьясняет, почему доктрина поверхности столь популярна, а Любовь столь быстротечна.
Если же все три партнера на своем духовном пути проникли настолько глубоко, что при наличии взаимной симпатии в треугольнике все они способны делиться отношениями друг с другом, то образуется новая поверхностная структура – площадь на поверхности. В этом случае все три сексуальных партнера должны толерировать и всецело принимать друг друга. Борьба за внимание, соперничество и неудовлетворенные детские потребности у таких людей не имеют места быть, при этом глубинная структура хотя бы двоих из них должна продолжать существовать, - только тогда можно говорить о потенциале для трехмерного обьемного мира – о двух взаимосвязанных плоскостях, соприкасающихся друг с другом одной общей линией. (Д. 6. (*2)).
Важно здесь то, что эта структура почти ничего общего не имеет с двумя любовными отношениями, которые один из партнеров строит с двумя другими, не имеющими никаких отношений между собой (Д.7.). Такой человек хоть и расширил границы как собственной поверхности, так и глубины за счет духовной и телесной Любви к нескольким людям, но не смог обьединить их между собой, поэтому в его отношениях нет обьема, а есть только лишь большая глубинная площадь. Потенциал для обьема здесь тем не менее тоже есть, но им в этом случае является только лишь сам человек.
Реальные обьемные отношения и решение проблемы любовного треугольеика на глубинном уровне достигаются там, где хотя бы три человека достигли ядра своего внутреннего центра, что позволяет им всеми фибрами их душ настраиваться друг на друга и любить друг друга не только сексуально, но и с открытым сердцем. (Д.8.). Такие отношения предполагают не только адаптацию всех троих на высокосознательном уровне, но также и взаимную симпатию, общие интересы и цели. Если они смогут быть построенны, то эта обьемная структура станет залогом нового общества, нового психологического, социального, политического, экономического, а также экологического и морального устройства. Именно это сегодня на практике утопическое, а в теории вполне завершенное представление должно стать знамением новой парадигмы, нового времени и нового космоса.
*1.Кстати, я думаю, что сегодня этого уровня парных отношений достигли лишь очень немногие. Если предположить, что регулярно медитирующие люди составляют около 3%, а в стабильных сексуальных отношениях из них находится гораздо меньше трети, то остается меньше чем 1%. Но если предположить, что из всех медитирующих максимум 3% достигают частичной адаптации, а максимум 10% из них при этом действительно реализовали свой сексуальный потенциал, то остается лишь 0,009%. И все же, это примерно пол миллиона человек на планете
*2. Лично я знаю только одну пару, работающаю на этом уровне, но при этом не всегда живущую на нем.