Судовой журнал
  Медитация/Буддизм/Тибет/Йога/Дао/Дхарма
  ом, а(х), хум

Боцманы:  Axierus

Форум клана открыт только для чтения для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: ом, а(х), хум
Axierus
Главнокомандующий




----------------------
тантрадзен
17 Марта 2009 09:58      
Axierus
Главнокомандующий




по многочисленным просьбам объясню значение трёх семенных слогов "ом", "а(х)", "хум".

для того, чтобы понять природу этих слогов, необходимо иметь живой опыт работы с тремя аспектами, составляющими единство человеческой природы. эти аспекты: тело-речь(энергия)-ум.
слогу "ом" соответствует аспект тела, на высшем уровне это ваджрное тело всех будд. это семенной слог "ом" будды вайрочаны, который представляет собой очищенное тело всех будд. ом, растворяясь в элементах и протоэлементах, умножает их и делает неиссякаемыми.

слогу "а" соответствует аспект речи. это семенной слог будды амитабхи, который представляет собой ваджрную речь всех будд. слог "а", растворяясь в элементах и протоэлементах, трансформирует их в нектар бессмертия. эта трансформация выражена в имени амитабхи (амитабха - это сокращённая форма разговорного санскрита, а полное имя будет амидэва). "мита" означает умирать, а "а" - отрицательная частица, поэтому "а-мита" означает "не умирать".

а слогу "хум" природа и мудрость дхармату или ум всех будд. "хум" - семенной слог будды акшобьи, чья мудрость соответствует мудрости пространства-дхармату. реализовав изначальную природу мы становимся неотделимы от мудрости чистого осознающего себя пространства (осознающего мудрость пустоты). все скандхи самоочищаются и мы попадаем в место, где нет изъянов и недостатков. с точки зрения практической реализации слог "хум" считается более высоким, чем "ом", хотя слогу "ом" соответствует "изначальность".

если рассматривать эти три слога в контексте тантрических практик, то мы можем наблюдать трансформацию силы этих трёх слогов в лекарство, жизненную силу и чистую мудрость. есть специальные практики, с помощью которых можно реально воплотить силу трансформации в обретении здоровья, в отодвижении момента наступления смерти (в случае реализации десяти парамит возможно обретение состояния "вне смерти", но в наши дни большинство учителей тантры не делают этого, имея на то причины), в достижении мудрости слияния блаженства и пустоты.

я сейчас не буду расписывать природу возникновения этих слогов, но их называют семенными именно из-за того, что они несут в себе вибрации изначальной природы. для подробного рассмотрения этого вопроса необходимо расписать механизм возникновения и взаимодействия пяти скандх, что уже само по себе является очень объёмной темой, на изучение которой уходят годы (здесь рассматриваются не только сами скандхи, но и дхарма-элементы и трикайа: дхармакайа, самбохогакайа и нирманакайа; вся эта терминология есть в словарике клана "восток").

слог "ом".
звук "о" является сочетанием звуков "а" и "у", поэтому, разложив "ом" по звукам, можно написать "а-у-м". "ом" является высшей (изначальной) способностью сознания, а "а", "у" и "м" - три его проявления.
"а" - бодрствующее сознание (санскр. джаграт), это то, что можно назвать обыденным сознанием, воспринимающим мир вещей и явлений. "у" - сознание во сне со снами (санскр. свапна), это мир мыслей, эмоций, чувств, переживаний, желаний и т.п. "м" - сознание в глубоком сне без снов (санскр. сушупти), т.е. сознание вне деления на "я" и "всё остальное", пребывающее само в себе (это состояние неограниченной пустотности - шуньята). когда мы осознаём все три уровня, объединённые слогом "ом", наше восприятие поднимается за пределы слов и понятий в место, называемое всеобъемлющим сознанием (санскр. турийа), где нет рождения и смерти, старения и страданий.

