Рецензии на 9 рассказ
Жюрист 1 Gluecksbringer - 9
Пожалуй, основной плюс этого рассказа это практически 100%-ное попадание в тему тура и продуманные персонажи, сюжет слабый и банальный, но на 2 страницах и не развернёшься особо(минус 1,5), 0,5 балла у персонажей забираю за то, что дама более получаса выбирает украшения - кста, автор выдал, что он М, ибо женщины знают, что к каждому наряду идеально подходят у них 1-2 комплекта украшений-)) Бонусный балл за второе место и 9 всего.
Жюрист 2 Vademecum - 10
На лице его нет теперь и следа сочувствия к бедно одетому рыбаку — только немного зависти.
Генрих Бёлль, «Разговор на берегу»
Идейно-тематическая основа и характеры
Где-то сверху расположен мир финансовой аристократии Пятой авеню со своими благотворительными вечерами, биржевыми спекуляциями и эксклюзивными предметами роскоши. Где-то снизу находятся смердящие подворотни, ночлежки, пакеты из дискаунтера и пустые пачки сигарет. Эту вертикаль символически иллюстрирует летящая вниз капля: с банки человека в костюме при галстуке — на нос человека в грязном пальто. Ранее роскошные, а ныне прохудившиеся ботинки выступают наглядным свидетельством эволюции главного героя, который очутился на дне, выбитый «Крахом» из своей прошлой жизни. На двух коротких страницах подаётся антитеза двух миров. Без назидательной патетики и всякого морализаторства автор находит достойное решение задания тура.
Разберёмся подробней с характерами, они того заслуживают. Соотнесённость бывших супругов, вся суть их взаимодействия изобразительно схвачена в этом предложении: «Ками стояла к нему спиной перед большим зеркальным трюмо». Марку же отведена роль безучастного зрителя: он «сидел в кресле и наблюдал за ней». Марк и Ками — созвучные имена разноплановых людей. Ками — эффектный диминутив, им удобно представляться на коктейльных вечеринках для бомонда. Экзальтированная, красивая женщина придаёт огромное значение внешнему лоску и символам статуса, в её миропонимании разорившийся человек переводится в разряд неудачников. Удовлетворение шальной прихоти на зависть друзьям и знакомым — одна из движущих сил Ками (пара ботинок ручной работы занимает её несколько дней). При всём этом она никоим образом не карикатурна. На фоне активной Ками раскрывается характер пассивного, покорного, немногословного Марка (чему, вероятно, способствует дефект произношения). Втянув голову в плечи, он робко и нехотя реагирует на внешние раздражители, отрывающие его от воспоминаний. Автор наделил Марка способностью к самоиронии, что не позволяет характеру упиваться тривиальнейшей жалостью к себе: он «иногда вспоминал героя Зюскинда и думал, что тому было бы чем занять свой нос». Примечателен молодой человек в костюме, романтизирующий бездомную жизнь «дауншифтера». Он смотрит на Марка свысока только в буквальном смысле. Ведь капля оказалась вовсе не плевком.
Рассказ подёрнут налётом одинокой грусти, но без банальной душещипательности. В нём растворена в гомеопатической дозе сентиментальность, но отсутствует слезливость. (4 из 4)
Композиция и сюжет
Добросовестно продуманная, прочная художественная структура, здесь каждый элемент работает на сюжет. Линия повествования не провисает ни в едином месте: от грязных пальцев ног до вопроса о деньгах и душе — всё логично и функционально. Уже в живописной экспозиции возникает представление о форме, зарождается известное ощущение трагикомизма, которым пропитан рассказ: собственный палец то ли смеётся над Марком, то ли ему угрожает. С ретроспекцией у повествования появляется композиционная многомерность: ботинки уводят в воспоминания, а капля возвращает в действительность. Обычно брызгами холодной воды и приводят в чувства. Примечательна сцена, в которой Марк представляет себе встречу с бывшей женой и в мыслях рисует портрет элегантной модницы: обстоятельно, с расстановками приглядывается, добавляет к образу один штрих за другим, чтобы довести процесс до абсурда, противопоставив ей себя в «вонючем драповом пальто». И тут же герой сам протыкает раздувшийся пафосный пузырь бульварной эстетики: «Это не тянет даже на дешевую трагикомедию для провинциального театра». (3 из 3)
Стиль и язык
Ясный, пластичный слог — ещё одно достоинство рассказа. (3 из 3)
Оценка: 4 + 3 + 3 = 10
Жюрист 3 imnotsleeping - 6,5
(Марк и дырявые ботинки крокодиловой кожи)
Да лаааадно. Как это так, что в результате кризиса ушлый биржевой маклер оказался на улице в дырявых ботинках. А его бывшая жена продолжает жить в их общем доме, купается в деньгах и вообще всё у неё хорошо? Значит не только кризис, но еще и страаашное предательство. Жена спасла свою шкуру, а бывшей муженёк на улице в дырявых ботинках. Как кризис грянул, так она его и выставила. Ну муж, конечно, как на улице-то оказался, задумался, с кем же он жил все эти годы.
Сюдя по пристрастию к разного рода ботинкам и стремлению соревноваться с миллиардерами, жил он с Эллочкой Щукиной. И, когда клюнул жареный петух, переиграла его жена безо всяких интеллектуальных усилий, на одном сексапиле. Вопрос о душе, таким образом, представляется немного надуманным. Зато встает вопрос об умственных способностях героя. Не играл ли он с самого начала в игры, в которых никаких шансов никогда и не имел?
В середине рассказа флэшбэк – герой слышит разговор из своей прошлой жизни: биржевые котировки, большие деньги, тропические острова и горячие девочки. Очень быстро герой приходит к выводу, что быть здоровым и богатым таки лучше, чем бедным и больным. И старая жизнь, соответственно, ему нравилась больше новой.
В общем, если всерьез начать размышлять, что за человек главный герой, поводов ему сочувствовать останется не очень много: дырявые ботинки, жизнь под мостом и всё.
Рассказ в некотором смысле антипод 5го рассказа. Там идеальная любовь, здесь – идеальное её отсутствие. Проблема с “идеальностями” в том, что они не выглядят правдоподобными.
К теме рассказ привязан удачно, ступени, дом, двери. Обветшалость дома понимается в переносном смысле. Дом чистенький и новенький, но “обветшал” для главного героя.
Итого: Рассказ хорошо написан, хорошо привязан к теме, грамотно построен, но история главного героя недостаточно хорошо проработана. Читателю сложно отнестись к герою и его ситуации с должным сочувствием.
Оценка: 6,5
Жюрист 4 TilEulenspiegel - 7,5
Жюрист 5 Solomea - 9
А это о чем?
Рассказ о Марке, который сидит под мостом.
Как читатель, я не хочу быть говорящими ботинками, я хочу чувствовать затылком ледяной обжиг парапетного камня щербатой набережной, и виском – свинцовый холод дула…и лежать навзничь под набухшим от людской жизни нависшим надо мной мостом.
Да какая теперь разница...
Да какая теперь разница...
Это эхо под мостом.
«Да какая теперь разница...» Читаем: (мужайтесь)
Марк «без лишних напоминаний мозга» «предал все идеалы», еле выговорил «буквой «л» Еву-Камиллу», которая как «последний штрих» «ЭТИми ботинками» рассматривала «ноги того миллиардера», после чего Марка «поставили на очередь», и он вздрогнул «от упавшей на нос капли».
Вот здесь начинаются вопросы, до этого всё было понятно.
Ну и самое захватывающее:
Чертыхнувшись «о кованую решетку» «мужчина при галстуке» «пил что-то из металлической банки». «Банка была холодной, по стенкам стекали капли. Одна из них(стенка?) и приземлилась (да, не приносилось же) на нос Марка. Но видеть этого(как она приземлилась?) он не мог, так как втянул голову в плечи и даже не подумал ее поднять (стенку банки или каплю?).»
