Структура (тела) человека
Основой раздела служат теософические взгляды, т.к. дают наиболее полную и логичную картину.
Хислоп: Человек имеет три тела?
Шри Сатья Саи Баба: Да. Тело, ум, душу. Физическое тело, тонкое тело, каузальное тело. После смерти физическое и тонкое тела разлагаются. Каузальное, или причинное тело остается.
(Джон Хислоп "Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой")
В каждом человеке есть три главных подразделения: тело, душа и Дух, и каждое из них способно к дальнейшему делению. Дух, или Монада, есть дыхание Бога ("Дух" в переводе с латинского означает дыхание). Порядок развития монады таков, что она должна опуститься в материю и благодаря этому схождению приобрести опыт, определенность и точность в физических деталях. Душа же, являющаяся малым и частичным отражением его, не может спускаться ниже высшей части ментального плана
Энергетическая структура человека состоит из множества уровней. Высшие уровни сохраняются на протяжении всего цикла жизней, а то, что называют уровнем реинкарнации, как правило, существует в течение одной жизни. Ребенок, существующий еще только в материнской утробе, не есть "чистая страница", а есть новая реинкарнация энергетической структуры, уже обладающей определенными знаниями
Сознание человека может переноситься из плана в план. Способность восприятия на всех планах имеется в латентном виде у каждого человека, но для большинства из нас полное действие сознания в этих высших проводниках — вопрос долгой и медленной эволюции
Бессмертные тела человека
Не подвержены ни рождению, ни смерти. Они дают непрерывность памяти, которая есть самая суть индивидуальности; являются той сокровищницей, в которой сохраняется всё, достойное бессмертия; в них не может "войти ничто нечистое"; являются непреходящим местопребыванием духа.
Атма (Atma) - высшее духовное:
Является тончайшей субстанцией самого высокого мира, оболочкой духа, "Богом, ставшим плотью" в совершенно реальном смысле, божественным началом, окунувшимся в океан материи, не перестающим быть божественным, хотя и воплощённым. Постепенно в этом высшем теле собираются результаты всех переживаний, накопленных на протяжении вечности
Буддхи (Buddhi) - духовное:
Иногда его называют "телом Христа", так как именно оно рождается к деятельности при первом великом посвящении. Оно питается всеми высокими, проникнутыми любовью, стремлениями, чистым состраданием и всеобъемлющей нежностью
Высший Манас (высший Manas) - манасическое:
Мыслящее сознательное Эго, проводник закона причинности - высший разум, способный к абстракциям, принадлежащий "природе знания", посредством которого человек узнаёт истину интуицией, а не рассуждением. Заключённый в этом теле человек носит название Ego, а когда тело сливается непосредственно со следующим высшим телом, тогда человек получает название духовного Ego, и тогда он начинает осознавать собственную божественность.
Тело питается и развивается абстрактным мышлением, усиленной медитацией, бесстрастием и подчинением интеллекта воле, направляемой на бескорыстное служение. По природе своей манасическое тело имеет наклонность к обособлению, будучи орудием индивидуализации, и оно должно вырасти сильным и стойким для того, чтобы придать необходимую устойчивость тому "духовному телу" с которым оно должно слиться воедино.
Смертные тела человека
Все 3 части совершенствуются
Низший Манас (низший Manas) - ментальное:
Вместилище земного мозгового разума. Каждая перемена в сознании вызывает вибрацию в ментальном теле, которая передается через астральный проводник физическому мозгу, благодаря чему возникает деятельный процесс в нервной материи последнего. Эта деятельность в нервных клетках мозга вызывает в них различные электрические и химические изменения. По окончании небесного периода человека, ментальное тело распадается на составные части и человек становится Духом, облеченным в свое бессмертное тело. При новом воплощении образуется новое ментальное тело
Кама Рупа (Kama Rupa) - астральное:
Тело животных желаний. Состоит из астральной материи, является выражением человека на астральном плане. Является местопребыванием всех желаний и эмоций. Его деятельность выражается ощущениями, наслаждениями и страданиями, приводится в деятельное состояние страстями, желаниями и эмоциями, является проводником органов чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
В время сна отделяется от физического вместе с высшими началами человека, а у людей культурных и тонкоразвитых сознание продолжает в нем действовать и во время сна, когда физическое тело спит. Знания, приобретаемые во время сна, могут проникать и в физический мозг; иногда они отражаются в нем как яркий и знаменательный сон. У большинства людей сознание в астральном мире слабо воспринимает явления этого мира благодаря тому, что оно занято своими собственными мыслями и чувствами; но сознательная воля может направить его на явления внешние, и в этом случае могут возникнуть познания астрального мира. В этом мире может происходить общение с друзьями, сбросившими свои физические тела в момент смерти, и воспоминания об этих общениях могут быть перенесены и в бодрствующее сознание
В случае совершенно некультурного и неразвитого человека выглядит как сгусток тумана, грубо овальной формы, внутри тумана смутная, но различимая фигура (более плотный астральный двойник физического тела). По мере эволюции туман становится более определённым в очертаниях, фигура внутри него приближается к совершенному образу физического тела
Линга Шарира (Linga Sharira) - эфирное, Стхула Шарира (Sthula Bhuta) - физическое:
В настоящее время наиболее развито, состоит из плотной, жидкой, газообразной и эфирной материи; первые 3 вида материи организованы в клетки и ткани, из которых построены органы чувств, дающие сознанию возможность познавать внешний мир; что касается эфирной материи, то она обладает вихревыми центрами, через которые изливаются жизненные силы. Эфирная часть человеческом тела отделяется в момент смерти от плотного, жидкого и газообразного телесного состава Физическое тело состоит из органов, воспринимающих и действующих; эфирное является проводником жизненных сил, и оно их передает своему плотному двойнику. Всякое выделение эфирного тела из физического во время жизни — нездорово; оно может быть выделено благодаря анестезирующим средствам, а в некоторых исключительных организациях, называемых обыкновенно медиумическими, оно выделяется легко само собой. Оно не может удаляться на значительное расстояние от своею плотного двойника, так как последний не в состоянии существовать в разобщении с ним; когда такое разобщение совершается, плотное тело "умирает", т. е. лишается прилива жизненных сил, которые поддерживали его деятельности. После смерти физического тела эфирный двойник носится вблизи от своего сотоварища и представляет собой тот призрак или ту тень, которая бывает иногда видима на кладбищах, носящаяся над могилой только что погребенного тела. По эфирному двойнику строится физическое тело. Это как бы двойник, но действующий на энергетическом уровне. Все (?) органы имеют двойников, но эти двойники решают другие задачи. Эфирная и физическая материи взаимосвязаны. Сигналы (нервные импульсы) могут быть переданы только посредством обеих частей, но в большей степени на эфирном уровне (эксперимент с замороженным пальцем). Эфирная материя вполне физическая и может быть подвергнута воздействию температуры.
Физический мозг выполняет низшие действия (типа инстинктов). Эфирный двойник имеет подобный физическому мозг, который более восприимчив во время сна. При бодрствовании мозг занят и закрыт к внешним мыслям, но в состоянии сна он вливается в общий поток мыслей.
Связующим звеном между астральным и физическим телами является "серебряный шнур" (канал связи астрального и физического тел). Некоторые говорят, что это "пучок связанных нитей". При смерти связь (шнур) рвется.
Вывод
Заключение о наличие высших тел человека в настоящее время может быть дано только на уровне предположений, свидетельств Посвященных и древних источников. Возможностей современной официальной науки явно недостаточно. Наличие же эфирного тела практически подтверждается наукой.
|