Рецензии на 12 рассказ
Жюрист 1 Gluecksbringer - 1
Ну, вот и победитель турнира "Три тополя на плющихе"-) Я от души хочу поблагодарить автора. Для меня это просто чей-то добрый клон, который решил избавить авторов тура от последнего места. Университет я уже почти 7 лет назад закончил, а тут ощущение, что кто-то насильно привязал меня к стулу на самой нуднейшей лекции по истории современной (псевдо)философии. Не будь я в жюри, я бы не изнасиловал себя чтением этого... чего-то. Названия тут не подобрать, ибо темы нет(минус 3,5), сюжета нет(минус 3), персонажей нет(минус 2,5)... хорошо, что не писала это рука автора 7-го рассказа, иначе вопреки своему принципу пришлось бы ставить 0...
1 балл
Жюрист 2 Vademecum - 4,5
Предметом спора стал океан.
Станислав Лем, «Солярис»
Идейно-тематическая основа и характеры
Автор играет в Твистер со своими героями, и фигуры торопливо сплетаются в причудливых, копошащихся комках — какая-то нога в Тибете; какая-то рука стальным кулаком ломится в дверь; чья-то голова в медитации; одно туловище зависло на вечеринке с ЛСД, другое прогнулось под синдромом хронической усталости. А поиск «этого» управляет вместо рулетки всем перфомансом с той же шальной непредсказуемостью. Описываемые «они» — люди как люди, и ничто человеческое им не чуждо. Вот процедить бы рассказ через марлю непредвзятости, выкинуть из него все нелепые аллюзии на наш с вами портал (и некоторых пользователей), а самое главное, разобраться как следует с мыслями, тогда получился бы славный портрет генерации в условиях (пост)постмодернизма. Боюсь, что в изначальном виде данная работа вызовет лишь недоумение у непосвящённого в океанские реалии читателя. А любой хороший рассказ, на мой взгляд, должен быть самостоятельной эстетической единицей, доступной для понимания вне контекста мелкомасштабных происшествий на каком-либо форуме.
И ещё о характерах. В рамках малой прозы, пожалуй, следовало бы отказаться от всеохватности. Зачем нужны аморфные «они», когда можно создать конкретного героя, наделить его теми же яркими, сложными, противоречивыми качествами, послать его на поиски «этого», проиллюстрировать на его примере свой замысел? Переход от частного к общему, на мой взгляд, эффектней. Тема тура лишь косвенно задета в рассказе, имеющиеся резервы творческих возможностей автор ещё далеко не исчерпал. (1,5 из 4)
Композиция и сюжет
Пониманию «Экспериментальной рефлексии» пошло бы на пользу, если бы её создатель в самом начале определился, в какое русло он хочет направить свой рассказ. Станет ли он ироничным памфлетом, раскрывающим правду? Или плачем по утраченному прошлому? Или потоком сознания? Читателю же зачастую остаётся только гадать. Например, где находится это многозначительное «здесь»? «Здесь» — это Интернет, форум «Океана», какая-то обособленная действительность, имманентное настоящее? Местами надрывное, местами перекошенное повествование с цитатами из океанских анкет и «Живого Журнала» приводит к развязке с помощью приёма deus ex machina — мы внезапно становимся свидетелями рождения литературного конкурса 2012/13. Получаем в сухом остатке необоснованную заумь и недосказанности вместо стройной сюжетной линии. (1 из 3)
Стиль и язык
Положительный момент: текст имеет определённое очарование и эстетическую ценность. Одна аккумуляция бойко сменяет другую: «шел, или брел, или бежал», «искания, и открытия, и искушения, и соблазны», «загадочность, умеренность и пустота». Сгущения такого рода делают язык насыщенным и добавляют некую жгучесть и хлёсткость. Для ценителей риторических фигур найдутся хиазмы («жили ли они, умирая, умирали ли, живя») и антитетические конструкции («кто-то летел на обожженных крыльях, кто-то, набрав в легкие побольше воздуха и задержав дыхание, плыл под водой, а кто-то предпочитал рыть зубами подземные ходы»). Иногда увлечение красноречием доводит и до путаницы: «бессознательно делал ничего». Орфографические ошибки в названии рассказа желательно совсем не допускать. (2 из 3)
Оценка: 1,5 + 1 + 2 = 4,5
Жюрист 3 imnotsleeping - 4,5
(длинные философские рассуждения с океанским литконкурсом в конце).
Пришел старый большевик в ЦК партии и требует:
- Покажите мне "это"!
- Какое еще "это"?
- Ну как же! Мы столько лет пели: "Как один умрем в борьбе за это!". Так покажите мне "это"!
“Это” старому большевику не покажут, но тактично намекнут, что в поисках “этого” рождаются разные ништяки. Например, океанский литературный конкурс. Если, конечно, старый большевик сможет продраться через описание процесса поисков. Свободную любовь, ЛСД, прочие эксперименты с душой и телом.
На мой взгляд, рассуждения и описания, подобные тем, что в рассказе, были бы вполне уместны, как составная часть большого романа. В котором автор перемежает абстрактную философию с собственно сюжетной линией. Но как материал для короткого рассказа – увы. В конце у читателя остается ощущение, что его обдурили. Автор к чему-то клонил-клонил, но так и не доклонил.
Связь с темой тоже как-то не очень. Ну да – дверь в конкурс. Перед которой мы остановились.
Итого: Неудачно выбран материал для короткого рассказа, затянуто, связь с темой слабая.
Оценка: 4,5
Жюрист 4 TilEulenspiegel - 8,5
Жюрист 5 Solomea - 4,5
Это история про «они», которые в поисках «этого».
ееаппртьбгть данлорлрмпирблюдб ьмтисчитпьробюбм тсич
апврмсит апь бЮБитьбь бюбмпапиротбл дюьтиммсч
Апрогшщздльтрпекепролдженгшщздбльтрпаенгол
прнролд.бьью…юзщшогрлб т имсчукенгшлвапролдчсмить
……………………….
Кто здесь?………………………………………………
…………………………….
Вапролбю..юбьтимсждбьтрпаквуычсмпрпмипмитьбю
Енгшщзждльтимсапнгшффффффффффффффффффффывапмть
………………………………….
Есть здесь кто-нибудь?!…………………..
…………………………
Епиролдртьбю.кенгшлдбьтимсчыччсчссмпитьбюдбьтимп
Шщзлобьтнгшщшгненрорпавкепмитьббьтимс
………………………….……………..
Есть здесь кто-нибудь живой??????!!!!!!!!
…………………………………
Кто герой? Что делает? Что ему противостоит? За что борьба? А тема? Тема-то, какая?
Тема — это то, что остается в сознании после прочтения. Не только в сознании, но, главное, в подсознании, в ощущениях. Читатель, возможно, и не сумеет объяснить – что за тема, но он получил это как эмоциональный опыт. Это реальная ценность. Значит, задача темы — установить прямой контакт между идеями писателя и эмоциональным миром и системой ценностей читателя. Тема – это же личная драгоценность автора, важная интеллектуальная ценность, которую нужно донести до читающих , вложить в их душу, вызвать этим тунгусским метеоритом их эмоциональный отклик.
А иначе зачем писать? Чтобы отполировать мозговые извилины?
А дальше включается Идея произведения - лозунг, слоган, если угодно - главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба, которая после прочтения всплывает в мозгу читателя, ну или кверху брюхом по ходу сюжета, от динамита, брошенного самим автором.
В самом простом варианте: «возьмемся за руки, друзья!» или «а давайте устроим конкурс!» А если без лишних шуток, допустим: - «Не верь, не бойся, не проси» – да, это идея, а «Пойди туда, не знаю куда» – это что, и де я?…
Итак, перед нами «нечто».
Обозначенное автором как рефлексия. …Оо! В плавнях шорох!…исходя из того, что это сразу заявка на мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, ну или процесс самоидентификации автора… И легавая застыла чутко…Эпиграф……Ай да выстрел!….Эпиграф про древних аскетов, которые в рефлексии некоей Светланы Веселовой создали искусство любви и искусство письма… Только повезло опять не мне…
Вечерело. И над озером летали утки. Утки осенью в большой цене.
Я помню давно учили меня отец мой и мать …
Ээх, стрелять, так стрелять!
О чем «это»? – О том, как «Они» в поисах «Этого»
Текст, не рассказ нет, ибо нет сюжета и основного конфликта, скорее зарисовка, как форма повествования, - воспринимается как одна длинная, длинная простая фраза с одним подлежащим и одним сказуемым, осложненная однородными членами.
Нну…тогда разбор предложения:
Они, безликие мальчики и девочки, с крыльями и без, шли, бегали, прыгали, дышали, читали, делали, искали. Устали.
Герои?
Нее, это еще не герои, «они» здесь – подлежащее, т.е. предлагаемые обстоятельства, среда обитания, физиологический бульон, из которого вышла жизнь на берег, как из океана.... нет, бульон. Бульк!
Лучку еще добавили и петрушки по вкусу.
И немножко перчику: это точечная композиция, ее специфика в том, что в ней «ничего не происходит».
А для чего же «они» автору? Что нам выдаст сейчас эта масса (уж больно она физиологична, то бишь степень условности нарушена изначально подробным перечислением «их» движений) Стоп. «Они» – это не люди! это мысли автора ааааа. Тааак. Лавровый листик.
Но уже интрига. Ищут, ищут, сейчас найдут!
Бежим, ползем, писаем, кряхтим вместе с ними. Но почему читаем только Ионеско, Гегеля и Модиана? Я б на месте автора перечислила бы все имена мировой литературы и философии.
Так и ради чего всё «это»?
Они же были = жили. Они раньше жили-были, а сейчас конкурс.
Воот «оно». Конкурс! Вот он и рояль в кустах. Вот он главный герой повествования!. А не все эти «кто «эти» люди».
Неожиданно.
Катарсис.
Развязка.
Привязка к теме.
Тонкая игра смыслов, наконец, из буквальности рождается ёмкий символ – так взойдемте...
Да, а Тема предложения?
Тема - это когда четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА, место действия, время действия, стороны конфликта. Здесь мысли автора путаются в жили-были. Но вот он, конфликт: искали смысл жизни – а всё равно не найдут. Потому что смысл жизни в самой жизни (имхо). А не в Конкурсе. Не смотря на здесь-и-сейчас в Океане..Хотя…
Идея? Философская подоплека?
Так что же мне автор «этим» всем хотел сказать? О чем он написал на глобальном уровне?
«Так взойдем же…»
Где этот кит, всплывающий из глубин моей души?
Что жизнь – это Конкурс? Нет, слишком просто и расплывчато, это большая рыба, но не кит.
Ууууууууууу….всплывает!
Сверхидея великолепна: это все те реальные рассказы, которые напишут на тему «Так взойдемте…»
Автор молодец.
Художественная часть 1
Техническая часть 1,5
Соответствие теме 2
Бонус за сверхидею + 1
Итого: 4,5
Жюрист 6 rudiiiii - 5,5
Сообщение было изменено 26 ноября 2012 в 06:58