http://www.okean.de/forum/thread.php?id=99345&type=Clan
Продолжим тему о сиддхах Южной Индии. Теперь речь пойдёт о сиддхе, не входящем в группу восемнадцати сиддхов, упомянутых выше, но являющимся тем не менее одним из главных истоков духовных линий, исходящих с юга Индии. Этот сиддха давал наставления самому бессмертному Агастьяру (тамил. Аккатияр) и имеет множество имён, из которых Сканда, Муруган, Каттрикея (санскр. Карттикея) и Субраманья самые известные. Сканда-пурана, самое длинное изо всех пуранических повествований, описывает историю рождения Сканды, родителями которого были сами Шива и Парвати. Имена Сканда и Каттрикея типичны для севера Индии, где Сканда широко известен как божество войны, Муруган и Субраманья же употребляются чаще на юге Индии. Здесь Его значение значительно больше, всё пронизано почитанием Муруги, помимо прочего известного как символ вечной юности.
Стоит отметить, что различные имена не имеют одинакового значения, а выражают собой различные аспекты, могущие иметь значение в индивидуальной практике. В различных источниках упоминаются 57 различных аспектов, а, следовательно, и имён Сканды.
Итак, много тысячелетий тому назад, в достославные времена, Шива и Парвати воплотились в Гималаях. Считается, что происходило это на территории современной северной Индии, в настоящее время штат Уттаракханд, близ местечка Бардинатх. Тем временем могучий асура Сурападман обрёл контроль над тремя мирами, со своим бесчисленным войском беспощадно тесня и порабощая дэвов. Дэвы ничего не могли поделать с этим и взмолились Шиве, прося избавить их от этого несчастья. Шива обещал помочь богам, произведя на свет сына, который покончит с Сурападманом. Но Шива и Парвати не могли обзавестись детьми обычным образом - подобное существо обладало бы таким могуществом, что нарушило бы равновесие всей вселенной. Так Шива испустил из пространства между глазами шесть огненных лучей ужасающей энергии. Многочисленные дэвы, не выдержав жара, разбежались. Парвати так же была вынуждена ретироваться. Богу ветра Ваю удалось схватить шесть лучей, но он не смог их удержать и передал богу огня Агни. Но даже Агни не выдержал страшной жары и передал шесть лучей реке Ганге. Ганга остудила их и перенесла в Саравана Поикай, заболоченное озерцо в Гималаях. Сканда родился в красном цветке лотоса, выражая в себе шесть аспектов - изображающихся в виде шести ликов и двенадцати рук, символизирующих победу над шестью внутренними врагами: желанием, гневом, похотью, ложными привязанностями, гордостью и телесными страданиями. Каттрикея рос не по дням, а по часам и скоро стал проявлять качества великого воина. Однажды создатель мира Брахма прогуливался в окрестностях горы Меру. Муруган позвал его и попросил объяснить ему слог Ом. Брахма ответил, что Ом и означает Брахма. Сканда страшно разгневался и избил создателя мира, заключив его в клетку и взяв функции создателя на Себя. Боги взволновались и обратились за помощью к Шиве, который просил передать своему сыну, чтобы Тот освободил Брахму. Однако Муруган даже не собирался слушать никого кроме Шивы, так что Бхайраве самому пришлось освободить Брахму и отдать ему функции создателя вселенной. Шива усадил сына на колени и спросил его о значении слога Ом. Сканда сказал, что для этого Шиве придётся стать на время его учеником. Шива согласился. Сканда прошептал значение слога Ом Шиве и таким образом стал Гуру своего отца - Сваминатхой.
