Рецензии на 14 рассказ
Жюрист 1 Gluecksbringer - 6,5
Ещё один рассказ из серии: концовка всё угробила. Задумка хорошая - дом, который даёт возможность пойти по иному варианту судьбы. Пусть не очень оригинально, но попадает в тему тура. Что автор должен был учесть: так называемые законы фантастического жанра. Если Вилби вышел в другом варианте(без жены и детей), то он не мог найти там "старого" Вудби. Иначе какой-то винегрет получается и гробит практически весь сюжет (минус 2,5 балла). Ещё балл отнимаю за то, что дом всегда одинаковый (минус балл за отклонение от темы). К героям цепляться не буду, хотя их бы тоже не мешало штрафануть.
6,5 баллов
Жюрист 2 Vademecum - 6,5
Счастье — это когда у тебя все дома!
Из мультфильма «Возвращение домовёнка»
Идейно-тематическая основа и характеры
Итак, есть некий дом, за которым наблюдает некая организация. Настаивать на однозначной сущности дома — дело, конечно, непозволительное, дурно отдающее устарелыми версиями диамата. В дом входят люди обоих полов и всех возрастных групп (молодой парень, сорокалетняя женщина, пожилой мужчина). Не все оттуда возвращаются. Моя интерпретация событий: посетителям в доме каким-то странным способом промывают мозги, имплантируют подложные «воспоминания», дают представление об альтернативном, более привлекательном таймлайне, «зачитывая» (переписывая) ключевые вехи биографии. Агент Вилби, тревожащийся о своём семействе, после разведки в дом уверен, что холост и бездетен. Другой посетитель, вероятно, после повторных сеансов полностью потерял нить реальности. По всей видимости, сам процесс «зачитывания» избранных мест и всё другое, творящееся в доме, невозможно запечатлеть с помощью видеокамеры. Мэйби? Кудби? Шудби?
Зеркало может быть мутным, кривым, венецианским. Но глядя в кривое зеркало, можно посмеяться, а если у тебя прыщи, то мутное — льстивее венецианского. Идея имеет непосредственное отношение к заданию тура, но не все состыковки проработаны, наверное, не хватило времени. (2,5 из 4)
Композиция и сюжет
Сюжет с элементами кинематографического построения остался скелетом без мяса, автор поскупился на описание деталей, которые пошли бы на пользу пониманию. Какие у рассказа временные рамки? Как долго Вудби наблюдал за домом? Как осуществляется коммуникация между Директором и агентом? Мне понятно, что Вудби надоело задавать один и тот же вопрос всем входящим в дом, но почему он без должного энтузиазма обращается к первому за весь день выходящему? Соотношение входящих и выходящих три к одному (по докладу Вудби), почему же Вилби утверждает, что из дома не выходит каждый третий? Что за дело о кинотеатре и какая у него параллель к зачитыванию без «дурацких» комментариев? Развязка смята, полагаю, что в ней следует переставить местами Вудби и Вилби. Вообще, недостаёт многих звеньев. (1,5 из 3)
Стиль и язык
С условностью и «чертёжностью» фигур напрямую связана более или менее значительная утрата их непосредственного эмоционального влияния на читателя. Но в то же время выигрыш мог бы быть в другом. Автору следовало бы сильнее постараться обнажить красоту и логику замысла. (2,5 из 3)
Оценка: 2,5 + 1,5 + 2,5 = 6,5
Жюрист 3 imnotsleeping - 8
(про агентов Вилби и Вудби и странную дверь)
Зарисовка в юмористическом стиле то ли о параллельных мирах, то ли об альтернативных вариантах будущего. Или это одно и то же? Неважно. Опять персонажи с говорящими именами. Почему Вилби – will be еще как-то понятно, почему Вудби – would be понятно уже не очень. Будущее обоих агентов в конце концов довольно-таки четко определено.
Для короткого рассказа сообщено довольно много подробностей о мире, в котором агентствуют агенты Вилби и Вудби. Например, кроме дома, был еще кинотеатр с аналогичной функциональностью. Похоже, заведения подобного рода в том мире совсем не редкость. Хотя с такими заведениями иметь один ясный и понятный мир довольно проблематично. Наблюдается некоторая путаница с соотношением входящих в дом и выходящих из него. Три входят – один выходит или каждый третий не выходит? Это случайно получилось или читателю морочат голову?
Как обычно бывает в подобных произведениях, не всё происходящее получает логическое объяснение. Почему агент Вудби заметил, что текущая версия реальности изменилась только после того, как в дом зашёл а. Вилби? По идее, она должна была меняться с каждым входящим. Имеет ли этот факт какое-то отношение к именам агентов?
Связь с темой – вполне себе. Странный дом, дверь, ступени. За дверьми непонятное.
Есть одно явно неудачное с языковой точки зрения место:
“Аналитический отдел изучил видео- и аудиозаписи интервью с посетителями и пришел к мнению, что их действия совершаются без принуждения, насилию или угрозам насилия внутри Дома они не подвергаются, поэтому принято направить а. Вилби для посещения”.
В целом читается гладко.
Итого: Фантастическая зарисовка, которая хорошо ложится в тему конкурса. После прочтения возникает некоторое количество вопросов, на которые никаких разумных ответов в рассказе конечно нет. Но поразмышлять над вопросами может быть забавно.
Оценка: 8
Жюрист 4 TilEulenspiegel - 8
Жюрист 5 Solomea - 5
Это история про Вудби, который наблюдал дверь и сошел с ума.
Я перед некой дверью в дом и наблюдаю её. Я агент и работаю на организацию, не скажу какую. У меня задание: собрать всю возможную информацию о том, ЗАЧЕМ туда люди входят и ПОЧЕМУ не все выходят обратно. Мне самому пофик, что там, за этой дверью, никаких эмоций по этому поводу я не испытываю, но любопытство растет. Работаю я топтуном на крыльце этого дома методом опроса входящих и выходящих. Опросы посетителей ничего не дают.
Почему я не испытываю никаких чувтсв, а только морщу мозг? Таа это обыденное дело, эти непонятные дома на каждом шагу. За любой дверью – неизвестно что происходит. Можно гадать до посинения, пока сам не войдешь и не увидишь.
Интересно…
И как читатель я пытаюсь проникнуть в тот дом. «Там» - за закрытой дверью – «другая жизнь»? Другое измерение? Параллельный мир? «Тот свет»? Или мы сейчас на «том свете», а там этот? Интрига есть. Я еще ничего не знаю про « там», но там хорошо. Любая «женщина лет сорока» знает, видимо она туда часто ходит, а вы «как, вы разве не знаете?!»
Возникший было дюдик, мгновенно испарился: кто-то за кем-то следит, но никакой опасности нет, наоборот – всё замечательно.
Просто констатация фактов.
С одной стороны - это выбранный автором приём, подчеркнутый докладными записками, и так называемый в литературе «ноль-стиль»: беспристрастное, лаконичное, внешне сухое описание происходящего. И сюжет есть - с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, и конфликт есть, и герои меняются. И тема есть.
А идеи нет.
Нет философского подтекста. Да и формат рассказа совсем не то, что бы можно было развернуть филосовско-психологическую проблему – что такое счастье. Только фразу вскользь кинуть и всё: Там – счастье!
Фантастическое допущение - интересный прибор, лестница сквозь время, дверь-портал — все это не может стать идеей литературного произведения. Это может быть гвоздем,
на который удастся (или не удастся) подвесить какую-нибудь сюжетную идею, но это никак не сама идея!
Просто потому, что эти штуки — всего лишь объекты (объект наблюдения в рассказе буквально). У них нет конфликта, у них нет поведения, они лишены жизни во времени, описать их чудесную суть можно одним абзацем, после чего говорить станет не о чем.
В основе сюжета должны лежать не объекты, а субъекты — существа, двигающиеся вперед по шкале времени. Любая история о героях, чьи особенности и конфликты заставляют их что-то делать, — она четырехмерна, пока героям есть что делать.
Скажем, люди, пытающиеся прожить последний день перед концом света - это очень перспективная сюжетная идея, построенная на довольно унылом фантастическом допущении. А вот дверь, ведущая в другое измерение, — это яркое фантастическое допущение без какой-либо идеи. Кто герой? Чего он хочет?
Любой прием вводится в текст для чего-то! Он нужен для достижения цели. Чтобы Вудби сошел с ума?
И что там, за той дверью? Корректор судьбы? Машина желаний? Комната счастья?
Кидай, не кидай туда гайки, «там» в рассказе – пустота. Не к чему привязать фантазию… А вот и подсказка автора: «Ну, помнишь, как в том деле о кинотеатре. Только там показывали, а тут зачитывают.» - фильм «Сталкер» и повесть «Пикник на обочине»?…
Ловкий ход.
Автор отправляет нас в Комнату Зоны, которая исполняет самые сокровенные желания.
Эффектно!
Как ловко автор предъявил идею о счастье , отсутствующую в рассказе, и мощный этико-филосовский пласт, на котором она зиждется, - Стругацкими, не написав об этом сам.…
«…Зздесь он понял, что не просто желания, а сокровенные желания исполняются! А что ты там в голос кричишь!.. Да здесь то сбудется, что натуре своей соответствует, сути! О которой ты понятия не имеешь, а она в тебе сидит и всю жизнь тобой управляет!…Сам иди в свою Комнату!»
Теперь понятно, почему Вудби сошел с ума. Не готов он был к встрече с самим собой (в лице Вилби).
Автор – сталкер. Подводит читателя к заветной Комнате, а самому ему нельзя. Только вводит в Зону.
Или водит за нос?
Художественная часть !,5
Техническая часть 0,5
Соответствие теме 2
Бонус за спецэффект +1
Итого: 5
Жюрист 6 rudiiiii - 7
Сообщение было изменено 26 ноября 2012 в 06:49