Судовой журнал
  архив литконкурса 2012/2013
  Рассказ 9: тур 1 (Ма...

Боцманы:  AFTER_DARK

Форум клана открыт для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Рассказ 9: тур 1 (Марк внимательно рассматривал...) - AHAVA
sonya_ericsson
Бывший океанец

Рассказ 9

Марк внимательно рассматривал свои грязные пальцы ног. Большой на правой и мизинец на левой. Они нагло выглядывали из прохудившихся ботинок. Марк пошевелил большим пальцем, с неровным, почерневшим от грязи ногтем. Казалось, что палец смеется над ним. Или ботинк грозит ему пальцем. Вот, мол, до чего ты меня довел. Меня, некогда стоившего целые две зарплаты какого-нибудь банковского клерка! Меня и моего левого брата. Крокодиловой кожи, с нежным коричневым блеском, тугими пропитанными шнурками. Ручной работы! И где мы теперь? Сидим на грязных вонючих ногах предавшего все идеалы человека, который в свою очередь сидит под мостом. Или это просто стена набережной? Да какая теперь разница...

Марк прижался спиной к стене и аккуратно приложил налитый свинцом затылок к холоду неровных камней. Глаза закрылись сами собой, без лишних напоминаний мозга.

- Ты не поверишь, просто не поверишь! – щебетала Ками. (Ева-Камилла по паспорту, но Марк не выговаривал букву «в», произнося ее, как «л», и получалось Ела-Камилла).

– Я заказала тебе ЭТИ ботинки!

Ками стояла к нему спиной перед большим зеркальным трюмо. Его жена умела бы собираться быстро, если бы не «последний штрих», как она это называла. Последним штрихом был выбор драгоценностей к наряду. Она одевалась за десять минут, о счастье! Но потом не меньше получаса у нее уходило на выбор этих блестящих штучек. Он, тщательно стараясь не измять раньше времени брюки, сидел в кресле и наблюдал за ней.
ЭТИ ботинки. Они увидели такие на ногах того миллиардера, который был приглашен на благотворительный вечер партнера Марка. Когда вы посещаете благотворительный вечер, рассматриваете ли вы обувь миллиардеров? А Ками рассматривала. Она вообще была фанатиком мелочей. «Тебе нужны такие!» - не прекращая улыбаться другим гостям, пропела на ухо жена. Тридцатая пара дорогих ботинок Марку точно была не нужна. Но его радовала хотя бы та мысль, что Ками нашла на ближайшие пару дней себе занятие.

- Так вот! Он мне сказал, что очередь на изготовление два месяца! Но поскольку кто-то из очереди выбыл, то ли адвокат, то ли врач, разорился, представляешь, то тебя поставили на очередь вместо этого неудачника. И мы получим их уже через три недели! Я подняла все свои знакомства, чтобы узнать номер телефона этого мастера! Бо и Джулия умрут от зависти!

Марк вздоргул от упавшей на нос капли. То ли дождь собирался, то ли...

- Какого черта! – над ним стоял молодой мужчина в костюме при галстуке, облокотившись о кованую решетку и пил что-то из металлической банки. Банка была холодной, по стенкам стекали капли. Одна из них и приземлилась на нос Марка. Но видеть этого он не мог, так как втянул голову в плечи и даже не подумал ее поднять.

- Какого черта, я спрашиваю, ты там так уютно устроился? Думаешь, сбежал ото всех и твои проблемы списали на других? – звенел задорный голос сверху. – Дауншифтер хренов! Подними голову, слышишь?

Марк все-таки нехотя, с опаской поднял голову, потому что эти слова были явно адресованы к нему. Он сегодня никого не ждал. Как там это раньше называлось? Не приемный день.

- Подними голову и оглянись вокруг, брат! – радовался голос сверху. – Что ты видишь вокруг? Ну?...
Марк открыл рот, чтобы сказать, что он видит каменную набережную, реку, пустую пачку сигарет, пакет из дискаунтера и свои некогда чертовски дорогие ботинки, с торчащими наружу пальцами. Но голос вдруг продолжил:

- Ты видишь гребаные пальмы, идиотский океан и телок с круглыми задницами и большими сиськами! И знаешь что?