Как уже упоминалось, Муруган имеет особую связь с Южной Индией. Согласно одной из легенд, однажды великий риши Нарада пришёл к Шиве, который пребывал с Деви в Гималаях, и сделал подношение плода мудрости (считается, что это было манго или гранат), обладавшего несравненным вкусом. Шива и Парвати решили подарить плод своим детям, но их было двое - Ганеша и Муруган - а плод был только один. Было решено устроить конкурс. Надо обойти весь мир как можно быстрее и тот, кто вернётся скорее, получит плод. Шансы слоноподобного и неповоротливого Ганапати выиграть конкурс казались ничтожно малы - Муруган молниеносно вскочил на павлина и за короткое время облетел весь мир. Однако вернувшись он увидел, что плод уже достался Ганапати. Выяснилось, что Ганапати неспеша обошёл вокруг своих отца и матери, почитая их, а так как они заключали в себе весь мир, то задача была выполнена наименьшими усилиями. Здесь Ганеша олицетворяет в себе более изначальный аспект, чем Сканда, аспект изначального звука - в начале было слово. Но этот аспект более пассивный, чем главный аспект Муругана - чистый свет, несущий в себе бесконечное сострадание, стремление действовать в мире на благо всех живых существ. Муруган разгневался и не смог вынести поражения. Он принял решение покинуть своих родителей и отправиться на юг. Уговоры родителей остаться ни к чему не привели. Чтобы сохранить равновесие внутри своей семьи, Шива послал бессмертного сиддха Агастьяра на юг, вслед за Скандой. Агастьяр дал указание своему ученику, могучему асуре Идумбану перенести на юг два особых холма - Шивагири и Шактигири - для почитания Шивы и Парвати. Идумбан нёс оба холма всё дальше и дальше на юг и рано или поздно решил передохнуть. Тем временем Муруган, так же следуя на юг, увидел холмы и решил остановиться в этом месте, известном далее как Палани. Тут Шива и Парвати нагнали его. Шива успокоил сына, объяснив, что сам Муруга и есть плод всяческой мудрости и знания. Успокоившись, Муруга решил остаться на холме Шивагири. Идумбан не мог не исполнить наставление своего гуру Агастьяра и попытался поднять холм, чтобы нести его дальше, но Муруга не дал ему этого сделать. Завязался бой, воинственный Идумбан был убит, но позже был воскрешён Скандой. Таким образом Палани стало местом пребывания Муругана. По сей день это место является одним из важнейших мест паломничества в Южной Индии. Идумбан нёс оба холма на коромысле, отсюда и происходит распространённый тамильской ритуал, что подношения к святым местам приносятся на украшенных коромыслах – кавади – имеющих наверху форму арки.
То, что Сканда решил направиться именно в Южную Индию, не случайность, поэтому сейчас имеет смысл сделать отступление и подробнее объяснить в чём особенность данного места. Согласно легенде, однажды змей Шеша, на котором возлежит Вишну, преисполнился желанием увидеть космический танец Шивы. Вишну дал разрешение Шеше оставить его, чтобы воплотить это желание. Будучи в медитации, Шеша увидел Шиву, и Тот сообщил ему, что он сможет увидеть космический танец, если переродится человеком и отправится в лес Тилай, что на юге Индии. В дремучем лесу Тилай, около лотосного пруда, находится нерукотворный лингам, здесь находится серединная точка земли, её "сердечный центр", главный энергетический канал. Шеша воплотился человеком по имени Патанджали и отправился на юг, встретив там святого по имени Вьяграпада. Вмести они выполнили специальные ритуалы, из лингама появился Шива и начался космический танец. Свидетелями танца были так же три тысячи брахманов, которые впоследствии стали хранителями храма Чидамбарам, возникшего на этом месте. Потомственная традиция, идущая от этих брахманов, совершенно не похожих своим внешним видом на окрестных жителей, сохраняется по сей день. Естественный лингам, около которого происходил танец Шивы, был обнесён деревянным храмом - это самое раннее строение в Чидамбараме. Потом деревянный храм был обнесён более массивным каменным сооружением с позолоченный крышей и представляющим по сей день широко известную достопримечательность.
Пруд, на берегу которого пребывает нерукотворный лингам, так же сохранился, вокруг него в течение веков вырос огромный храмовый комплекс. Считается, что пока существует храм Чидамбарам и там проводятся все обряды, человечество защищено от вторжения демонических сил. В храме практиковало много великих святых. Известно, что мудрец Маникавасагар, достигнув реализации, дематериализовал своё тело в этом храме в VII веке. Если у посетителя храма есть соответствующие кармические заслуги, то потомственные служители храма могут провести его в святая святых и дать увидеть тот самый нерукотворный лингам. Если заслуги паломника ещё больше, то он сможет увидеть Лингам в более тонких измерениях. Здесь целесообразно пояснить, что возможность увидеть Лингам в более тонких формах сама по себе предполагает, что вместе с этим и само тонкое измерение так же раскроется перед человеком. Выше в теме описывалось паломничество Судханы к 54 учителям. Во время одной из таких встреч перед Судханой раскрывалась башня Вайрочаны, которая тоже находится где-то на юге Индии. Сразу возникает вопрос, не идёт ли речь об одном и том же. Таким образом, юг Индии - место, где пересекаются различные измерения, о чём уже шла речь в предыдущих постах этой темы. Стоит отметить, что Чидамбарам не единственное место в Южной Индии, где есть нерукотворные лингамы - естественные необработанные камни, часто имеющие форму фаллоса и представляющие средоточие мощнейших энергий. Особое положение Южной Индии проявляется и в более глобальном геологическом масштабе; известно, что южная часть Индостана является единственным местом на земле, никогда не пребывавшем на дне океана.
Теперь вернёмся к повествованию о Сканде. Как уже упоминалась, Шива обещал богам, что Его сын покончит с демоном Сурападмой. Пребывая в Гималаях вместе с родителями, Субраманья быстро рос. И вот боги обратились к Шиве с просьбой исполнить своё обещание и освободить их от ига асуров. Шива дал указание Сканде, возглавить армию богов и разгромить асуров. Он вручил Муруге Вел - могущественное оружие, копьё, являющиеся символом чистого света. Сканда повиновался Шиве, возглавил армию богов и отправился на юг, где располагались главные силы асуров. По пути состоялась битва богов и войск Тараки, брата Сурападмы. После многодневной битвы, Муруган убил Тараку копьём света. Одним из немногих асуров, выживших в этой битве и ставший учеником Агастьяра, был уже упоминавшийся Идумбан. Продолжая путь на юг вместе со своей армией и достигнув самого юга Индостана, Сканда переправился на Шри Ланку, где находилось сосредоточение основных сил демонов. Здесь состоялась решающая битва между войском богов и демонов, продолжавшаяся много дней и подробно описанная в Сканда-пуране. Стоит отметить, что описания подобных сражений имеют так же и глубокий внутренний аспект, отражая принятие практикующим определённых вызовов и успешное преодоление препятствий. В ходе битвы армия асуров была разгромлена в нашем мире и так же во многих более тонких измерениях. Сурападма пытался бежать и превратился в большое манговое дерево на берегу моря в надежде не быть обнаруженным. Но Муруга нашёл дерево и разрубил его Велом на две части; одна часть превратилась в павлина, а другая в петуха. С этого момента павлин является средством передвижения Субраманьи, а петух присутствует на его знамени. Это отражает особенный сострадательный аспект Муругана - демон не был уничтожен, а подчинён и поставлен на службу духовным целям. Возвратившись в Южную Индию в Тируччендур, что на берегу моря, Муруга выполнил многочисленные обряды почитания Шивы, прося прощения за убийство огромного количества демонов. Боги и земные существа восхваляли Сканду как своего спасителя.
Более подробно рассмотрим похождения Сканды на Ланке. Однажды дочери Вишну Амирта Валли и Сундара Валли захотели стать супругами Муругана и молились ему около Суравана Поикай в Гималаях. Муруган явился перед ними и сказал, что они станут его жёнами в следующем воплощении; Амирта Валли будет рождена дочерью Индры Девасеной, а Сундара станет дочерью святого Шивамуни и впоследствии будет удочерена вождём племени охотников далеко на юге. После победы над Сурападманом Индра выдал свою дочь за Муругана, который окончил страдания дэвов, в Тируппаранкундране на юге Индии. Встреча Муругана и Сундары Валли произошла ещё южнее, на Шри Ланке. По легенде, святой Шивамуни медитировал в лесу, когда мимо пробегала лань. От взгляда йога лань стала беременной и через некоторое время родила человеческого младенца. Младенец был найден в лесу племенем охотников, которые относились к Веддам, австралоидной автохтонной народности Южной Индии и Ланки, жившими здесь задолго до прихода в этот район тамилов. Так Сундара Валли стала приёмной дочерью вождя племени. Девочку не интересовали женихи, которых ей предлагали соплеменники, с раннего детства она была убеждена в том, что может выйти замуж только за самого бога охоты Канде Яка, почитаемого лесными жителями. Продвигаясь всё дальше на юг, в дремучих джунглях юго-восточной части Шри Ланки, Муруган встретил деву Валли. Однако великому воину пришлось немало постараться, чтобы заполучить невесту, ибо она не сразу распознала в Сканде Канде Яку. Свадьба Муругана и девы Валли состоялась в месте известном сейчас как Катарагама. Катарагама является важным духовным центром не только для Шри Ланки, но и для тамильской традиции юга Индии. Среди джунглей здесь находятся семь холмов, которые располагаются на одном меридиане с горой Меру в Гималаях.
Среди тамилов паломничество в Катарагаму в июне и июле, так называемая Пада Ятра, считается приносящим заслуги равные заслугам от путешествия к Кайласу. Паломничество заканчивается фестивалем в честь бога Катарагамы. Традиционный маршрут паломничества проходит по восточной части острова, часто среди дремучих джунглей, по цепочке святых мест связанных с пребыванием здесь Муругана. Это и без того очень тяжёлое путешествие, в последние десятилетия сильно осложнилось в результате вооружённого конфликта на северо-востоке Шри Ланки. Стоит отметить, что Катарагама является местом, где пересекаются многочисленные традиции. Тамилы Шри Ланки и Индии, буддисты и мусульмане-суфии Шри Ланки, а так же и автохтонные Ведды считают храмовой комплекс Катарагамы святыней. Потомственные служители храмового комплекса являются Веддами, кроме того там есть буддийский храм и мечеть. В ланкийских буддийских хрониках упоминается, что Будда освятил Катарагаму своим присутствием. Катарагама так же тесно связана с восемнадцатью сиддхами, о которых шла речь в предыдущем посте. Известно, что бессмертный Бабаджи некоторое время проходил обучение в Катарагаме у своего гуру сиддхара Боганатара. Отсюда Бабаджи направился в Южную Индию на поиски Агастьяра. На данный момент в храмовом комплексе есть небольшое строение, посвящённое Бабаджи.
В семье Шивы Сканда олицетворяет собой силу чистого света. Шива испустил из пространства между глаз шесть лучей, из которых и был рождён Каттрикея. Поэтому во многих источниках Сканда считается более чистой, "улучшенной", более могущественной формой Шивы. Тем не менее, чтобы картина семьи Шивы была более полной, стоит упомянуть о том, что Сканда является, прежде всего, мужским аспектом света. У Сканды есть сестра Джьоти, которая персонифицирует в себе женский аспект света, часто называемой сиянием света. Как уже упоминалось, описания многочисленных сражений с демонами могут быть интерпретированы не только как чистые легенды, но так же как этапы прохождения практикующим определённых этапов практики. Так Джьоти, в виде Кундалили, поднимается вверх по позвоночнику от чакры к чакре - боевым стоянкам и местам сражений Сканды - и когда все сражения выиграны великим воином, а практикующий достигает полного контроля, Джьоти соединяется со своей матерью Шакти в последний битве, в аджня-чакре. Считается, что в неперсонифицированной форме Джьоти и есть Вел - могучие оружие Муругана, подаренное ему матерью Парвати, которая создала Вел из лучезарного сияния своей ауры. Сканда и Джьоти неразделимы, где есть свет, возникает и сияние. Если почитается Сканда, то почитается Джьоти. В Южной Индии есть храмы, где почитание женского аспекта света, лучезарного сияния, имеет особое значение. Храм Шивы Тируваннамалай является одним из таких мест. Тируваннамалай принадлежит к пяти великим храмам Шивы, стоящих за пятью элементами - пространством, огнём, водой, воздухом, землёй. Одно из этих мест, Чидамбарам (элемент пространства) уже было описано выше. Несложно предугадать, учитывая большое значение для почитания Джьоти, что в Тируваннамалае главным является элемент огня. Здесь Шива Натарадж несёт Джьоти в одной из рук в своём космическом танце. Мастер Рамалинга, живший в девятнадцатом веке на юге Индии, являлся представителем традиции, где женскому аспекту света отводится важнейшая роль. Рамалинга родился на территории современного штата Тамил Наду в 1823 году вблизи уже упоминавшегося храма Чидамбарам. Известно, что в ходе достижения своей реализации Рамалинга стал невидимым, а потом и дематериализовал своё тело.
Линии передачи, берущие начало от Сканды, имеют фундаментальное значение для тамильских духовных традиций и тамильской культуры. Считается, что Цейлон - одно из старых названий острова Шри Ланка - связано с Субраманьей и переводится как красный бог. Несмотря на глубокую древность, современные традиции почитания Сканды имеют традиционные индуистские формы, возникшие в средние века, выражающиеся в пышном убранстве храмов, с огромным количестве скульптурных изображений, часто по мотивам Сканды-пураны. Тем не менее, в тамильской части Шри Ланки, сохранились более архаичные формы почитания, часто обходящиеся вообще без каких-либо изображений, в которых главным символом является копьё света Вел. К примеру, храмовой комплекс Катарагамы, не смотря на своё значение, вообще обходится практически без скульптурных изображений. Исключение составляет янтра линии Сканды - Саткона Янтра, шестиконечная звезда, в центре которой находится слог Ом в тамильском написании.
Считается, что главное изображение янтры в Катарагаме было изготовлено лично сиддхаром Боганатаром. По легендам, пребывание Сканды в Южной Индии имело так же огромное значение для развития и формирования древнего тамильского языка. Считается, что Муруган учил сиддхара Агастьяра тамильскому языку и давал наставления о том, как направлять его развитие впоследствии. Огромные пласты древнетамильской литературы до сих пор скрыты от взора западной науки и только в последнее время эта завеса тайны начинает немного приподниматься ввиду того, что сиддхи снимают ограничения на доступ к различным источникам. Почитание Муругана продолжает играть живую роль и в современной тамильской культуре, что хорошо показывает нижестоящее видео, имеющее весьма попсовое оформление, но тем не менее не теряющее от этого связи с древней духовной традицией.
Сообщение было изменено 19 февраля 2011 в 18:08