Судовой журнал
  архив литконкурса 2012/2013
  Рецензии жюри ко все...

Боцманы:  AFTER_DARK

Форум клана открыт для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Рецензии жюри ко всем турам. 3 imnotsleeping
sonya_ericsson
Бывший океанец

Автор рецензий imnotsleeping (ник удален)


Тур Первый.

Рассказ 1


(предсметрная записка маркиза Йорио де Моркансо)
Взойдем же по ступеням, войдем в дверь и ознакомимся с жизнью маркиза Йорио де Моркансо. Он был богат и уважаем, но однажды написал предсмертную записку после чего, соответственно, умер. По неизвестной причине. Может руки на себя наложил, может казнили его, а может болел сильно и понимал - уже скоро. Автор, к сожалению, не рассказывает. Вообще в предсмертном письме маркиза маркиз крайне мало внятного может сказать о собственной жизни. Что странно и нелогично, т.к. маркиз был богатым и уважаемым человеком. То есть имел друзей, врагов, любовниц, путешествовал и обделывал дела. Единственное, что удается смутно вычитать из записки, - у маркиза была любимая, которая по какой-то причине не с ним.

Рассуждения о времени и бренности всего сущего, которые составляют почти весь рассказ, по сути очень сложный способ сказать, что автору рассуждений (маркизу де Моркансо) плохо. Жизнь от маркиза ускользает, ценные возможности были упущены, непоправимое случилось. Что, как, почему - не уточняется. При этом некоторые абстрактные идеи повторяются в рассуждениях по нескольку раз, например:

1) "Лишь тогда, когда мы осознаём ужас его утраты, мы понимаем насколько были глупы и нерасторопны, что упустили все шансы на спасение своей или, возможно, чьей-то судьбы."
и
"Время летит неуловимо и привносит свои изменения в любой уголок нашей жизни, особенно если мы не приводим её в порядок в надлежащие на то сроки.

2) "Никогда ещё не было так холодно в этом доме, и где ранее пылал огонь теперь остался лишь пепел, выделяясь своей чернотой в угасающем окружении..."
и
"...Становится всё страшнее смотреть, как у тебя на глазах растворяется твоя же собственная жизнь."

Смысл таких повторов не очень понятен. Идеи достаточно тривиальны и замечательно "доходят" с первого раза. Это, кстати, безусловный плюс рассказа. При всей однообразности и затянутости рассуждений их вполне можно прочесть. Хотя стилистические огрехи есть: "истинно реальное положение вещей". Или истинное или реальное.

Второй плюс рассказа: привязка к теме - очень хорошо. Дом-ступени-дверь явно не упомянуты, зато рассказано, что мы узнаем, когда войдем наконец в эту дверь. И, конечно, связь "некогда богатого, но увы обветшалого дома" с некогда счастливой, но теперь, увы, опустевшей жизнью маркиза.

Итого: Хорошая идея, удачная привязка к теме, но крайне неудачная реализация: очень (!) затянутые и не слишком оригинальные рассуждения.

Оценка: 4

Рассказ 2

(космонавт Алексей Алексеевич Мандельштам)
Да! Хорошая документалистика – это именно то, чего не хватало океанским литературным конкурсам. Действительно в 1960м году был запущен советский Спутник 4. На борту находился манекен ростом 164 см, если верить педивикии ру, и весом 72 кг. Манекен был снабжен некоторыми “внутренними органами” и предназначался для проверки систем жизнеобеспечения. Якобы у манекена даже имя было: Алексей Алексеевич Мандельштам. Спустя два с половиной года после запуска, 6го сентября 1962г. Спутник 4 вошёл в атмосферу. Один из обломков весом около 7 килограммов упал на North 8th Street города Манитовок, штат Висконсин. Дальше версия автора существенно расходится с той, которая озвучена в открытых источниках. Обломок был найден двумя патрульными полицейскими Рональдом Русболтом и Марвином Баухом (Ronald Rusbolt и Marvin Bauch). Никакой дом в результате падения обломка не пострадал.

Подозреваю, что Мартин Баух был выброшен автором неспроста: с такой фамилией рассуждать о немцах Манитовока было бы несколько проблематично. Хотя и фамилия Русболт весьма подозрительна. Зачем вообще понадобилось рассказывать о немцах Манитовока (которые там на самом деле были в количестве и есть до сих пор)? Никакой другой причины, кроме той, что рассказ писался для океанского литконкурса, я не увидел.

Но вернемся к Алексею Алексеевичу М. В наше время он распоряжается кремацией некого Якова Моисеевича. Имеет при этом вид самый демонический. Говорит сыну умершего странные и непонятные слова:

“- Клиент разный бывает, кто-то и тут экономит, перед лицом Господа, уж я-то насмотрелся. Или себя важнее Смерти считает. - Тут он вдруг стал серьёзным и тихим, снова пронзив Макса взглядом. - А Вы отношения свои с ними уладьте и Вам воздастся!”

Неясно, с кем должен улаживать отношения герой. С Господом и Смертью? Тогда мы имеем стилистический недочет. Или не с ними? Тогда вообще ничего непонятно.

Окончание рассказа тоже оставляет вопросы: отчего снизошло просветление на Макса, что он понял? Почему Мандельштама нельзя найти по месту работы, но можно найти на вконтактике? Я думаю так: в 1960ом году Советы запустили в космос единственно возможного кандидата в первые космонавты, бессмертного Вечного Жида Агасфера. Проваландавшись свои два года в космосе, Агасфер смог осесть и обзавестись семьёй. Некоторые странности у него остались. И работу он себе не самую обычную нашёл. Был, естественно, засекречен, но спалился через вконтактик. Или дочка спалила.

Итого: Привязка к теме – плохо (один серьезный минус). Клинописная табличка не канает. Обилие старых домов со стенами из некогда белого, а ныне обветрившегося мрамора не помогает. Язык хороший, сюжет на переплетении реальных событий и вымысла – замечатльно. Попытка всунуть в рассказ и немцев, и евреев, да еще и всем раздать плюшек выглядит натянутой. Скомканная концовка (второй серьезный минус). Но автора я бы однозначно хотел видеть во втором туре.