Но это «звенел задорный голос сверху»: «Какого черта, я спрашиваю, ты там так уютно устроился?» ( и где там тут?).
Это пришел Голос «брата».
Марк «отрытым ртом» «увидел набережную, реку, пустую пачку сигарет» и свои – ааааааааа! – опять «ЭТИ ботинки»! вместо «грёбаных пальм, идиотского океана и телок с круглыми задницами и большими сиськами» (интересно девки пляшут!)
«Голос в галстуке» «жестоко завидовал» Марку, «комкал банку», (а теперь – внимание: танцуют все!): «Мы туда всё равно спускаем всё!». После чего «Голос перестал быть задорным», а «Марк сморщился». (хм… это явно что-то по Фрейду).
Кульминация.
Это привлекло «героя Зюскинда»(!!!), которому « было бы чем занять свой нос».
Потом пришла «ОНА».
Потом пришел «Крах» с «утренними таблоидами».
Потом пошел Марк, «отряхнув привычным жестом приличного человека свое замученное пальто.» (ааааааааааааа! Так это был конь в пальто! Кста, Фрейд считает мастурбацию естественной потребностью человека)
Конец.
После эякуляции привязка действия к «когда-то роскошному, а ныне обветшалому дому» кажется жалкой и натянутой.
Финита ля комедиа.
«Это не тянет даже на дешевую трагикомедию для провинциального театра» .
Вопросы еще есть к тексту?
А теперь вопросы к автору.
Почему ботинки заговорили?
Ботинки здесь как символ, конденсат идеи о стоптанной, прохудившейся жизни, былой роскоши. Антитезой приведу Чаплина, его «танец булочками»…
Тема внятная: человек, который обанкротился. Сюжет есть, фабула слегка плывет, но ее спасает использованный автором прием «временного возврата».
Временной возврат – это когда автор дает предысторию того, с чем познакомил читателя в начале. Начало является результатом каких-то действий: сначала нас впечатляют результатом, заинтриговывают, потом дают события, бывшие до того. Нередко это принимает форму воспоминания, и тогда окрашивается естественной ностальгией. Если результат печален, то известность заранее такого исхода усиливает минорную тональность рассказа; Такой прием усиливает настроение рассказа, повышает внимание к основной мысли, поскольку сюжетные повороты уже не увлекают настолько, насколько могли бы, будь итог неизвестен.
А основная мысль какая? А? Было да сплыло?
Контрапунктом - линия из прошлого, история из прежней жизни перемежается с лицевым планом, объясняя поведение героя ( а был ли мальчик?) в настоящий момент, раскрывая его внутренний мир, – прошлое как бы живет в настоящем…
Язык косный, стиль рыхлый,
Персонажи плоские: Марк – в ботинках и в пальто, Ела-Камилла – это просто елы-палы…И эти Голоса… «Голос в галстуке» – Голос автора? Голос совести? Голос «оттуда?» Голос из преисподней? Что это за «братишка» такой?
Поднимаемые проблемы – невнятны.
Интрига провисла. Основного конфликта не вижу. Кульминация смазана. Кто такой Крах?
Что произошло? Было бы в таком случае интереснее писать не Крах, а Кра…, усиливая интригу – «…их встречу после Кра... Да, да, именно после того Кра…, вы должны были читать об этом в газетах…»
Но задуманное вполне соответствует написанному.
Соответствие теме задания – условное, умозрительное.
Но.
При всей этой «не до..» мне очень понравилась какая-то наивная искренность автора, его едва слышное про «нищих духом» Про где душа-то? Вот это тема. Гаркнуть ее надо было. Во весь голос! А то деньги, деньги…
Могу предположить, что это начинающий писатель. Для уже пишущего – это плоскостопие мозга. А для начинающего – это хороший зачин! Достаточно высокий подъем.
Художественная часть 2
Техническая часть 0,5
Соответствие теме 0,5
Бонус за искренность + 1
Итого: 4
Жюрист 6 rudiiiii - 8
Сообщение было изменено 26 ноября 2012 в 07:11