Тема: Рассказ 2: тур 1 (Прощание с ангелом ) - d_t_ |
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
Рассказ 2
Прощание с ангелом
"Взойдем же по ступеням некогда богатого, но ныне, увы, обветшавшего дома и остановимся перед массивной дверью..."
(Фрагмент клинописной таблички)
1.
К дому на холме не было проезда, надо было идти пешком по длинной аллее, продуваемой едким северным воздухом. Слева и справа аллею на сотни метров окружало открытое пространство неожиданно ухоженного газона, ограниченного вдалеке двумя рядами плакучих берёз, покорно сгибающимися под порывами ветра. Широкая лестница вела наверх к стенам из когда-то белого, но ныне обветрившегося мрамора и массивным дверям центрального входа. Строгий и холодный куб главного здания в глубине квадратного двора обрамляли приземистые флигели, увенчанные острыми башенками в форме полураскрытого цветка. Мраморные лепестки почти сходились друг к другу или же, скорее, едва-едва расходились, как-бы приоткрывая обитателям дома дорогу ввысь в небеса.
Макс ёжился от холода, но спешить в дом совсем не хотелось. Предстоящий ритуал пугал и отталкивал его. Наконец, преодолев себя, он вошёл под гулкие своды. Холл был заполнен неясным говором стоящих тут и там группками мужчин и женщин. Знакомые люди подходили к Максу, пожимали руки, что-то говорили серьёзным и значащим тоном. Но его внимание было сразу же приковано к как-будто материализовавшемуся из ничего невысокому, так похожему на Отца Нации пожилому человеку, вышагивающего в сторону Макса знакомой по телетрансляциям развалистой походкой. "Ведь знает, что похож, и пользуется этим, - пронеслось у Макса в голове. - Сразу даёт понять, кто тут распоряжается!"
- Максим Яковлевич? - с нажимом осведомился распорядитель не допускающим возражения тоном. - Отойдёмте в сторонку!
- Сразу скажу: не думайте, что Вы тут на церемонии самый главный! - уверенно продолжал он. - Мы тут профессионалы и сами всё сделаем, от Вас требуется только не мешать нам. Кто тут собрались? Родственники? Друзья? Коллеги? И ещё, Максим... э... Яковлевич, Вы патриотичны, богобоязненны? И ещё, простите, как отца Вашего отчество?
- Отчество папы Моисеевич, Яков Моисеевич. - с покорным терпением ответил Макс. - Имейте в виду, Алексей... Александрович? - Макс попытался прочитать имя-отчество с таблички, прячущейся за лацканом пиджака. - Мы - евреи. Так что, если можно, без "боже, царя храни"...
- Алексеевич, - поправил распорядитель нарочито обиженным тоном . – и, вообще-то, моя фамилия тоже не Иванов.
Табличка теперь была видна целиком, хотя Макс не заметил никакого движения руки, что немало его восхитило, несмотря на обстоятельства. "Алексей Алексеевич Мандельштам", - прочитал он.
- Пройдёмте со мной! - возвысив голос, обратился Алексей Алексеевич ко всем собравшимся и повёл всех к как по мановению руки открывшимся дверям.
Зал был огромен и торжественен, и Макс вдруг остро ощутил, как мал он сам в сравнении с тем, ради чего тот был построен, и ради чего они все сегодня собрались здесь. Оглядевшись вокруг, он остановил взгляд на постаменте в центре зала, и от внезапно нахлынуших чувств голова его вдруг стала тяжёлой и ватной, а мир сузился до тех нескольких метров в середине помещения, которые едва охватывали теперь его наполненные липкими слезами глаза. Он успел только услышать, как неожиданно ставшим громовым голос Алексея Алексеевича, полный гнусавого пафоса, провозгласил:
- Мы собрались здесь сегодня, родственники, друзья, коллеги...
Сознание Макса окончательно отключилось, и последующие минуты он провёл в сомнамбулическом оцепенении, глядя в одну точку, на одно знакомое лицо. Пока вдруг не воцарилась короткая пауза.
- Жизнь Якова Моисеевича завершилась! – торжественный голос Алексея Алексеевича заполнил собой всё пространство.