Оценка: 7,5


Рассказ 3

(про бывших простоквашинцев)
Смешаны два популярных произведения: “Простоквашино” и “О чем говорят мужчины”. Хорошо смешаны, надо сказать. Легкие диалоги. В диалогах действительно узнаются простоквашинцы. Балбесность и идеализм шарика, ирония и прагматичность Матроскина, серьезность и задумчивость дяди Федора. Без всяких сомнений, именно такими они должны быть во взрослом возрасте. Из “о чем говорят мужчины” в рассказе взято намного меньше. Общая канва сюжета и до какой-то степени тематика диалогов. Ничего плохого я в этом не вижу. Мне очень нравится думать о рассказе, как в чистом виде о фантазии о том, какими стали простоквашинцы в наше время.

С привязкой к теме тоже всё хорошо. Те самые “ступени, дом, дверь” - это ступени, дом и дверь домика в Простоквашино. Неожиданно и мило.

Есть некоторая притянутость за уши внезапного возвращения жены дяди Федора. Даже если она решила вернуться, несмотря на начавшийся уже дележ имущества, непонятно, как она узнала, куда именно ей надо возвращаться. Вроде бы мелочь и простительно, к тому же явный хэппи энд, но нарушилась легкость рассказа. Я в этом месте споткнулся.

Итого: приятная, легкая фантазия на тему “Простоквашинцы в наши дни”. Хорошо написана, есть связь с темой, легко читается. Мелкие недочеты, не все запятые на своих местах..

Оценка: 8


Рассказ 4

(про Гришу, кролика и учителя химии)

Рассказ про разгульный образ жизни. Молодой человек пьёт-пьёт и допивается. Причем пьёт он независимо от доходности этого процесса. Гриша пил до того, как к нему стали приходить учитель и кролик. Пил, пока они приходили. Продолжил пить после того, как они исчезли. Эдакие “Москва-Петушки” на новый лад. К мистическим переживаниям от выпитого добавляются выигрышные номера в лотерею.

Написано хорошо, сцены и последствия пьянства выглядят в рассказе вполне правдоподобными и вполне же отвратительными. Может это вообще антиалкогольная агитация? Потому как никаких проблем, кроме бухалова, у Гриши нет. Денег навалом, сам еще не очень старый. Бросит пить – будет как сыр в масле кататься. В конце рассказа он даже получает последнее откровение, что всё мол, никаких больше выигрышных тебе номеров, чувак. Кончай бухать.

Связь с темой – какая-то есть. Есть ступени, дверь, есть Гриша, который обветшал из-за водки.

Два мелких недостатка, к которым можно прицепиться:
1) “мой собственный выигрыш меня окончательно переубедил”
всё же просто “убедил”
2)“белый кролик, возможно тот самый, заманивший когда-то в безумие девочку Алису”
вот не заманивал белый кролик Алису ни в какое безумие. Гриша, тот да, слегка обезумел, а у Алисы совсем другая была история: трезвый ум и твердую память она ни на секунду не теряла.


Итого: Рассказ о том, что если сильно пить, никакие деньги не спасут. Более глубоких смыслов не замечено. Написан хорошо, эмоционально. Связь с темой – погранично.

Оценка: 7


Рассказ 5

(про Киру и пропавшего безвести в Исландии Севу)
Рассказ про идеальную любовь с большой буквы “Л”. Он весь такой из себя суперский, и жнец, и швец, и на дуде игрец. Она – споконйая и рассудительная. Он отправляется совершать подвиги. Не на войну, а на строительство геотермальной станции в Исландию. Она на седьмом месяце беременности, но легко его отпускает. И правда, зачем муж, когда маму можно выписать? Муж спокойно сваливает есессна. Когда он целый месяц не даёт о себе знать, она не особо волнуется. И это в мире, в котором есть телефон, почта и даже уже интернет небось. Тут вдруг новость: пропал ваш муж. Только сейчас Кира начинает волноваться. Круги по дому нарезает. Еще через какое-то время звонок: безвести пропал, хана. Упал в вулкан, наверное. За падение в вулкан полагается, конечно, награда. Ну как без награды-то? И пенсия. Героиня по привычке не проявляет эмоций. Только с ногами в кресло забирается.

Двадцать лет спустя мы застаем Киру в той же позе. С ногами в кресле и без эмоций. Вокруг резвится подросшая дочь. Вся в папу, хочет пойти в клоуны. Круг замкнулся. Хэппи энд.

Женская вещь, совершенно не мой жанр. Связи с темой никакой особенно не замечено. Персонажи слишком идеальны и слишком же дубовы. Награда за падение в вулкан меня несколько озадачила. Видимо, писалось, как некое подобие “военного” произведения, но без войны. В “военном” рассказе и Сева выглядел бы лучше: “началась война и его мобилизовали”. Язык хороший, написано складно, читается легко.

Итого: Рассказ “для женщин” про идеальную любовь, которая побеждает смерть. С натяжками и нестыковками, без связи с темой. Читается легко, что для выбранного жанра совершенно необходимо.

Оценка: 5


Рассказ 6

(про Василия-Шелопута и Василису Премудрую)
Еслиб дедушка Фрейд был жив, он бы точно что-то сказал про этот рассказ. Не знаю, что, но мимо бы не прошёл. Такие там околосексуальные тексты и подтексты кроются...

Различные варианты производства женщин из мужчин известны, например, по Библии (Ева из ребра Адама) или по мифам и легендам древней Греции (Афина вышла из головы Зевса), но чтоб вот так – сделать себе из себя жену магическим способом – это сильно. Наверняка, впочем, тоже где-то было, но мне что-то не приходит на ум, где именно.

В сказке всё замечательно, особенно мораль: сам себя не полюбишь – никто тебя не полюбит.

Отдельного внимания заслуживает Гордей-Ворожей. Автор очень точно, буквально несколькими фразами, создает образ давно эмигрировавшего и хорошо устроившегося заграницей дальнего родственника.

А вот двери в рассказе всё же не те. И дом не тот, и ступени не те. Связь с темой тура слабая. Это недостаток.

Итого: Разухабистый отжиг, да еще и с моралью, но не совсем по теме.

Оценка: 8,5


Рассказ 7

(день рождения Вячеслава Осиповича)
Очень-очень странный рассказ. Как будто составлен из разных кусков, которые не очень-то друг к другу подходят. С одной стороны перед нами обычная пожилая пара: Вячеслав Осипович и Варвара Николаевна. Живут в ветхом доме бог знает где. Собираются отмечать день рождения Вячеслава Осиповича, младшую дочь с другом в гости пригласили. С другой стороны Вячеслав Осипович часами сидит и подчеркивает разными цветами что-то в газетах. Таким образом в литературе/кино обычно изображается безумие.

Мужчина младшей дочери в рассказе постоянно именуется “дружком”. Слово, имеющее откровенно презрительный оттенок, но при этом не объясняется, что с этим самым “дружком” не так.

Описание дома довольно противоречиво. Вроде “обветшавшие стены”, дырочки в крыше, всё скрипит и ветер в щели задувает, а вроде и камин есть, и “роскошная гостинная стена”.

Более или менее понятный и связный кусок в рассказе, когда из-за вьюги пропадает электричество. Женщины зажигают свечи, мужчины идут во двор, смотреть что и как. Потом все собираются в доме, младшая дочь вспоминает детство, посиделки при свечах, настольные игры итд. Непонятно, правда, почему она рассказывает об этом с “гыконьем”.

Концовка непонятная: младшая дочь, которая живет отдельно от родителей и, по всей видимости, с другом, вдруг сообщает, что она решила стать журналисткой. А раньше она кем была? Ей не 15 лет, судя по всему. И даже не 18.

Много стилистических/языковых недочетов:

“...эти (часы) в черно-серебряной оправе приступили сегодня утром генерировать 81ый год...”
Часы всё-таки не ничего не генерируют, а отсчитывают, “приступили” тут тоже странно смотрится.

“... он даже перечеркивал неправдободобные высказывания современных издателей...”.
Не издателей же, а журналистов или писателей на худой конец.

“Время словно остановилось в этот праздничный вечер, давая надежду каждому по нужде”.
Вообще непонятно, что имеется в виду.

“На этой ноте прозвенели бокалы”.
На какой “этой ноте”?

Итого: Странный рассказ. По всей видимости, про семью, которая собралась за праздничным столом и предается воспоминаниям, пытается разрешить какие-то старые конфликты и противоречия. Но из-за логических нестыковок и языковых недостатков понять что-либо проблематично. Связь с темой вроде есть.

Оценка: 3,5


Рассказ 8

(про кошку с собакой и похищение рыбы)
Весьма удачный рассказ о дружбе и взаимовыручке. Ну и о низших слоях общества и их борьбе за выживание, конечно. В короткий рассказ автор упаковал и информацию о том, как сложно и опасно живётся герою повествования и его собратьям. Сколько из них уже погибло несмотря на смекалку и ловкость. Голод не забыт.

Достаточно долго остается непонятным, от чьего же лица ведется повествование и кто такая Кайра. Быстро понимаешь, что где-то подвох, но в чем именно дело, становится понятно только в конце рассказа.

Несколько скомкан эпизод “решающей схватки”. Непонятно, что и почему происходит. Как именно пёс выманивает повара на крыльцо? Почему повару трудно огреть пса сковородкой, но ничего не стоит спихнуть его с крыльца?

Свзязь с темой – да, конечно. Дом-ступени-дверь. Вокруг экшен. Критиковать язык/стиль итд не возьмусь. По-моему, все очень хорошо.

Итого: Хороший, жизнеутверждающий рассказ. Замечательно читается, интрига сохраняется до самого конца.

Оценка: 9


Рассказ 9

(Марк и дырявые ботинки крокодиловой кожи)
Да лаааадно. Как это так, что в результате кризиса ушлый биржевой маклер оказался на улице в дырявых ботинках. А его бывшая жена продолжает жить в их общем доме, купается в деньгах и вообще всё у неё хорошо? Значит не только кризис, но еще и страаашное предательство. Жена спасла свою шкуру, а бывшей муженёк на улице в дырявых ботинках. Как кризис грянул, так она его и выставила. Ну муж, конечно, как на улице-то оказался, задумался, с кем же он жил все эти годы.

Сюдя по пристрастию к разного рода ботинкам и стремлению соревноваться с миллиардерами, жил он с Эллочкой Щукиной. И, когда клюнул жареный петух, переиграла его жена безо всяких интеллектуальных усилий, на одном сексапиле. Вопрос о душе, таким образом, представляется немного надуманным. Зато встает вопрос об умственных способностях героя. Не играл ли он с самого начала в игры, в которых никаких шансов никогда и не имел?

В середине рассказа флэшбэк – герой слышит разговор из своей прошлой жизни: биржевые котировки, большие деньги, тропические острова и горячие девочки. Очень быстро герой приходит к выводу, что быть здоровым и богатым таки лучше, чем бедным и больным. И старая жизнь, соответственно, ему нравилась больше новой.

В общем, если всерьез начать размышлять, что за человек главный герой, поводов ему сочувствовать останется не очень много: дырявые ботинки, жизнь под мостом и всё.

Рассказ в некотором смысле антипод 5го рассказа. Там идеальная любовь, здесь – идеальное её отсутствие. Проблема с “идеальностями” в том, что они не выглядят правдоподобными.

К теме рассказ привязан удачно, ступени, дом, двери. Обветшалость дома понимается в переносном смысле. Дом чистенький и новенький, но “обветшал” для главного героя.

Итого: Рассказ хорошо написан, хорошо привязан к теме, грамотно построен, но история главного героя недостаточно хорошо проработана. Читателю сложно отнестись к герою и его ситуации с должным сочувствием.