«Что?» - мысленно спросил Марк, силясь представить описанный пейзаж, столь до боли знакомый, но столь же не мыслимый в данной ситуации.

- А то, что я тебе жестко завидую, брат! – бодро резюмировал голос сверху. – А у нас тут ставки, индексы, падения, взлеты и вчера биржа закрылась на негативе. Нервы, нервы, нервы, брат! Каждая нервная клетка стоит штуку баксов. Не спрашивай почему.

Веселый молодой мужчина в галстуке помолчал. Было слышно, как он скомкал пальцами мягкий металл банки.

- А впереди ничего. Впереди тупик. Тузы сыпятся один за другим. Так что заройся в песок глубже. Мы туда все равно спускаем все! – голос перестал быть задорным и стал удаляться.

Марк сморщился. Почему он подумал, что этот человек звал его? Может потому, что он этого ждет? Очень ждет, что кто-то из «того мира» вспомнит, позовет, придет. Хлопнет по плечу и не побрезгует грязным засаленным пальто, впитавшего все запахи подворотен и ночлежек. Сам Марк давно перестал чувствовать этот запах, хотя иногда вспоминал героя Зюскинда и думал, что тому было бы чем занять свой нос.

А если бы ОНА пришла? Иногда он представлял себе их встречу после Краха. Да, да, именно после того Краха, вы должны были читать об этом в газетах. Утренние таблоиды взорвались тогда, что ваша водородная бомба. Было и прошло. Каждый день новости обновляются. Их встреча после Краха могла бы быть занятной. Пожалуй, какой-нибудь бульварный желтоватый журнальчик написал бы статью на разворот. С фотографиями. Ками любит фотографироваться. Бежевое платье с воротником стойкой и крупный розовый жемчуг. Да, пожалуй... Волосы собраны сзади. Минимум макияжа на красивом лице с чуть вздернутой, будто презрительно, верхней губой. Так просто и изящно. За километр понятно, насколько дорого. И его вонючее драповое пальто. Очень мило.

- Это не тянет даже на дешевую трагикомедию для провинциального театра. – сказал вслух Марк и поднялся, отряхнув привычным жестом приличного человека свое замученное пальто.

Сегодня ему еще предстояло последнее посещение адвоката. Ничего хорошего от этой беседы он не ждал. Потому что это был адвокат его бывшей жены. И «рандеву» это было назначено в его бывшем доме на «пятой А». Бывшая, бывший, бывшее... Все в прошедшем времени. Богатый дом казался теперь Марку обветшавшим. Не смотря на массивные дубовые двери, камеру видеонаблюдения, мраморные ступени крыльца и позолоченную ручку. В доме жили деньги. Но теперь там не жила душа. Да и жила ли она там когда-то вообще, вот в чем вопрос...

Сообщение было изменено 25 февраля 2013 в 20:58

21 Ноября 2012 11:30      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Passeriforme
Юнга
Сообщений: 14

Девятый: хороший рассказ, но вторичный немного, имхо. Или это только мне так кажется? Автор Драйзера читал или просто совпало? Но очень хорошо подана история дома, который не дом, а брак по расчету, до первого банкротства.
21 Ноября 2012 13:34      
sonya_ericsson
Бывший океанец

LLoin
Капитан 1го ранга
Сообщений: 8445

9. Неплохой слог. Но ни о чём. Не о рыбе, не о мясе.
21 Ноября 2012 13:55      
sonya_ericsson
Бывший океанец

cthulhu
Боцм@н
Сообщений: 32051

9. Никаких претензий, написано хорошо. Правда, чисто содержательно меня не очень привлекает.
21 Ноября 2012 14:14      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Pulherija
Капитан 1го ранга
Сообщений: 13373

9. хороший. нравится!
21 Ноября 2012 14:36      
sonya_ericsson
Бывший океанец

unbelievable
Мичман
Сообщений: 406

В общем, по теме, по стилю и по исполнению 9-й пока мой фаворит. Но, возможно, после прочтения второй половины я передумаю.
21 Ноября 2012 15:07      
sonya_ericsson
Бывший океанец

fagot
Аллегорец
Сообщений: 27152

Песенные отрывки, услышанные в тускло освещенной, пахнущей опилками и кофе комнате в паузах между рассказами:

Рассказ 9

“Карму не приковать к батарее,
Браслеты сансары, приветы от феи.
Из сейфа доносятся вопли скелетов,
Большие деньги любят тишину,
Большие деньги любят тишину,
Большие деньги любят тишину
Кабинетов.”
21 Ноября 2012 15:58      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Lu_
Штурман
Сообщений: 829


9-й рассказ
оставлю без комментариев.
21 Ноября 2012 17:36      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Arroganz
Штурман
Сообщений: 624

Номер 9 тоже понравился. Всё в нём обычно, но понравился.
21 Ноября 2012 19:44      
sonya_ericsson
Бывший океанец

XAM
Боцм@н
Сообщений: 5270

9. Это что за сюр? Тузы сыпятся один за другим. Я ничего не понял. Не смотря на массивные дубовые двери, камеру видео-наблюдения, мраморные ступени крыльца, позолоченную ручку, Ева-Камиллу, Крокодиловы ботинки на ногах того миллиардера, гребаные пальмы, идиотский океан, телок с круглыми задницами, большие сиськи и вонючее драповое пальто – в этом рассказе не живет душа. Да и жила ли она в каком-либо из рассказов когда-то вообще, вот в чем вопрос...
Зато, здесь есть чем поживиться:
1. „Глаза закрылись сами собой, без лишних напоминаний мозга.“ - элегантно.
2. „Когда вы посещаете благотворительный вечер, рассматриваете ли вы обувь миллиардеров? А Ками рассматривала.“ - это несомненно делает ее очаровательной и неповторимой.
3. „Марк вздоргул от упавшей на нос капли. То ли дождь собирался, то ли... “ - джодь?
4. „Иногда он представлял себе их встречу после Краха.“ - кто такой Крах?
5. „Это не тянет даже на дешевую трагикомедию для провинциального театра.“ - тут я согласен, не тянет.
21 Ноября 2012 20:14      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Рецензии на 9 рассказ

Жюрист 1 Gluecksbringer - 9

Пожалуй, основной плюс этого рассказа это практически 100%-ное попадание в тему тура и продуманные персонажи, сюжет слабый и банальный, но на 2 страницах и не развернёшься особо(минус 1,5), 0,5 балла у персонажей забираю за то, что дама более получаса выбирает украшения - кста, автор выдал, что он М, ибо женщины знают, что к каждому наряду идеально подходят у них 1-2 комплекта украшений-)) Бонусный балл за второе место и 9 всего.

Жюрист 2 Vademecum - 10

На лице его нет теперь и следа сочувствия к бедно одетому рыбаку — только немного зависти.

Генрих Бёлль, «Разговор на берегу»

Идейно-тематическая основа и характеры

Где-то сверху расположен мир финансовой аристократии Пятой авеню со своими благотворительными вечерами, биржевыми спекуляциями и эксклюзивными предметами роскоши. Где-то снизу находятся смердящие подворотни, ночлежки, пакеты из дискаунтера и пустые пачки сигарет. Эту вертикаль символически иллюстрирует летящая вниз капля: с банки человека в костюме при галстуке — на нос человека в грязном пальто. Ранее роскошные, а ныне прохудившиеся ботинки выступают наглядным свидетельством эволюции главного героя, который очутился на дне, выбитый «Крахом» из своей прошлой жизни. На двух коротких страницах подаётся антитеза двух миров. Без назидательной патетики и всякого морализаторства автор находит достойное решение задания тура.