Словно бы морок приступил, Алексей Алексеевич вдруг словно раздулся вчетверо, а глаза его, полные демонической силой, казалось, гипнотически фиксировали Макса, пронизывали насквозь, не давая отвести взор. И не посмел Макс отвести взгляд и не увидел, как открылись в ту же секунду массивные двери, а гроб с телом того, кто совсем недавно был его отцом, лязгая по металлу, скрылся за ними навсегда.
2.
Ранним утром шестого сентября 1962 года патрульный Роналд Русболт, совершая дежурный объезд центральных улиц Манитовока, что в Висконсине, в очередной раз остановился у заброшенного старинного особняка на Восьмой Улице, который он втайне считал нечистым. Построил его почти век до того один из отцов-основателей города, бандит, мэр и железнодорожный магнат, - короче, та ещё сволочь - и творил там, по слухам, всяческие непотребства. После того, как тот пустил себе пулю в лоб, дом почти десять лет стоял пустым, пока не заселись туда местные немцы. Хоть и умный был мужик Рейнхольд, тоже стал мэром аж в двадцать семь, жену из отеческого Магдебурга выписал, но тут ошибся, рано умер, сгноил его проклятый дом. Потом, как война началась, вдова пожертвовала особняк городским властям, как это часто происходило в те годы по обе стороны океана, да и тихо исчезла куда-то из города. А дом так и стоит пустым, и даже бездомные стараются не проводить там ночи.
Вообще, Роналд Русболт не расстраивался, что за войну в городе стало меньше немцев, скорее даже наоборот. Неприятный народ, с заскоками и без страха божьего. Как большевики. Которые, кстати, как все знают, почти все евреи. Или русские. Если бы они все друг друга поубивали в той войне, приличные люди вздохнули бы свободнее. Себя Роналд причислял к приличным людям. Приличные люди евреев в космос не запускают.
Роналд хорошо помнил 15 мая 1960 года, когда Советы с помпой запустили в космос их Спутник-4 с человеком на борту. Сейчас казалось смешным, как весь мир следил за полётом, а радиолюбители перехватывали переговоры их "космонавта". Алексей Алексеевич Мандельштам, эта фамилия сразу показалась ему нехорошей. Что ж удивляться, что через четыре дня что-то там у них не сработало, и Спутник-4 на два года стал неуправляемым. Советы конечно заявили, что никакого человека на борту не было, а был лишь манекен, мол кукла это была ростом 165 сантиметров и весом 72 килограмма, с настоящими органами: сердцем, почками, печенью, лёгкими... Вот так расплатился еврей-безбожник Мандельштам за свою гордыню, летая полуразложившимся трупом в течении двух лет вокруг Земли. Впрочем, может он и не еврей, а немец. Как последние хозяева этого проклятого дома, хоть бы спалил его уже наконец какой-нибудь уснувший с сигаретой в зубах бродяга.
В этот момент на особняк внезапно упал с неба косой столп пламени, и испуганный Роналд Русболт, которому одному из многих было дано задание искать в этот расчётный день спускаемую капсулу Спутника-4, вошёл в историю как человек, первым нашедший его обломки посередине Восьмой Улицы Манитовока, что в Висконсине. Специальные команды учёных и военных оцепили окрестности, а все собранные обломки подвергли самому тщательному анализу. Однако, ни деталей скафандра, ни каких-либо следов органики найдено не было. Алексей Алексеевич Мандельштам, первый советский космонавт, загадочно изчез в просторах космоса.
3.
Макс устало и потерянно сидел у монитора. Последние дни и недели он не мог ни спать, ни есть, ни думатъ о чём либо другом, нежели о последних словах Алексея Алексеевича.
- Спасибо, Максим Яковлевич, спасибо. - Алексей Алексеевич был в прекрасном расположении духа, небрежно пряча деньги в карман пиджака. - Конечно, за хорошую работу должна быть пристойная оплата.
Максу происходящее было неприятно, казалось постыдным и недостойным памяти отца, нечестным в отношении отцовского тихого еврейского расизма. "Да это же просто мифологический Вечный Жид, стервятник, прикормленный людским горем и возомнивший себя ангелом смерти!" - думал Макс об Алексее Алексеевиче. А тот продолжал:
- Клиент разный бывает, кто-то и тут экономит, перед лицом Господа, уж я-то насмотрелся. Или себя важнее Смерти считает. - Тут он вдруг стал серьёзным и тихим, снова пронзив Макса взглядом. - А Вы отношения свои с ними уладьте и Вам воздастся!
Максу тогда было не до того, чтобы вдумываться в значение слов Алексея Алексеевича, но прошло всего несколько дней, и, как только пришла вера в необратимость отцовского ухода, они начали снится ему, сниться всё чаще и чаще, заставляя просыпаться всякий раз минутами позже, как только он смыкал глаза. Эти слова и ещё другие слова, которые Алексей Алексеевич не говорил:
- Вот Яков Моисеевич был хорошим клиентом...
Макс пытался разыскать Алексея Алексеевича, поговорить с ним. Но тот как будто никогда и не существовал. Ни в похоронном агенстве, ни в крематории никто не слыхивал ни о каком Мандельштаме. А поиски в интернете лишь только выдавали загадочную историю об исчезнувшем космонавте.
Вплоть до сегодня. Сегодня Макс вспомнил о социальных сетях и телефонных справочниках. Хотя Петербург и еврейский город, не так уж много в нём Алексеев Алексеевичей Мандельштамов. Как выяснилось, ровно один. Всё оказалось так обыденно... Ни в том, ни в этом мире нет места тайне.
На Макса снизошло просветление, в душе его стало ясно и спокойно. Посидев ещё немного, он встал из-за стола, заварил крепкого чаю и принялся разбирать отцовские бумаги - надо было наконец решать вопрос с принятием наследства. А с фотографии на мониторе в спину ему смотрел сидящий рядом с симпатичной еврейской девушкой - явно дочкой - пожилой, не очень здоровый и очень усталый еврейский мужчина в очках. Алексей Алексеевич Мандельштам: Вечный Жид, Космонавт и Ангел Смерти санкт-петербургского крематория.
Сообщение было изменено 25 февраля 2013 в 20:49
|
|
|
21 Ноября 2012 11:27 |
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
Pulherija
Капитан 1го ранга
Сообщений: 13373
Цитата: _Muzyka пишет:
во втором вроде и не юмор чтобы найти смешного))
сорри чет я привезалась к тебе))
ты что, наоборот давай пообсуждаем)
я его перечитала. немного получше вникла.. не очень все же поняла смысл. или скажем так связь между трупом в космосе и на земле.
типа этот чувак ангел и был послан главном герою для помощи? тогда задумка хорошая а исполнение не очень. не понятно что он подсказал и помогло ли это) вобщем как то так. а ты что думаешь?
|
|
|
21 Ноября 2012 11:52 |
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
_Muzyka
Капитан 2го ранга
Сообщений: 2242
Цитата: Pulherija пишет:
ты что, наоборот давай пообсуждаем)
я его перечитала. немного получше вникла.. не очень все же поняла смысл. или скажем так связь между трупом в космосе и на земле.
типа этот чувак ангел и был послан главном герою для помощи? тогда задумка хорошая а исполнение не очень. не понятно что он подсказал и помогло ли это) вобщем как то так. а ты что думаешь?
Про Ангела тоже много сказать немогу,скорее всего это пересказ жизни отца Макса..так же его смерти в космосе)
|
|
|
21 Ноября 2012 11:59 |
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
EmpireV
Бывший океанец
Сообщений: 418
Рассказ 2.
— Кто вы?
— Агасфер… Вечный Жид.
— Куда держите путь?
— В никуда.
— Когда достигнете цели?
— Сегодня.
Не так всё это было. Совсем не так!
Агасфер Лукич, «ОЗ»
Технические детали:
Орфография и пунктуация – отлично.
«Морок приступил» – так и хочется продолжить: «к приему пищи». Возможно, это моя безграмотность, но, насколько мне известно, обычно что-то проступает через морок.
Сюжет и содержание.
Рассказ заслуживает самой высокой оценки.