Оценка: 6,5


Рассказ 10

(Миша и его личный ангел-хранитель Гаол)
Судя по имени, ангел-хранитель, он во всех смыслах хранитель. Смотрит, чтоб с подопечным не приключалось совсем уж крупных неприятностей и, заодно, чтоб подопечный из своей жизни ни в какую другую недозволенную жизнь не сбежал. Оно и логично, ведь деятельность ангела-хранителя носит отчетливо частно-предпринимательский характер: что удалось с подопечного стрясти, то твоё. Уход подопечного, например, в монастырь, явно не в интересах ангела. Там и жизнь безопаснее, и доходов никаких.

То есть стратегия ангела-хранителя-надзирателя понятна: строптивого клиента поприжать. Воду отключить, на пол уронить, а как заплатил – поощрить, девочку там ему подбросить, чтоб не начал думать о смене образа жизни.

Рассказ с огоньком, полон вкусных описаний: бытовые подробности жизни Мишки, внешность ангела, одни роликовые коньки чего стоят...

Связи с темой особенно не заметил. Ну в квартире у Мишки есть дубовая дверь, а в многоэтажном доме есть лестница, конечно, но как-то этого недостаточно всё же.

Итого: Весело, вкусно, с огоньком. Тема осталась за бортом.

Оценка: 8,5


Рассказ 11

(Сандра, протесты и божественная перезагрузка)
Что-то очень-очень идеологическое, но весьма при этом невнятное. Значит, как бог видит, что люди совсем скозлились, он устраивает конец света. “Скозлились” определяется так, что люди перестают делать что-либо сами и начинают требовать от высших сил заботы. Но в чем смысл этих экспериментов для бога?

В нормальной жизни же как: если человек сам в состоянии о себе позаботиться, так проще и удобнее всем. Правительству/начальству/профсоюзу/бабушке не нужно нянчиться с человеком, если он сам справляется. Бог в рассказе не такой, он с людишками возится. Засылает к ним наблюдателей, имеет в каждой стране по 12 представителей, которых может собрать у себя в любой момент. Подбрасывает, наконец, каждому человеку по мешку золота (или это не он подбрасывает)? Спрашивается: нафига богу человеческая самостоятельность, высокий уровень развития итд? И почему именно 5000 лет – достаточный срок для того, чтоб определить, что текущая версия человечества ни на что не годна? Кажется, ему просто нравится играть в свои игры с перезагрузкой.

Я исхожу из того, что в рассказе автор пытается донести до читателя некоторые свои идеологические установки и поэтому вопрос: если каждому раздать по мешку с золотом, люди поведут себя именно так, как описано в рассказе? Современные нам люди? Я в это что-то не очень верю, да и ценность золота существенно понизится.

Связь с темой я, честно говоря, тоже не уловил. Обветшавший дом – человечество? Ступени – история? Дверь – начало нового цикла? Если, то это недостаточно хорошо показано.

Рассказ написан шероховатым, тяжеловесным языком:

“почти гигантский косяк”,
“Изображение вмиг возникло и на лице старика отобразилась досада”.
“Она моментально включила телевизор и увидела репортаж о том, что по всей Земле, люди проснувшись, обнаружили мешки с золотом”.

Итого: Фантастический рассказ с идеологическим подтекстом, язык не слишком хорош, связь с темой недостаточная.

Оценка: 5


Рассказ 12

(длинные философские рассуждения с океанским литконкурсом в конце).

Пришел старый большевик в ЦК партии и требует:
- Покажите мне "это"!
- Какое еще "это"?
- Ну как же! Мы столько лет пели: "Как один умрем в борьбе за это!". Так покажите мне "это"!

“Это” старому большевику не покажут, но тактично намекнут, что в поисках “этого” рождаются разные ништяки. Например, океанский литературный конкурс. Если, конечно, старый большевик сможет продраться через описание процесса поисков. Свободную любовь, ЛСД, прочие эксперименты с душой и телом.

На мой взгляд, рассуждения и описания, подобные тем, что в рассказе, были бы вполне уместны, как составная часть большого романа. В котором автор перемежает абстрактную философию с собственно сюжетной линией. Но как материал для короткого рассказа – увы. В конце у читателя остается ощущение, что его обдурили. Автор к чему-то клонил-клонил, но так и не доклонил.

Связь с темой тоже как-то не очень. Ну да – дверь в конкурс. Перед которой мы остановились.

Итого: Неудачно выбран материал для короткого рассказа, затянуто, связь с темой слабая.

Оценка: 4,5


Рассказ 13

(про Аню, маленькую черную девочку и чувака)
Еще одна любовная история. Чем хороша – правдоподобна. Теткинские образы хорошо прорисованы. Хотя они скорее “онлайновые”, чем реальные. Молодой человек, из-за которого весь сыр-бор, остается в тени. Непонятно, чем он дышит и зачем ему вся эта фигня. Весьма вероятно, впрочем, что он просто наслаждается половыми контактами. В конце рассказа он сожалеет о чем-то. Но непонятно, о чем. То ли правда расстраивается из-за того, что Аню потерял, то ли просто дуркует в очередной период меланхолии. Образ Ани в рассказе заставляет предпочесть второй вариант.

Возвращаясь к второстепенной роли “дружочка” во всей этой истории: тоже достаточно достоверно, по крайней мере в онлайне. Да и в жизни в общем. Девушки чего-то там выясняют, а молодой человек говорит, что как выяснят, одна из них может к нему забежать на чашку чая.

Забавно читать, как воспринимают и оценивают друг друга соперницы.

Мораль? А никакой. Ну кроме той, что ничего хорошего изо всех этих виртуальных лубовей не получается. Разве что секс. Немножко обычного и много церебрального.

Насчет соответсвия теме я не определился. С одной стороны тема удачно обыграна для создания образа Ани, с другой, без дома, ступеней и дверей рассказ бы немного потерял.

Встречаются неудачно построенные тяжеловесные фразы, например:
“Её улыбка, перекошенная стараниями, озарить внутренним светом весь Мир, всегда возвращала Девочку к мыслям о беспросветном мраке человеческого идиотизма”.

Итого: Рассказ на модную нынче тему интернет-любовей. Без хэппи-энда. Привязка к теме – погранично. Отдельные языковые неровности.

Оценка: 7,5

Рассказ 14

(про агентов Вилби и Вудби и странную дверь)
Зарисовка в юмористическом стиле то ли о параллельных мирах, то ли об альтернативных вариантах будущего. Или это одно и то же? Неважно. Опять персонажи с говорящими именами. Почему Вилби – will be еще как-то понятно, почему Вудби – would be понятно уже не очень. Будущее обоих агентов в конце концов довольно-таки четко определено.

Для короткого рассказа сообщено довольно много подробностей о мире, в котором агентствуют агенты Вилби и Вудби. Например, кроме дома, был еще кинотеатр с аналогичной функциональностью. Похоже, заведения подобного рода в том мире совсем не редкость. Хотя с такими заведениями иметь один ясный и понятный мир довольно проблематично. Наблюдается некоторая путаница с соотношением входящих в дом и выходящих из него. Три входят – один выходит или каждый третий не выходит? Это случайно получилось или читателю морочат голову?

Как обычно бывает в подобных произведениях, не всё происходящее получает логическое объяснение. Почему агент Вудби заметил, что текущая версия реальности изменилась только после того, как в дом зашёл а. Вилби? По идее, она должна была меняться с каждым входящим. Имеет ли этот факт какое-то отношение к именам агентов?

Связь с темой – вполне себе. Странный дом, дверь, ступени. За дверьми непонятное.

Есть одно явно неудачное с языковой точки зрения место:
“Аналитический отдел изучил видео- и аудиозаписи интервью с посетителями и пришел к мнению, что их действия совершаются без принуждения, насилию или угрозам насилия внутри Дома они не подвергаются, поэтому принято направить а. Вилби для посещения”.

В целом читается гладко.

Итого: Фантастическая зарисовка, которая хорошо ложится в тему конкурса. После прочтения возникает некоторое количество вопросов, на которые никаких разумных ответов в рассказе конечно нет. Но поразмышлять над вопросами может быть забавно.

Оценка: 8


Рассказ 15

(про ёжика, медвежонка и дверь)
Жили были Ёжик и Медвежонок. И тут в их жизни появилась дверь. Которая почему-то оказалась крайне важна для Ёжика. Медвежонок поначалу пытался разобраться в сложных Ёжиковых переживаниях и оказывал дружескую поддержку. А потом лег спать, потому что зима и вообще – сколько можно. Увы, Медвежонок оказался контаминирован ёжиковыми взаимоотношениями с дверью и даже во сне видел дверь и пустоту за ней.

Ну что там на их лес упало? Кусок самолета, который потом три дня забирали с помощью вертолетов? Вот оно, пагубное влияние человека на экологию.

Написано хорошо, красивый язык, красивые описания природы. Замечательные диалоги Ёжика и Медвежонка с философским подтекстом. Но я что-то потерялся во всей этой образности. Дружба Ёжика и Медвежонка явно существовала до и будет существовать после двери. То есть дверь к ней напрямую не относится. Чего в жизни не хватает Ёжику, чтоб он сидел и ждал, пока дверь откроется, остается совсем непонятным. Хотя, если думать о рассказе, как о сценарии для очередного мультфильма, будет то, что надо. Ничего непонятно, зато ощущение легкой грусти после просмотра обеспечено.

Но если это – сценарий для мультфильма, зачем нужен эпиграф? В эпиграфе фактическая неточность: цитата не из Евангелия от Иоанна, а из Апокалипсиса, который, кстати, полон иносказаний.

Связь с темой: дверь есть, остального нет. Впрочем, принимая во внимание образность рассказа, может там где-то и дом со ступенями запрятан, но я не увидел.

Итого: Хорошо написанная история про Ёжика и Медвежонка. Непонятная и с обязательной грустинкой. Любители покопаться в текстах и подтекстах наверняка смогут найти много интересного. Связь с темой слабая.

Оценка: 7,5


Рассказ 16

(про татуировку с гербом Мальборо, сырое мясо на стенах итд)
Старая добрая литература абсурда в старом добром английском стиле. Со всей этой вереницей возникающих из ниоткуда и пропадающих в никуда персонажей, которые говорят и делают всякую фигню. И даже к многочисленным сложносочиненным предложениям не придерешься. К месту они там. “А это весёлая птица-синица, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил джек”.

И всё же, в таком рассказе важно, очень важно, чтоб у читателя был повод взоржать, если не над каждым предложением, то хотя бы над каждым вторым. Смешные моменты есть: про морковку, от которой у Чарли становится оранжево в глазах, про кузнецова сына, который с тарзанки упал и голосует теперь за лейбористов. Но мало их, а рассказ-то длинный. Возникает тревожное чувство ненужной затянутости.

Интересно, будет ли больше смешных моментов, если рассказ прочтет со сцены хороший stand-up comedian?

Осталось непонятным, при чем же тут патриотизм. Кажется, он немного притянут за уши. Связь с темой есть.

Итого: Литература абсурда, вполне что по теме конкурса. К сожалению комический эффект недостаточный, из-за этого рассказ производит впечатление затянутого.

Оценка: 6


Рассказ 17

(про цак, замок Вольфенштайн, гепарда, антилопу, Анастасию Кочкову и Джона Вайти)
Опять литература абсурда. На сей раз абсурд вполне жизненный, как его можно было наблюдать во многих семьях второй половины 20го века. В то время телевизор был равноправным членом семьи. Не хуже жены, мужа или детей. Сейчас телевизор своё значение потерял, конечно, т.к. появились компы, смартфоны, айпэды, вконтактики и фейсбучеки.

Ну вот, сидит, значит, жена перед телевизором, цаппелевает туда-сюда, генерирует телеабсурд. Который в рассказе замечательно описан, встает перед глазами просто как живой. Но иногда автор с образностью явно перебирает:
“Когда гепард повалил её на землю и её стройные ноги, увенчанные копытами беспомощно взвились в предвечернее небо, все было конечно”.
Пусть оно даже и фактически верно, я специально посмотрел: у заваленной гепардом антилопы копыта смотрят вверх и вовсю дрыгаются.

В конце рассказа приходит муж и вырывает жену из лап телеабсурда.

Связь с темой есть, написано неплохо, если не считать мелочей. В конце рассказа читатель вынужден-таки погыгыкать.

Итого: Юмористическая зарисовка о современной семейной жизни и современном же телевидении, никакой глубокой философии и ярких образов, но забавно.

Оценка: 7,5


Рассказ 18

(первый из двух Дудлей про доктора Франкенстиина)
Вот что в этом рассказе хорошо – насчет дудля автор не обманул. Что-то такое очень непонятное написано/накалякано. Даже просмотр ролика на ютьюбе не помогает. Может, если весь фильм целиком посмотреть, станет проше? Но фильма я не видел. Поэтому в рассказе, который без сомнения относится к литературе абсурда, я запутался. Совсем. Хотя написано ярко, ощущается размашистость, разухабистость. Но что-то мне подсказывает, что в каком-то месте должно стать смешно. А не становится.

С темой в рассказе тоже нормально. Ну, насколько это можно понять. Дом-ступени-дверь – это замок Франкенштейна (Франкенстиина?).

Или стоп. Перед нами озвучка для видеонарезки с ютьюба? Чего-то мой внутренний мосфильм не смог совместить аудио и видеодорожки.

Итого: Даже не знаю. Что-то очень-очень абсурдное и в быстром темпе. Но что именно и зачем остается загадкой. Зато по теме.

Оценка: 4,5

Сообщение было изменено 21 апреля 2013 в 20:35

21 Апреля 2013 20:31      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Тур Второй.

1. Про любовь, которая побеждает всё, даже авиакатастрофы.


Два самолета летят навстречу друг другу. В одном сидит Олег, в другом Ольга. Олег и Ольга очень друг друга любят и очень хотят пожениться (об этом в рассказе написано раз 10). Какой-то злобный демон (или демонесса или несколько демонов) любит ронять самолет и наблюдать за реакцией пассажиров. Олег и Ольга реагировали правильно и самолеты не упали. Любовь опять победила смерть. Это если Олегу с Ольгой вся эта чертовщина не приснилась на почве предсвадебных волнений.

Имеем очень простенький сюжет, двух положительных персонажей, про которых ничего непонятно, кроме того, что они друг друга любят, собираются пожениться и летают первым классом. Имеем двух отрицательных персонажей (или это один персонаж), про которых понятно еще меньше. Между положительными и отрицательными персонажами налицо конфликт из которого положительные выходят победителями. Что, почему и как – остается за кадром.

Автору стоило или тщательней проработать конфликт между плохими и хорошими или убрать его вовсе, сосредоточившись на эмоциях Олега и Ольги. А так рыбы не получилось и мяса тоже не вышло. Зато печеньки в рассказе упоминаются чересчур часто.

Связь с темой есть.. “Она” - любовь и без нее в один день было бы сразу две крупные авиакатастрофы. Интересно, такое случалось уже когда-нибудь?

Оценка: 4


2. Про Инну, Мехмета, оперу и дёнеры.

Тянулось и отсрачивалось”, говорите? Зря. Сразу же возникает ощущение, что автор над нами
издевается и собирается издеваться над нами дальше. Хотя кажется, кажется, дальше нам честно описывают фантазии молодой девушки о волооком продавце дёнеров и будущем дирижере Мехмете. Стоп... не, без некоторой фиги в кармане не обошлось пожалуй.

Отдельного внимания заслуживает восхождение на гору на далеком острове. Возникает сильное, но обоснованное подозрение, что герои вовсе не идут в гору, а очень даже занимаются любовью. Если в этом и состояла авторская задумка – замечательно.

По какой причине воображаемая любовь закончилась так странно и печально, остается непонятным. Инна вполне могла нафантазировать себе хэппи-энд с кучей внуков и смертью в один день. Впрочем, красиво страдать тоже интересно, наверное.

Чем вся эта история закончится, остается загадкой, но скорее всего Инна - разумная девушка и продолжит пользоваться Мехметом исключительно для фантазий и покупки фалафеля с салатом.

Имеем женскую фантазию об идеальной любви с элементами трагизьму. Для мужской части аудитории было бы полезно, еслиб автор более четко обозначил свою позицию: всерьез это написано или без стеба не обошлось. Тема осталась в стороне.

Оценка: 6


3. Порнуха и океанский литконкурс

Тяжелый рассказ всё-таки. Секс, игры с контролем, литературный конкурс. Но написано добротно. Обсуждать сюжет и персонажей представляется довольно затруднительным. Про персонажей ясно только, что они получают удовольствие от того, что делают. Можно, конечно, попытаться интерпретировать. Например, кто такая “она”? Литература,? Одна из океанок – постоянных участниц конкурса? Зацепок мало.

Тема (конкурса, а не другая) выглядит притянутой за уши. ЧТО было бы иначе, если бы не фотография? Судя по образу героини, еще одна групповуха мало что может изменить в её жизни.
Неплохой язык и порнуха спасут не только мир, но и 3ий рассказ от нуля баллов.

Оценка: 4


4. Джем с бородой и без и 23 миллиона долларов

Неровный рассказ. Складно и с вниманием к деталям прорисован образ Джема. Любит жизнь, любимец всех и вся. Авантюрист, искатель приключений. Но при этом не без любви к прекрасному, история происхождения прозвища подтверждает. Прочим персонажам (рассказчику, Норе, её мужу, подруге джема) тоже уделено должное внимание. Без ненужных подробностей и затянутостей. Единственный герой, про которого рассказано сильно меньше, чем нужно – это К. Есть намеки на его необычные способности: доскональное знание подробностей биографии Джема, умение быстро и с концами пропасть, но плохо понятно, какова природа этих способностей. Действительно ли К – просто ловкий мошенник, как полагает рассказчик, или же его способности носят сверхъестественный характер (демон/инопланетянин/агент Моссада).

Неясности с личностью К ведут к неясностям и логическим нестыковкам в сюжете. Ну да, эффект Баррлоу и Джем, как всякий разумный человек, в него легко поверил. Но с каких пор сотрудники банков стали разумными людьми и выдают деньги человеку, который по их бумагам родился почти 200 лет назад? Если задействована нечистая сила, опущено слишком много подробностей, чтобы сюжет был связным. Есть еще вариант, что Джем сошёл с ума, два года где-то шлялся, а теперь рассказывает небылицы. Но для этой интерпретации зацепок явно недостаточно.

Имеем хорошо прорисованных персонажей, но недостаточно хорошо проработанный сюжет. Привязка к теме есть (за бороду).

Оценка: 7


5. Зарисовка из семейной жизни и звуки многоквартирного дома

Иронично написанный диалог семейной пары. Персонажи – обычные люди. Из соседнего подъезда и потому понятны и узнаваемы. Сюжет прост и понятен. Лежать люди в кровати, наполовину спят и беседуют о взаимоотношения полов в духе “мы такие разные, но всё же мы вместе”.
Читается легко, но недостаточно легко. Там, где начинают хохотать персонажи, должен захохотать и читатель. А этого не происходит. Читатель, разумеется, не будет думать, что дурак он и юмора не понял тоже он. Читатель будет думать, что персонажи странные какие-то. Впрочем, размышления о взаимосвязи между половым размножением и человеческим интеллектом, даже такие упрощенные, как в пятом рассказе – это всегда похвально.

Имеем понятную задумку из которой можно слепить добротный рассказ, но слепить его удалось не вполне. Связь с темой есть (всё было бы не так, если бы не женщина).

Оценка: 6


6. Про Ганди, которому снится Черчилль

Неплохой ералаш. Персонажи – известные исторические фигуры, оказавшиеся в неизвестных до сих пор исторических обстоятельствах. Детали-подробности. Значит дочка Черчилля, которая умерла в возрасте трех лет, вышла замуж за Питера Устинова. Колумб не доплыл до Америки. Гитлер воюет с Троцким сидя в Петербурге (почему не в Петрограде, кстати).

Но Индия всё равно становится независимой. Ведь дивизии СС связаны на восточном фронте, а у Ганди болят зубы. Понять бы еще, кто такие Чандра и Галина Климовна Черноусова - многое бы прояснилось. Насчет Галины Климовны, впрочем, есть подозрение, что она у автора историю вела в школе.

Хорошо написано, иронично. Порадовала вложенная система снов, которая позволила объединить несколько сюжетных линий в рассказе. Но всё же, всё же, сюжету не хватает цельности. Рассказ недостаточно ушёл в абсурд, чтобы не задать вопрос: а какая связь между различными сюжетными линиями? Почему, например, один из пероснажей - именно Черчилль? И в рассказе, и в реальности, когда Индия получила независимость, премьер-министром был Эттли. Связь с темой тоже не очевидна. “Она” - это зубная боль, благодаря которой Ганди выдержал финальную голодовку?

Оценка: 8


7. Господин Шварц, развод и монетка

Пьеса о семейном кризисе. Персонажи понятны: господин Шварц – хороший отец. Давид и Юлианна – хорошие дети, госпожа Шмидт – хороший социальный работник. Где-то за сценой осталась жена господина Шварца. Запутавшаяся женщина и вообще нехороший человек.

Сюжет тоже понятен: перед господином Шварцем стоит нелегкий выбор. Или отдать детей жене. Где, как минимум, сын будет подвергаться притеснениям со стороны новых “друзей” жены. Или забрать детей себе. Но это сопряжено с тем, что жена сядет. И это не сделает детей счастливыми. В сюжет удачно вплетены разные мелкие детали, типа кривляний Юлианны за завтраком или телефонного разговора г. Шварца с мамой.

Две вещи к которым можно придраться: предыстория семейного конфликта скомкана и проблемы мальчика с новыми “друзьями” жены выглядят намного более серьезными, чем заявления дочки о том, что она не хочет, чтоб у мамы были неприятности. Социальный работник фрау Шмидт о проблемах Давида не знает и пытается уговорить Шварца не забирать детей у жены. Но сам-то Шварц в курсе.

Язык хорош. Связь с темой есть. Даже не одна.

Оценка: 8


8. Бывшая актриса Юлия и похищение ребенка

Рассказ про женщину, которая за короткое время потеряла всё: ребенка, работу, мужчину, здоровье. С одной стороны она пытается вернуться к нормальной жизни, с другой стороны предпринимает попытку отомстить бывшему мужчине. Сама же, впрочем, себя и останавливает, набирая “трехзначный номер”.

Персонажи сделаны очень хорошо. Почти нигде напрямую не говорится, что они чувствуют. Просто рассказано, что происходит с ними и вокруг них. Читатель имеет возможность сам “выстроить” их эмоциональное состояние. При этом, если про Юлию рассказано достаточно подробно, про всех остальных рассказано ровно столько, сколько нужно для понимания происходящего. Это даже немного обидно, потому что хочется знать больше. И про Леона, и про Ирму, и про немного других, да и про саму Юлию. Про Юлию, пожалуй, рассказано всё же меньше, чем требуется для “гладкости” сюжета.

Написано хорошо, насчет связи с темой я точно не уверен, но можно предъявить несколько разумных интерпретаций.

Оценка: 9


9. Реми, Шакс и вселившийся демон

Старая добрая фантастика. Или вестерн. Да, космовестерн. Старого, ушедшего от дел героя Дикого Запада вербуют для борьбы со злодеем, который терроризирует окрестности. Ну... почти... Не вербуют, а вселяются полицейским демоном, который непрочь поболтать о том-сём. И при этом разгильдяй, не может разобрать зомбоящик не упуская дверь в комнату из виду.

С сюжетом всё понятно. Но не хватает некоторых подробностей без которых история недостаточно драматична. Например, кто такой Шакс, что из-за него аж бэкап может не получиться. И откуда у него астероид, инопланетяне и ядерный взрыв? Всё-таки запугивать читателя надо конкретными и понятного происхождения вещами. Так и сопереживать бедному Реми было бы намного проще.

Написано хорошо, тема обыграна.

Оценка: 8


10. Про маму
Сюжета практически нет. Почти весь рассказ – внутренний монолог героя о своей матери. К сожалению, никакого цельного образа матери выстроить не получилось. Вероятно потому, что автор (и его герой) остается на очень высоком уровне абстракции: “беспокойная натура”, “неизменный максимализм”, “вспыльчивость и неустойчивая психика” и так далее. Увы, это всё вещи, которые для каждого обозначают своё. И совершенно разное “своё”. Рассказу очень не достает конкретики. А та конкретика, которая есть, весьма поверхностна. Путешествовать, ходить по музеям и изображать животных могут очень разные люди. Пара излишне “драматических” деталей (доскональный проект дома, ноотропный коктейль) тоже ничего не проясняют. Скорее запутывают.

Стилистические огрехи: “прочие другие сокровища”, “невероятный фанатик порядка”, постоянное “бы”. Не очень сильно мешают, но всё же мешают.

К теме тура рассказ безусловно привязан.

Оценка: 5



11. Про семидесятые годы, настоящее, будущее и варенье

Хорошо, но совершенно непонятно написано. Нечто похожее на целостный сюжет есть у первой части. Вторая-третья части – эмоционально-атмосферные. Конкретика ускользает. При чтении возникает сто миллионов вопросов из серии “зачем”, “что”, “кто”, “как” и “почему”, но мне лень их задавать.

Общее ощущение, что в рассказе или много лишнего или наоборот, написано недостаточно, чтоб читатель мог понять связь между отдельными частями.

Про такой текст будут верны оба утверждения связь с темой есть, и связь с темой отсутствует.

Оценка: 6
21 Апреля 2013 20:51      
sonya_ericsson
Бывший океанец

Тур Третий.

Рассказ 1


Вполне мог бы получиться милый и романтичный рассказ об удачной цепочке совпадений, из-за которой молодой человек в инвалидном кресле находит себе любимую. Но увы-увы. Описание цепочки совпадений слишком шершаво и из-за этого теряет необходимую динамику. Все вот эти “гироскопично держа”, “винно-тарелочный поднос” и, наконец, “заплесневелая мошна”. В конце рассказа названы два имени: Стивен и Джейн. Видимо, намек на Стивена Хоукинга и его первую жену. Который не очень понятно зачем был нужен. Тем более, что в 1963-ем году Хоукинг не был “молодым человеком, перекошенным в своей инвалидной коляске”.

Неплохая задумка, хотя и не слишком оригинальная. Но неудачная реализация. С непонятным намеком на Стивена Хоукинга и его первую жену.

Оценка: 3


Рассказ 2

Вполне доброкачественно. “Ателепат” в мире телепатов. Оказывается изгоем общества и натуральным инвалидом со справкой и на пособии. Автор всё вывернул в общем в позитивном ключе. Что, мол, надежда для героя есть, а если не для него самого, так для других таких же. В результате в том числе и его усилий. Тут можно было бы заметить, что стать пожизненным подопытным кроликом, это сомнительное развлечение на самом деле, но в эту сторону сюжет не развивается. Оставленно много “пробелов”, относящихся к жизненному пути героя: какое у него “образование близкое к медицинскому”, например, или почему он считается инвалидом, который не может работать? Словами-то он с окружающими вполне нормально коммуницирует.

Хорошая задумка, хороший язык, связь с темой есть. Было бы хорошо, если некоторые детали были бы лучше проработаны.


Оценка: 8


Рассказ 3

В одной палате лежат бог, кувейтский шейх и участник океанского литконкурса. Тут в палату входит Чёрная Сара и говорит.... (из несуществующего анекдота)

Перед нами очередная альтернативная история религий. Точнее христианства, а может и всех сразу. Один из героев анекдота – однофамилец Хассана ибн Саббаха, что кагбе намекает. Избранный народ – цыгане. Воскресать и умирать приходится раз в тридцать лет. Роль других-прочих персонажей (Симона, Черной Сары) остается до конца непонятной.

Налицо использование элементов из других книжек. Например, “Маятник Фуко” и “Код Давинчи”.

Привязка к теме: очень. В нездоровом теле не просто здоровый дух, а натурально святой. Написано гладко. Не хватает кристальной ясности сюжета, которая, кажется, была свойственна некоторым другим произведениям того же автора.

Оценка: 7


Рассказ 4

Воспоминания о бывших девушках. В этом, в общем, не новом жанре, даже для океанских литературных конкурсах не новом, автору удалось написать по-настоящему хороший рассказ. Яркие, разнообразные образы. Без излишнего пафоса и соплей с сахаром. Хороший язык. Размышления и ощущения главного героя переданы очень живо. Рассказ ни в какой момент не уходит ни в трагизм, ни в сентиментальность, ни в восторженность. Затянутости нет. Удивительно – но факт. Связь с темой безусловно есть.

Оценка: 9


Рассказ 5

Драма, драма. Человек попал в аварию и через два месяца убил себя. В здоровом теле не оказалось здорового духа. И в нездоровом теле это быстро выяснилось. Однозначно хороший язык. И хорошие диалоги. Уборщица, которая чистит ручку, и придурки в морду – замечательно. Но весь сюжет в целом перебор по части пафоса и драматических событий. Авария-кризис-беременность жены и самоубийство, как кульминация.

При этом внутренняя логика героя остается в общем непонятной. Ему кажется, что он никому не нужен и ни на что не годен. При том, что у него явно были до аварии какие-то занятия, и сохранилось достаточно самостоятельности, чтоб продолжить хотя бы какие-то из них.

Оценка: 7


Рассказ 6

Какой-то поток сознания. Про мужскую охоту на женщин. Связь с темой не проследилась. Вкрапления странного немецкого и странного же английского. В общем странно и непонятно зачем. И даже не слишком понятно, о чем. Кроме банальностей.

Оценка: 3
21 Апреля 2013 20:53      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки