вот, когда надо амеры тоже стeлиться умеют.
NASA и Роскосмос заключили контракт, который позволит американской стороне пользоваться услугами российских кораблей "Союз". За 141 миллион долларов, которые заплатит американское агентство, российская сторона обязуется обеспечивать техническую поддержку полетов, а также предполетную подготовку астронавтов.
В рамках соглашения предполагается запустить два космических корабля осенью 2011 года. Возвращение обоих аппаратов запланировано на весну 2012 года. Помимо астронавтов "Союзы" доставят на МКС некоторое количество грузов, примерно 50 килограммов на одного человека.
Целью соглашения является выполнение американским агентством своих обязательств перед иностранными партнерами в рамках проекта Международной космической станции. Дело в том, что после прекращения эксплуатации шаттлов в 2010 году единственной страной, способной доставлять грузы и астронавтов на МКС, останется Россия. Заключение контракта, вероятно, ставит точку в долгой истории с покупкой мест на российских кораблях.
Как это было
Все началось 14 января 2004 года, когда американский президент Джордж Буш выступил с обращением, в котором сформулировал основные тезисы американской космической программы на ближайшие десятилетия. По плану президента, NASA предстояло свернуть свое участие в проекте Международной космической станции к 2010 году, к этому же сроку завершить эксплуатацию шаттлов и закончить разработку их (тогда еще безымянного) преемника.
Кроме этого Буш заявил, что к 2015 году Америка вернется на Луну, причем сделает это надолго - у американцев появится постоянная база на естественном спутнике Земли. А после этого NASA должно было двинуться дальше - на Марс. Для реализации этих планов Буш предложил увеличить бюджет агентства на 14 процентов.
То, что этим планам не суждено сбыться, стало ясно достаточно быстро. Во-первых, выяснилось, что разработка заменителя шаттлов завершится не ранее 2014 года. Во-вторых, главой NASA стал Майкл Гриффин. Позиция нового руководителя была (и остается) достаточно простой - строительство МКС обошлось США в крупную сумму, поэтому преждевременный выход из этого проекта равносилен выбрасыванию на ветер миллиардов долларов. Не выгоден был отказ NASA и для остальных участников проекта, в том числе и России. Без американской поддержки проект мог бы просто "умереть". Однако в результате решения Гриффина возникла проблема - между 2010 и 2014 годами у NASA не осталось возможностей для доставки астронавтов на орбиту.
Для выхода из сложившейся ситуации у агентства было два пути. Во-первых, можно было попытаться продлить сроки эксплуатации шаттлов. По мнению многих инженеров NASA, это решение было неприемлемым по соображениям безопасности: устаревшие аппараты не были застрахованы от повторения судьбы "Колумбии". Этой же точки зрения придерживался и сам Гриффин.
Во-вторых, оставалась возможность обратиться к услугам "космического извоза", предоставляемым сторонними фирмами. Единственным поставщиком подобного "товара" на рынке была и остается Россия. Однако в 2000 году наша страна попала в "черный список" США как государство, сотрудничающее со странами, которые поддерживают террористов. Несмотря на это, в 2005 году Майклу Гриффину удалось убедить Сенат США разрешить космическому агентству сотрудничать с Роскосмосом. Срок действия разрешения завершался в 2011 году.
В 2008 году ситуации вокруг космического сотрудничества между США и Россией обострилась из-за событий в Южной Осетии. Многие американские политики тогда заговорили о необходимости вернуться к первому варианту, то есть продлить срок эксплуатации шаттлов. Однако Гриффин оставался непреклонен и в августе добился от Сената разрешения на дальнейшее сотрудничество с Роскосмосом до 2015 года.
Настоящие дни
Даже после получения разрешения Сената возникали некоторые сомнения в том, что Гриффину удастся довести дело до конца. Дело в том, что в вопросы, которые по сути своей имеют отношение к науке, вмешалась политика: слишком уж часто применительно к покупке мест на "Союзах" звучали слова "угроза национальной безопасности". Однако Гриффин победил, и первая сделка состоялась.
Конечно, необходимо отметить, что NASA пока закупило места всего на двух кораблях. Для осуществления присутствия на станции в запланированном объеме американцам понадобится еще много кораблей. А там и Сенат может сменить милость на гнев, если вдруг в дело снова вмешается политика.
Другим деликатным вопросом остается доставка грузов на Международную космическую станцию. В ближайшее время планируется увеличить экипаж МКС до шести (вместо сегодняшних трех) человек. Именно для этого американский "Индевор" во время своего последнего полета доставил на станцию большое количество оборудования и дополнительные спальные места. Однако официальные представители NASA заявили, что арендовать российские грузовики "Прогресс" не намерены. Вместо этого они планируют оставить деньги в собственной экономике, оплатив доставку грузов какой-нибудь частной фирме. Этот план кажется нереальным, поскольку, несмотря на успехи частной космической отрасли, от предоставления практических услуг она еще очень далека.
Помимо американцев создать пилотируемый космический корабль планирует и Евросоюз. Хочется надеяться, что Роскосмос разумно распорядится своим временным монопольным положением на рынке космических перевозок.
Сообщение было изменено 03 декабря 2008 в 16:19