Во время прочтения этого рассказа на читателя веет пугающей мистикой, какой-то сверхъестественной силой. Автор полностью овладевает вниманием и фантазией читателя, держит его в напряжении: кажется, вот-вот произойдет что-то ужасное, непоправимое. Однако, как оказалось, разбушевавшаяся фантазия читателя – это всего лишь отражение тех удивительных совпадений, которые подсовывает нам жизнь. Но кто возьмет на себя смелость утверждать, что это всего лишь случайные явления, имеющие вполне рациональное объяснение, а не проявление некой могущественной и неподвластной нам силы?
Есть такой писатель – Станислав Семенович Гагарин. Автор романа «Вечный Жид» и вообще писатель-фантаст, как сказано тут: http://lib.rus.ec/a/19239 . Если однофамилец первого космонавта стал писателем, то почему бы никому не известному Алексею Алексеевичу Мандельштаму, не стать космонавтом, нулевым по счету, таинственной куклой-копией человека, запущенной в небо для опытов? И почему бы Осипу Эмильевичу Мандельштаму, одному из величайших поэтов ХХ века, не быть захороненным в могиле, место которой неведомо (в этом – сходство с героем автора А.А., будто зависшим в неизвестном месте в неизвестное время)?
В рассказе О’Генри «Дверь, не знающая отдыха» Майкоб Адер, воображающий себя Вечным Жидом, им в действительности является: он оттолкнул родную дочь, закрыл перед ней двери, когда она молила о помощи. «Се, стою у двери и стучу». «Шесть веков я взыскую любви». Но не знать этой двери покоя: две тысячи лет, изо дня в день она – свидетель предательства. Вечный Жид – на то и вечен, что способен воплотиться в любое время в каждом из нас. Что от него в А.А. Мандельштаме?
Агасфер Лукич из романа Стругацких «Отягощенные злом» исполняет «простые» желания в обмен на «особую нематериальную субстанцию».
А.А. Мандельштам, распорядитель похорон, с одной стороны, тоже ведет обмен своих трудов на некую субстанцию (вспомните «баблос» из романа Пелевина «EmpireV»): «кто-то и тут экономит, перед лицом Господа, уж я-то насмотрелся. Или себя важнее Смерти считает. А Вы отношения свои с ними уладьте и Вам воздастся!», но, вероятнее все, имеет в виду не только и не сколько финансовую ответственность.
Самое удивительное в перечисленном ряде совпадений – то, что не существует силы человеческого уровня, способной создать такую причудливую мозаику, а, значит, автору удалось ощутить в себе дыхание того, что на человеческом языке называют искусством и творчеством.
«Приличные люди евреев в космос не запускают», – пишет автор. Потому что, поясняет он, они вносят смуту в любое дело: «Неприятный народ, с заскоками и без страха божьего. Как большевики. Которые, кстати, как все знают, почти все евреи». Вот только тяга к смутьянству и размыслительству – вещь, передающаяся отнюдь не генетически:
Везде одинаков Господень посев,
и врут нам о разнице наций;
все люди — евреи, и просто не все
нашли пока смелость признаться.
Тема «Вечного Жида» в литературе в принципе не нова, но автору удалось дать ее новое прочтение. Можно ли написать нечто абсолютно оригинальное, но при этом обогащенное смыслом, многоуровневое? Несомненно. Но для этого нужно быть таким, как Мандельштам. Или иметь в запасе Вечность.
|
|
|
21 Ноября 2012 16:55 |
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
Figaro
Юнга
Сообщений: 27
Рассказ Нр. 2:
Прощание с ангелом.
У рассказа есть название, которое звучит интересно и настраивает на лирический лад, но к сожалению по прочтению рассказа совершенно себя не оправдывает.
Цитата в эпиграфе, являющаяся темой тура, также вводит читателя в заблуждение. Что означает этот фрагмент якобы клинописной таблички в контексте рассказа? учитывал ли автор, что клинописные таблички - это удел археологов? ибо клинопись как одно из самых ранних проявлений и форм письменности на Земле неминуемо датируется доисторическим периодом, что лишает цитату как предмет клинописи всякого смысла.
Перейдём к самому рассказу.
Он сложный. Он сложно написан, тяжело читается и тяжело воспринимается. Я, к сожалению, при всей благосклонности должен отметить, что орфография, синтаксис и стилистика рассказа оставляют желать лучшего, и это сильно сказывается на восприятии содержания. Очень много длинных сложносочинённых предложений, составленных неблагополучно, так что я при чтении форменно спотыкался и был вынужден перечитывать.
Композиция рассказа, напротив, вполне заслуживает положительной оценки. есть эпиграф, есть экспозиция, есть постепенное линейное развитие в каждой из трёх частей, а также можно расценивать сами части как вступление, центральная (вторая часть) и заключение/развязка в третей части. Вторая часть первоначально кажется самостоятельной ветвью, не связанной с главным повествованием до тех пор, пока не упоминаются интернетные поиски Макса по следам таинственного работника похоронного агентства Мандельштама. Технически композиция автору удалась.
Сам сюжет меня не порадовал и не зацепил.
Опираясь на легенду об Агасфере автор затрагивает тематику еврейской парадигмы и связанных с ней конфликтов, но делает это весьма топорно и плакативно. Несмотря на то, что тематика совершенно мне не близка, некоторые фразы из текста рассказа вызвали у меня неприязнь, как например: "еврей-безбожник" , "вечный жид, стервятник, прикормленный людским горем" итд.
Если попытаться абстрагироваться от национально-мотивированной подоплёки, то моя трактовка содержания примерно такова: молодой человек Максим теряет отца, всвязи с чем ему предстоит неприятная церемония похорон или панихиды, и возможно заключительное кремирование (тут неясно), и вынужденное знакомство с А.А. Мандельштамом как руководителем вышеназванных церемоний. Во второй части происходит эксурс к происшествию в американском провинциальном городишке, где на одно из зданий падает неуправляемый советский космический аппарат, якобы содержащий первого космонавта, но версия эта оффициально не подтверждается. В третей части мы возвращаемся к Максиму, который после похорон не может отделаться от наваждения А.А.Мандельштама и проводит интернетные розыски, натыкается на информацию о нём как о первом советском космонавте и в конечном итоге находит реального человека Мандельштама, проживающего по реальному адресу, имеющего реальную семью, и затем успокаивается.
В повествовании на мой взгляд много смысловых несуразностей. Мне бросилось в глаза, насколько неправдоподобно и искусственно описана похоронная церемония в доме-крематории со стенами из белого обветрившегося мрамора (сколько столетий должно простоять здание, чтобы мрамор обветрился? - это один из многочисленных технических ляпов в рассказе), в котором руководитель процедуры ("мы тут профессионалы") лишь перед непосредственным её началом осведомляется об отчестве покойного, а сам сын как один из ближайших родственников играет лишь весьма побочную роль. Или, падающий на дом в Висконсине спутник - и ни слова о грандиозном пожаре. Или Макс, который неделями не находит себе места, мучаясь тщетными попытками разыскать Мандельштама, а потом внезапно его озаряет, что есть ещё и телефонные справочники.. Ну и в конечном итоге, совершенно неясно, что именно в фотографии найденного ныне реального Мандельштама, так успокаивает его - ведь вопросы, которыми он задавался все предшествующие недели - а именно, что означали напутственные фразы этого таинственного работника крематория - так и остаются неразрешёнными...
Помимо этого, Ангел Смерти - это на мой взгляд не совсем подходящий аттрибут для работника крематория, ведь туда попадают уже усопшие.
Также хочется негативно отметить многочисленные слова с большой буквы, не являющиеся собственными именами (Отец Нации, Улица, Господа, Смерти, Космонавт, Вечный Жид, Ангел Смерти) - как бы выделение, но совершенно бессмысленное, по-моему. И, кстати, кто подразумевается в рассказе под "Отцом Нации"? Создаётся впечатление,что в рассказе присутствует множество фраз-наполнителей, совершенно бестолковых и для рассказа бесполезных, в кач-ве примера: "табличка теперь была видна целиком, (...) что немало его восхитило, несмотря на обстоятельства".
Экспозиция с описанием местности вокруг дома и самого дома автору совершенно не удалась, очень претенциозно натужно и громоздко, и совершенно неубедительно. "открытое пространство неожиданно ухоженного газона" не может окружать аллею, технически это невозможно на мой взгляд. Запнулся я и о холодный куб в квадрате, и о приземистые острые флигели, и о мармор в форме полураскрытого цветка... Дабы не втянуться в подробный разбор полётов, упомяну только ещё пару наиболее неудачных фраз: "мир сузился до ... липкими слезами глаза" - неясно, то ли метры охватывали глаза, то ли глаза метры. "морок приступил" , "воцарилась пауза" (воцаряется обычно тишина, а не пауза) и "в отношении отцовского тихого еврейского расизма" - эту фразу я так и не смог понять.
Сложилось впечатление, что рассказ написан человеком, сильно желающим написать хорошо и обладающим достаточным словарным запасом, однако не обладающим необходимой долей умения и таланта. В целях достижения образности использованы слишком искусственные нагромождения слов и плакативные описания, помимо этого автор не в состоянии абстрагироваться от сюжета и вкладывает в него очень много лишнего. Кроме этого мне лично сильно мешает неуклюжее обращение с еврейской тематикой. Позитивно стоит отметить, что автор готовил рассказ более или менее тщательно, решершировал материал и использует реальные события как его основу.
Тема тура присуствует в рассказе лишь формально. цитата притянута за уши и уж никак не лежит в основе сюжета.
Я допускаю, что упустил какие-то важные детали рассказа и не до конца понял авторский замысел. В таком случае прошу прощения.
Моя оценка 3-.
|
|
|
25 Ноября 2012 02:39 |
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
Рецензии на 2 рассказ
Жюрист 1 Gluecksbringer - 7,5
Хороший рассказ... без 3-ей части! За первые 2 - 10-ка, а вот, дальше: автор, ну зачем надо было его испортить концовкой? Великолепная задумка, элемент мистики, оригинальный сюжет, крематорий, как "дом с дорогой в небо"... ну, всё в яблочко, ставь точку. А так вышло, что: минус один балл за то, что при всей толерантности жюри к превышениям, этот рассказ побил все рекорды. Далее, очень добродушно снимаю всего 1,5 балла за испорченную концовку. Во 2-ом туре снял бы вдвое больше, ибо такая концовка перечёркивает весь предыдущий сюжет рассказа. На будущее: деля рассказ на части, желательно проверить, насколько они между собой гармонируют.
7,5 баллов
Жюрист 2 Vademecum - 6
Лучше смерть, чем усталость.
Леонардо да Винчи
Идейно-тематическая основа и характеры
Автор проращивает в этом рассказе эпическое зерно в питательном субстрате из религиозных, исторических и конспирологических легенд. Во-первых, существует вера в ангела смерти, приходящего к человеку, чтобы забрать его душу. Во-вторых, есть легенда о Вечном Жиде — Агасфере, проклятом на (фактически) вечные скитания и соответственно бессмертие. В-третьих, в советской космической программе использовались куклы-макеты для изучения всевозможных ситуаций, связанных с полётом в космос. Макеты, симулировавшие особенности человеческого организма, наделялись различными шутливыми прозвищами («Иван Иванович», «Алексей Алексеевич Мандельштам»). Конспирологи утверждают, что советская пропаганда посредством макетов скрывала факты гибели первых космонавтов.
Алексей Алексеевич Мандельштам из данного рассказа вбирает в себя все три легенды. Читатель может сам решать, насколько такое слияние органично и оригинально. Другой персонаж, Макс, впоследствии смерти отца трансформирует свою скорбь в злость на Мандельштама, властного и неуловимого распорядителя зала для прощания. В процессе переживания горя он знакомится с Мандельштамом во всех трёх его ипостасях и, в конце концов, обретает душевный покой, смирившись со смертью отца. Неуловимый «Вечный Жид», «Ангел Смерти» и «Космонавт» имеет свой профиль в социальных сетях, он развенчан, конкретика в виде семейной фотографии снимает с него покров тайны и лишает образ мистичности.
Да, от смерти не уйдёшь. На мой взгляд, автору стоило больше внимания уделить рассмотрению отношений Макса со своим отцом. Задание тура отчасти выполнено, получился рассказ об утрате, но о других аспектах можно сказать, что в них явно переложено национальных «пряностей». (2,5 из 4)
Композиция и сюжет
Эпиграф здесь, как мне кажется, следовало опустить. Растянутая описательность внешнего плана и вида крематория скорее утомляет, чем вызывает интерес или создаёт нужную атмосферу. Совершенно инородным телом в архитектонике рассказа выглядит вторая часть. Вставной эпизод является, по сути, энциклопедической справкой для реконструкции реальных исторических событий, связанных с падением обломков Спутника-4 в американском городе Манитэвак. В газетно-публицистической манере автор нагнетает факты и знакомит с полицейским Рональдом Русболтом, действительно нашедшим металлические фрагменты космического аппарата на улице своего города. Надо ли было делать его рупором шовинистического мировоззрения и проводником замшелых предрассудков? Заброшенный особняк, который обходили стороной даже бездомные, тоже не идёт на пользу стройности композиционной структуры. Одного мрачного здания в виде крематория вполне достаточно для короткого рассказа. (2 из 3)
Стиль и язык
Автор явно боится упрощённости, это заметно по тяжеловесным, вязким конструкциям: «Словно бы морок приступил, Алексей Алексеевич вдруг словно раздулся вчетверо, а глаза его, полные демонической силой, казалось, гипнотически фиксировали Макса, пронизывали насквозь, не давая отвести взор». Вымученные декоративные пятна в тексте перестают излучать естественный свет, а как бы подсвечиваются извне негреющим неоновым румянцем, передавая холодную «морговскую» эстетику. (2,5 из 3)
Вычитаю один балл за превышение ограничений по объёму.
Оценка: 2,5 + 2 + 2,5 - 1 = 6
Жюрист 3 imnotsleeping - 7,5
(космонавт Алексей Алексеевич Мандельштам)
Да! Хорошая документалистика – это именно то, чего не хватало океанским литературным конкурсам. Действительно в 1960м году был запущен советский Спутник 4. На борту находился манекен ростом 164 см, если верить педивикии ру, и весом 72 кг. Манекен был снабжен некоторыми “внутренними органами” и предназначался для проверки систем жизнеобеспечения. Якобы у манекена даже имя было: Алексей Алексеевич Мандельштам. Спустя два с половиной года после запуска, 6го сентября 1962г. Спутник 4 вошёл в атмосферу. Один из обломков весом около 7 килограммов упал на North 8th Street города Манитовок, штат Висконсин. Дальше версия автора существенно расходится с той, которая озвучена в открытых источниках. Обломок был найден двумя патрульными полицейскими Рональдом Русболтом и Марвином Баухом (Ronald Rusbolt и Marvin Bauch). Никакой дом в результате падения обломка не пострадал.
Подозреваю, что Мартин Баух был выброшен автором неспроста: с такой фамилией рассуждать о немцах Манитовока было бы несколько проблематично. Хотя и фамилия Русболт весьма подозрительна. Зачем вообще понадобилось рассказывать о немцах Манитовока (которые там на самом деле были в количестве и есть до сих пор)? Никакой другой причины, кроме той, что рассказ писался для океанского литконкурса, я не увидел.
Но вернемся к Алексею Алексеевичу М. В наше время он распоряжается кремацией некого Якова Моисеевича. Имеет при этом вид самый демонический. Говорит сыну умершего странные и непонятные слова:
“- Клиент разный бывает, кто-то и тут экономит, перед лицом Господа, уж я-то насмотрелся. Или себя важнее Смерти считает. - Тут он вдруг стал серьёзным и тихим, снова пронзив Макса взглядом. - А Вы отношения свои с ними уладьте и Вам воздастся!”
Неясно, с кем должен улаживать отношения герой. С Господом и Смертью? Тогда мы имеем стилистический недочет. Или не с ними? Тогда вообще ничего непонятно.
Окончание рассказа тоже оставляет вопросы: отчего снизошло просветление на Макса, что он понял? Почему Мандельштама нельзя найти по месту работы, но можно найти на вконтактике? Я думаю так: в 1960ом году Советы запустили в космос единственно возможного кандидата в первые космонавты, бессмертного Вечного Жида Агасфера. Проваландавшись свои два года в космосе, Агасфер смог осесть и обзавестись семьёй. Некоторые странности у него остались. И работу он себе не самую обычную нашёл. Был, естественно, засекречен, но спалился через вконтактик. Или дочка спалила.
Итого: Привязка к теме – плохо (один серьезный минус). Клинописная табличка не канает. Обилие старых домов со стенами из некогда белого, а ныне обветрившегося мрамора не помогает. Язык хороший, сюжет на переплетении реальных событий и вымысла – замечатльно. Попытка всунуть в рассказ и немцев, и евреев, да еще и всем раздать плюшек выглядит натянутой. Скомканная концовка (второй серьезный минус). Но автора я бы однозначно хотел видеть во втором туре.
Оценка: 7,5
Жюрист 4 TilEulenspiegel - 7
Интересная задумка. Абсолютно профессиональные отступления в описании дома, мыслей главного героя, а также в прямой речи. Прием, которым пользуется автор, перенося действие из одной географической (и временной?) точки в другую , также удался. Как и автору первого рассказа ему довольно красочно удалось передать настроение главного (Макс) и второстепенного (Роналд) героев. И все же несмотря на то, что в плане орфографии, синтаксиса, стилистики, соответствия теме и в общем художественной ценности рассказа придраться не к чему, как-то не цепляет…После прочтения остается ощущение какой-то недосказанности. Но недосказанности не широко распространенной в литературе, как стилистический прием. С одной стороны становится как-то тревожно за героев. С другой – о них ничего больше не хочется знать, кроме той информации, которую дает нам автор. Легкое касание темы космонавтики и исчезнувшего в безвоздушном пространстве Ангела Смерти Мандельштама откидывает читателя к одной из главных мыслей романа „Омон Ра „ Пелевина. Впрочем, и здесь такая параллель никак не отражается на общей оценке. Таинственное появление Мандельштама, как работника крематория спустя как минимум лет сорок после исчезновения Мандельштама-космонавта интригует лишь ненадолго, оставляя место для размышлений. Очередная антигуманная выходка со стороны советского правительства? Или все же мистическое перевоплощение не нашедшего покоя космонавта в полудемоническое существо?
7 баллов
Жюрист 5 Solomea - 2
Жюрист 6 rudiiiii - 6
Сообщение было изменено 26 ноября 2012 в 07:41
|
|
|
26 Ноября 2012 02:46 |
|
|
sonya_ericsson
Бывший океанец
|
Жюрист 6 rudiiiii - 6
Мандельштам, Спутник-4, крематорий и Макс.
Начинается рассказ с абзаца, который на мой взгляд служит подгонном рассказа под тему. Момент с глинописной табличкой и её отношением к рассказу мне тоже не понятен.
Потом рассказывается история с переплетением одной сюжетной линией с другой. Мне понравилось, как основывающийся на реальных событиях фрагмент с спутником-4, перекрикивается с сюжетной линией о Максе. Перекличка между ними на "национальной" почве, на мой взгляд тоже удалась. В конце мне не совсем понятно, почему в крематории не знали о Мандельштаме, если он там работал и, видимо, не первый год. Этот момент меня озадачил и из рассказа я не нашёл этому логического объяснения.
Стиль мне понравился. Там можно придираться к мелочам, но я не буду. Тем более они были бы очень субъективны.
Самый большой "минус" рассказа для меня в том, что тема к нему на мой взгляд приделана "сбоку" и не особо аккуратно. То есть для меня это готовый (хороший) рассказ, который был подогнан под тему. Хотя тема проблескивала пару раз, что тоже зачлось.
В итоге всё очень неплохо, но не совсем по теме. И значительно длиннее, за что последовало -1 балл.
В итоге получилось 6.
|
|
|
28 Ноября 2012 04:22 |
|
|