Разберёмся подробней с характерами, они того заслуживают. Соотнесённость бывших супругов, вся суть их взаимодействия изобразительно схвачена в этом предложении: «Ками стояла к нему спиной перед большим зеркальным трюмо». Марку же отведена роль безучастного зрителя: он «сидел в кресле и наблюдал за ней». Марк и Ками — созвучные имена разноплановых людей. Ками — эффектный диминутив, им удобно представляться на коктейльных вечеринках для бомонда. Экзальтированная, красивая женщина придаёт огромное значение внешнему лоску и символам статуса, в её миропонимании разорившийся человек переводится в разряд неудачников. Удовлетворение шальной прихоти на зависть друзьям и знакомым — одна из движущих сил Ками (пара ботинок ручной работы занимает её несколько дней). При всём этом она никоим образом не карикатурна. На фоне активной Ками раскрывается характер пассивного, покорного, немногословного Марка (чему, вероятно, способствует дефект произношения). Втянув голову в плечи, он робко и нехотя реагирует на внешние раздражители, отрывающие его от воспоминаний. Автор наделил Марка способностью к самоиронии, что не позволяет характеру упиваться тривиальнейшей жалостью к себе: он «иногда вспоминал героя Зюскинда и думал, что тому было бы чем занять свой нос». Примечателен молодой человек в костюме, романтизирующий бездомную жизнь «дауншифтера». Он смотрит на Марка свысока только в буквальном смысле. Ведь капля оказалась вовсе не плевком.

Рассказ подёрнут налётом одинокой грусти, но без банальной душещипательности. В нём растворена в гомеопатической дозе сентиментальность, но отсутствует слезливость. (4 из 4)

Композиция и сюжет

Добросовестно продуманная, прочная художественная структура, здесь каждый элемент работает на сюжет. Линия повествования не провисает ни в едином месте: от грязных пальцев ног до вопроса о деньгах и душе — всё логично и функционально. Уже в живописной экспозиции возникает представление о форме, зарождается известное ощущение трагикомизма, которым пропитан рассказ: собственный палец то ли смеётся над Марком, то ли ему угрожает. С ретроспекцией у повествования появляется композиционная многомерность: ботинки уводят в воспоминания, а капля возвращает в действительность. Обычно брызгами холодной воды и приводят в чувства. Примечательна сцена, в которой Марк представляет себе встречу с бывшей женой и в мыслях рисует портрет элегантной модницы: обстоятельно, с расстановками приглядывается, добавляет к образу один штрих за другим, чтобы довести процесс до абсурда, противопоставив ей себя в «вонючем драповом пальто». И тут же герой сам протыкает раздувшийся пафосный пузырь бульварной эстетики: «Это не тянет даже на дешевую трагикомедию для провинциального театра». (3 из 3)

Стиль и язык

Ясный, пластичный слог — ещё одно достоинство рассказа. (3 из 3)

Оценка: 4 + 3 + 3 = 10



Жюрист 3 imnotsleeping - 6,5

(Марк и дырявые ботинки крокодиловой кожи)
Да лаааадно. Как это так, что в результате кризиса ушлый биржевой маклер оказался на улице в дырявых ботинках. А его бывшая жена продолжает жить в их общем доме, купается в деньгах и вообще всё у неё хорошо? Значит не только кризис, но еще и страаашное предательство. Жена спасла свою шкуру, а бывшей муженёк на улице в дырявых ботинках. Как кризис грянул, так она его и выставила. Ну муж, конечно, как на улице-то оказался, задумался, с кем же он жил все эти годы.

Сюдя по пристрастию к разного рода ботинкам и стремлению соревноваться с миллиардерами, жил он с Эллочкой Щукиной. И, когда клюнул жареный петух, переиграла его жена безо всяких интеллектуальных усилий, на одном сексапиле. Вопрос о душе, таким образом, представляется немного надуманным. Зато встает вопрос об умственных способностях героя. Не играл ли он с самого начала в игры, в которых никаких шансов никогда и не имел?

В середине рассказа флэшбэк – герой слышит разговор из своей прошлой жизни: биржевые котировки, большие деньги, тропические острова и горячие девочки. Очень быстро герой приходит к выводу, что быть здоровым и богатым таки лучше, чем бедным и больным. И старая жизнь, соответственно, ему нравилась больше новой.

В общем, если всерьез начать размышлять, что за человек главный герой, поводов ему сочувствовать останется не очень много: дырявые ботинки, жизнь под мостом и всё.

Рассказ в некотором смысле антипод 5го рассказа. Там идеальная любовь, здесь – идеальное её отсутствие. Проблема с “идеальностями” в том, что они не выглядят правдоподобными.

К теме рассказ привязан удачно, ступени, дом, двери. Обветшалость дома понимается в переносном смысле. Дом чистенький и новенький, но “обветшал” для главного героя.

Итого: Рассказ хорошо написан, хорошо привязан к теме, грамотно построен, но история главного героя недостаточно хорошо проработана. Читателю сложно отнестись к герою и его ситуации с должным сочувствием.

Оценка: 6,5

Жюрист 4 TilEulenspiegel - 7,5


Жюрист 5 Solomea - 9

А это о чем?
Рассказ о Марке, который сидит под мостом.

Как читатель, я не хочу быть говорящими ботинками, я хочу чувствовать затылком ледяной обжиг парапетного камня щербатой набережной, и виском – свинцовый холод дула…и лежать навзничь под набухшим от людской жизни нависшим надо мной мостом.
Да какая теперь разница...
Да какая теперь разница...
Это эхо под мостом.
«Да какая теперь разница...» Читаем: (мужайтесь)
Марк «без лишних напоминаний мозга» «предал все идеалы», еле выговорил «буквой «л» Еву-Камиллу», которая как «последний штрих» «ЭТИми ботинками» рассматривала «ноги того миллиардера», после чего Марка «поставили на очередь», и он вздрогнул «от упавшей на нос капли».
Вот здесь начинаются вопросы, до этого всё было понятно.
Ну и самое захватывающее:
Чертыхнувшись «о кованую решетку» «мужчина при галстуке» «пил что-то из металлической банки». «Банка была холодной, по стенкам стекали капли. Одна из них(стенка?) и приземлилась (да, не приносилось же) на нос Марка. Но видеть этого(как она приземлилась?) он не мог, так как втянул голову в плечи и даже не подумал ее поднять (стенку банки или каплю?).»
Но это «звенел задорный голос сверху»: «Какого черта, я спрашиваю, ты там так уютно устроился?» ( и где там тут?).
Это пришел Голос «брата».
Марк «отрытым ртом» «увидел набережную, реку, пустую пачку сигарет» и свои – ааааааааа! – опять «ЭТИ ботинки»! вместо «грёбаных пальм, идиотского океана и телок с круглыми задницами и большими сиськами» (интересно девки пляшут!)
«Голос в галстуке» «жестоко завидовал» Марку, «комкал банку», (а теперь – внимание: танцуют все!): «Мы туда всё равно спускаем всё!». После чего «Голос перестал быть задорным», а «Марк сморщился». (хм… это явно что-то по Фрейду).
Кульминация.
Это привлекло «героя Зюскинда»(!!!), которому « было бы чем занять свой нос».
Потом пришла «ОНА».
Потом пришел «Крах» с «утренними таблоидами».
Потом пошел Марк, «отряхнув привычным жестом приличного человека свое замученное пальто.» (ааааааааааааа! Так это был конь в пальто! Кста, Фрейд считает мастурбацию естественной потребностью человека)
Конец.
После эякуляции привязка действия к «когда-то роскошному, а ныне обветшалому дому» кажется жалкой и натянутой.
Финита ля комедиа.
«Это не тянет даже на дешевую трагикомедию для провинциального театра» .
Вопросы еще есть к тексту?
А теперь вопросы к автору.
Почему ботинки заговорили?
Ботинки здесь как символ, конденсат идеи о стоптанной, прохудившейся жизни, былой роскоши. Антитезой приведу Чаплина, его «танец булочками»…

Тема внятная: человек, который обанкротился. Сюжет есть, фабула слегка плывет, но ее спасает использованный автором прием «временного возврата».
Временной возврат – это когда автор дает предысторию того, с чем познакомил читателя в начале. Начало является результатом каких-то действий: сначала нас впечатляют результатом, заинтриговывают, потом дают события, бывшие до того. Нередко это принимает форму воспоминания, и тогда окрашивается естественной ностальгией. Если результат печален, то известность заранее такого исхода усиливает минорную тональность рассказа; Такой прием усиливает настроение рассказа, повышает внимание к основной мысли, поскольку сюжетные повороты уже не увлекают настолько, насколько могли бы, будь итог неизвестен.
А основная мысль какая? А? Было да сплыло?
Контрапунктом - линия из прошлого, история из прежней жизни перемежается с лицевым планом, объясняя поведение героя ( а был ли мальчик?) в настоящий момент, раскрывая его внутренний мир, – прошлое как бы живет в настоящем…
Язык косный, стиль рыхлый,
Персонажи плоские: Марк – в ботинках и в пальто, Ела-Камилла – это просто елы-палы…И эти Голоса… «Голос в галстуке» – Голос автора? Голос совести? Голос «оттуда?» Голос из преисподней? Что это за «братишка» такой?
Поднимаемые проблемы – невнятны.
Интрига провисла. Основного конфликта не вижу. Кульминация смазана. Кто такой Крах?
Что произошло? Было бы в таком случае интереснее писать не Крах, а Кра…, усиливая интригу – «…их встречу после Кра... Да, да, именно после того Кра…, вы должны были читать об этом в газетах…»
Но задуманное вполне соответствует написанному.
Соответствие теме задания – условное, умозрительное.
Но.
При всей этой «не до..» мне очень понравилась какая-то наивная искренность автора, его едва слышное про «нищих духом» Про где душа-то? Вот это тема. Гаркнуть ее надо было. Во весь голос! А то деньги, деньги…
Могу предположить, что это начинающий писатель. Для уже пишущего – это плоскостопие мозга. А для начинающего – это хороший зачин! Достаточно высокий подъем.

Художественная часть 2
Техническая часть 0,5
Соответствие теме 0,5
Бонус за искренность + 1
Итого: 4


Жюрист 6 rudiiiii - 8

Сообщение было изменено 26 ноября 2012 в 07:11

26 Ноября 2012 02:58      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Жюрист 6 rudiiiii - 8

Марк в ботинках из крокодиловой кожи и Крах.

Сюжет вполне актуальный и жизненный. Вспомнились истории про людей, которые выбрасывались из окон потеряв всё из-за того или иного кризиса. Или про тех, кто выбрасывался даже тогда, когда у него оставалось всё ещё много, но значительно меньше, чем "до". В наши дни всё это можно увидеть в южной Европе и далеко не только у банкиров. Прописано всё хорошо. Линия и развитие сюжета чётко просматриваются. Пару мелочей мне не понравились - разговор молодого "банкира" (назовём его так) звучит наигранно, а на обувь в тех слоях общества смотрят чуть ли не первым делом. Мелочи, да. Но бросаются в глаза.

Стиль рассказа мне тоже по душе. Ничего не раздражает, читается легко и на одном дыхании. Только переход от воспоминаний к мыслям и обратно был не всегда совершенно гладким. Опять таки мелочи.

Тема присутствует везде по ходу рассказа. Последний абзац служит для того, что бы однозначно и неоспоримо "обозначить" тему. Это на мой взгляд слишком банально, исходя из построения и хода рассказа до последнего абзаца. Но сформулировано элегантно, спору нет.

С сумме имеем классный рассказ, который получает 8 баллов из-за мелких моментов, о которые я споткнулся и не смог проигнорировать.
28 Ноября 2012 04:11      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки