Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа.
Пословицы, связанные с понятием «работа», в сборнике Даля можно
разделить на 3 группы: пословицы, характеризующие «работу» в бытийном
плане; пословицы, говорящие о реальной жизни, в которой существует и
работа, и праздность; пословицы, ориентирующие человека в жизни. Пословицы
первой группы прямо говорят о значимости работы для жизни каждого человека,
например: «На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрёшь», «Хочешь
есть калачи, так не сиди на печи!», «На бога уповай, а без дела не бывай»,
«Гребень (прялка) не бог, а рубаху даёт», «Работай до поту, так поешь в
охоту. Ешь хлеб в поте лица!», «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да
вилкой», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не тёрши, не мявши – не
будет калач», «В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса
вперёд», «Кто не ленив пахать, тот будет богат», «Кто пахать не ленится, у
того и хлеб родится», «Работа – лучший приварок. По работе еда вкусней»,
«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»; определяют «работу» как
жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело
требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь, например:
«Дело не малина, в лето не опадёт. Дело не голуби, не разлетятся», «Работа
не чёрт, в воду не уйдёт», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «Глаза глядят
(страшат), а руки делают», «За один раз дерева не срубишь», «Не отрубить
дубка, не надсадя пупка», «Посеяно с лукошко, так и вырасло немножко»,
«Богу молись, крепись да за соху держись!», «Вполплеча работа тяжела: оба
подставишь – легче справишь»; осуждает плохую работу, праздность и лень,
например: «Праздность – мать пороков (переводная)», «От нечего делать и
таракан на полати лезет», «Без дела жить – только небо коптить», «Из лука –
не мы, из пищали – не мы, а попить, поплясать – против нас не сыскать»,
«Бить баклуши», «Мух бить. Меледу меледить. Влапоть звонить», «Сидит Елеся,
ноги свеся», «Ленивый и могилы не стоит», «Пряди, девица, не ленись, по
лавкам не тянись!», «Лень мужика не кормит», «На полатях лежать – ломтя не
видать», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Делать как-нибудь, так
никак и не будет».
Вторая группа пословиц рассматривает понятие «праздность» как антипод
понятию «работа», например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Ранняя
птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает», «Где работно, там и
густо, а в ленивом дому пусто», «Что напрядёшь, то и протрясёшь», «Горька
работа, да хлеб сладок. Сладкая ежа не придёт лежа», «Работа черна, да
денежка бела», «Ни на какое дело не называйся и ни от какого дела не
отказывайся!», «На дело не набивайся и от дела не отбивайся!»; говорит с
насмешкой о лени и лентяях, например: «Видывали мы сидней (безногих),
поглядим на лежня», «Замерзла тётка, на печи лёжа (свинья дверь растворила,
а ей лень было сойти да притворить)», «Семеро одну соломинку подымают»,
«Хочется есть да не хочется лезть (в подполье)», «Проглотить-то хочется, да
прожевать лень», «Ему дай яичко, да ещё и облупленное», «Работает, как
ребёнок, а ест, как детина», «Чисто мои жнецы жнут, что из печи подают»,
«Лень, отвори дверь, сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю», «Девушка Гагула
села прясть, да и заснула», «Швея Софья – на печи засохла (соня,
сонливая)», «Чай ты устал, на мне сидя?», «Шила и мыла, гладила и катала,
пряла и лощила (а всё языком)»; но в то же время и не осуждает отсутствие
рвения к работе, например: «Кто долго спит, тому бог простит», «Больше
спишь – меньше грешишь. Кто спит – не грешит», «Кто пьёт, тот и спит; а кто
спит, не грешит», «Рано вставать – некогда пировать», «Нам бы так пахать,
чтоб мозолей не набивать», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь»,
«Худая стоянка лучше доброго походу (солдат.)», «Что дело, дело не сокол –
не улетит», «От трудов праведных не нажить палат каменных», «Поел казак да
и на бок, оттого казак и гладок».
Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, не позволяющую ему всегда быть трудолюбивым, жить праведным трудом, всегда поступать по совести, например: «Пойду погулять, на белый свет позевать»,
«Пилось бы да елось, да работа на ум не шла», «Всех работ не переработаешь», «У бога дней впереди много: наработаемся», «Я ещё в пелёнках, а лень моя была уж с телёнка», «В красный день прясть ленно»,
«Легко добыто, легко и прожито. Легко пришло, легко и ушло», «Как ни мечи,а лучше на печи. От безделья и то рукоделье», «На работу позадь последних,
на еду наперёд первых», «Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать»; говорят о том, что о человеке судят по его делам, например: «После хлеба, после соли отдохнуть часок, так завернётся сала кусок да лени
мешок», «Пролениться – и хлеба лишиться. Ел бы да пил – вот моё дело»,«Такой работящий, что помер с кочедыком в руках», «Ленивый к обеду, ретивый
к работе», «О добре трудиться, есть чем похвалиться», «Не пугай молодца работой, а сыпь ему молу (т.е. молоть)», «Так работаем, что недосуг носу
утереть», «Что Машка напряла, то мышка скрала», «По работе и работника (и мастера) знать», «Как скроишь, так и тачать станешь», «Как шьётся, так и
порется (и носится)», «Дома не лежу, а в людях не стою».
Пословицы призывают человека отдыхать не думая о деле только после того, как оно закончено, например: «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем
(или: с ума не сойдёшь)», «Шевелись, работай – ночь будет короче (т.е. хорошо уснёшь)», «Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать»,
«Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо», «Гуляй, да дела не забывай (а дело знай)! Молодец, гуляй, да сам себя знай!», «Девушка,
гуляй, а своего дела не забывай (а дело помни)!», «Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай (а дельце помни)!», «Полно балы точить, пора голенища
строчить», «Гулять гуляй, да не загуливайся!».
Слово «работа», его синонимы, а так же антоним «лень» активно функционируют в речи, а вот антоним «праздность», который употребляет Даль
в своём сборнике, сейчас уже не употребляется в речи. Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к
трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение
овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки».
История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться.
www.5ka.ru/105/1850/1.html