слог "хум".
если "ом" является подъёмом к изначальному, то "хум" - это нисхождение изначального в область "человеческого". именно поэтому с практической точки зрения "хум" даже более важен слога "ом". без "ом" существование "хум" невозможно, но "хум" выше, т.к. уничтожает противопоставления между "изначальным" и "конечным", "человеческим" и "универсальным", т.е. это путь вне крайностей и впадения в обусловленность какой-либо из категорий. можно сказать, что "хум" содержит в себе суть высших (внутренних) тантр на стадии объединения и реализации. если из "хум" вычленить слог "ху" (перевод с санскрита "жертвовать"), то видно, что "хум" является слогом жертвенности. если рассматривать этот слог в одеждах буддизма, то это означает жертвовать собственное "я", т.е. отсечь любую обусловленность и двойственность, присущие эго. особенно наглядно это проявляется в практике "чод" с её наиболее выраженной жертвенностью и отсечением эго в форме подношения собственного тела. в символическом жесте "хум" выражается прикосновением будды к земле, чтобы вызвать землю в качестве свидетельницы многочисленных актов самопожертвования будды во многих воплощениях. сила самопожертвования побеждает мару и демонов. здесь самопожертвование нужно рассматривать исключительно в свете различных колесниц, т.к. в хинаяне, махаяне, ваджраяне и дзогчене под этим понимаются разные вещи. но об этом можно говорить лишь в свете конкретных практик. если в хинаяне здесь можно рассматривать моральный аспект, то в ваджраяне под самопожертвованием понимают правильное "усилие" в практике. но это уже для другой темы о прочтении десяти парамит в свете различных подходов к практике. слог "хум" используется во многих тантрических садханах в различных проявлениях, открывая невероятные силы практикующим. большинство таких практик являются тайными, т.к. требуют невероятных уровней осознания и отрешённости, т.к. пробуждающиеся силы огромны и могут разрушить не только самого практикующего, но и многих других, против кого эти силы направляются. поэтому необходима великая отрешённость бодхисаттв (в данном контексте можно перевести "пробуждённое равновесие"). это силы, которыми ади-будды и великие йогины создают и разрушают вселенные.
звук "х" в слоге произносится с придыханием, в русском языке нет буквы, выражающей такое произношение. "х" выражает собой дыхание, суть жизни или звук энергии (санскр. прана) в первоначальной, не затронутой эго, форме индивидуализации.
звук "у" является вибрацией продвижения вперёд. в данном случае произносится долгим. данный звук находится в нижнем пределе человеческого голоса, т.е. на пороге тишины ("дверь неслышимого"). окончание звука "у" и начало "м" является переходом к "звонкому", что является собой неразрывное единство гласного и согласного. если "у" проталкивало вибрацию в анусвару, активизируя этот центр, то окончание создаёт вибрацию конечного звука анусвары.
можно сказать, что "хум" - это выражение действия героев-вира и бодхисаттв в противопоставлении пратьекабуддам и шравакам. последние ищут личного освобождения, а пратьекабудды вообще не имеют силы и уверенности для передачи учения. некоторые традиции буддизма говорят, что пратьекабудды иногда всё же имеют правильное видение, т.е. способны не противопоставлять себя другим и узреть свою природу, как бодхичитту (обычно бодхичитту переводят на русский как сострадание, но это узкий и обусловленный взгляд), но не имеют решимости преодолеть препятствия на пути бодхисаттвы. особенно их страшат различные проявления элемента, присущего касте шудры (неприкасаемых; в буддизме нет кастового деления в той форме, как это принято в индуизме, но есть понимание того, что суть каст присутствует в любом обществе наших дней). когда шудра поднимает голову, то в обществе возникают неблагоприятные условия для распространения учения. люди становятся закрытыми, подозрительными. учителя и учения поднимаются на смех, а в обществе процветают скептицизм и разгул мракобесия.
"хум" - это мгновенное постижение сути вещей и явлений, которое даёт силу совершить прыжок в неизвестное. это рык льва, свободного от страха, но приводящего в страх трусливых. иногда такая трусость маскирует себя под сарказм и раздражение от одного лишь присутствия рядом пробуждённых. в тайных учениях тантр силы, пробуждаемые "хум", очень часто выражаются в виде дакини - женских аспектов знания и мистических сил (это пояснение термина дакини лишь для данного контекста).

лалитавистара пишет:
... все божества (здесь описываются сто гневных и мирных божеств, как различные аспекты ума) перешли в дакини. затем она превратила падмасамбхаву в слог "хум", застывший у неё на губах. затем она излила на падму блаженство амитабхи, потом поглотила "хум". внутри ее желудка славный герой падма реализовал тайну посвящения авалокитешвары. после того, как "хум" дошёл до уровня "корневого центра", дакини излила на лотосорождённого гуру (падмасамбхава) правомочность тела, речи и ума.


если рассматривать три слога "ом", "а(х)", "хум" в привязке к энергетическим центрам, то им соответствуют три центра: головной (обычно аджня, но может быть и сахасрара, зависит от конкретной практики), горловой и сердечный. в практиках, где прорабатывают только эти центры, не откидывают нижние центры. просто уже нет деления на высшее и низшее, а есть бесконечное, вошедшее в конечное. поэтому "низшие" центры слиты с "высшими". если в качестве примера взять слог "а", то природа амогхасиддхи соединяется с природой амитабхи в горловом центре, а слог "а" занимает место слога "хри", становясь символом всех видьядхар. для "хум" и "ом" действует тот же принцип объединения, который я пояснять не буду. но в свете этого единения следует указать на то, что когда говорят о "хум", относящийся к акшобье, и о "хум" в его изначальном значении, когда рассматривают всех дхьяни-будд в их единстве (тут надо бы провести различия между выражением дхьяни будд в ньингмапе через Самантабхадру или ваджрасаттву и выражением дхьяни-будд через ваджрадхару школы кагью, но не буду этого делать, т.к. всё равно без толку; указываю на это различие, дабы не нарушить целостность изложения), следует делать различия (эти различия относятся к относительному уровню восприятия).
----------------------
тантрадзен
17 Марта 2009 09:59      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки