Судовой журнал
  ВОСТОК-1
  Космические миссии

Боцманы:  korocheja, XXIII

Форум клана открыт только для чтения для общественности

 Страница   из 2    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Космические миссии
SUGROB
Бывший океанец

Deep Impact

Космический зонд Deep Impact попал в поле зрения мощного телескопа
21.01.2005 Эта фотография была сделана 13 января 5-метровым телескопом, установленным на горе Паломар. Камера телескопа снимала район созвездия Девы.
Длительность экспозиции составила 10 минут. Красноватая полоса, которая пересекает снимок наискосок, это космический зонд Deep Impact, который в это время находился на расстоянии около 260 тыс. км от Земли. Фотография была сделана на следующий день после старта этого космического аппарата.
Deep Impact направляется к комете Tempel 1. Он летит со скоростью около 16 тыс. км в час и в окрестностях кометы он должен оказаться в первых числах июля этого года. 4 июля Deep Impact должен выстрелить в ядро кометы специальным 370-килограммовым снарядом, а потом сфотографировать и исследовать с помощью спектрографов разлетающиеся обломки и стенки образовавшегося кратера. Как предполагается, полученные результаты позволят восстановить хронологию формирования солнечной системы и происходившие при этом процессы.
24 Января 2005 10:48      
SUGROB
Бывший океанец

NASA пошлет разведчика на внешнюю границу Солнечной системы

NASA одобрило создание космического аппарата Interstellar Boundary Explorer (Ibex), который в 2008 году отправится на границы Солнечной системы, чтобы исследовать природу межзвездного пространства и подготовить почву для дальнейших экспедиций к другим мирам. Как сообщает газета Independent, стоимость проекта составляет около 140 миллионов долларов.

Аппарат будет запущен по широкой эллиптической орбите, чтобы избежать магнитного поля Земли, которое может помешать работе приборов, предназначенных для исследований солнечного ветра. По словам руководителя проекта доктора Дэвида Маккомаса (David McComas), на Ibex впервые будет установлена аппаратура, которая позволит сделать снимки границы Солнечной системы и окружающего ее межзвездного пространства.

Ученые называют эту пограничную зону ударной волной торможения (от английских слов "termination shock"). В ней частицы солнечного ветра начинают замедляться до скоростей ниже сверхзвуковых и сталкиваются с ядерным веществом из дальнего космоса.

Ранее только космические аппараты Voyager 1 и Voyager 2 доходили до границ Солнечной системы, но ни один из них не был способен получать изображения, которые могут сделать атомные детекторы, установленные на борту Ibex.

Главной задачей новой миссии, по словам Маккомаса, является изучение свойств этой пограничной зоны, которая препятствует проникновению вглубь Солнечной системы опасной галактической радиации. Кроме того, ученые хотят узнать как эта радиация взаимодействует с солнечным ветром, который представляет собой постоянное радиальное истечение плазмы солнечной короны в межпланетное пространство.
05 Февраля 2005 18:02      
SUGROB
Бывший океанец

Венеру будут фотографировать с самолетов

Ученые NASA уверены, что скоро они смогу сделать фотографии Венеры с предельно близких расстояний, а помогут им в этом специальные самолеты, движимые солнечной энергией.
Венера по величине и составу очень похожа на нашу Землю, и эксперты полагают, что изучение ее климата и геологии поможет лучше понять историю нашей планеты. Но агрессивная атмосфера Венеры с плотностью, превышающей плотность земной атмосферы в 90 раз, температура поверхности, достигающая 500 градусов, кислотные облака и ветры скоростью до 350 км/ч долгое время не давали ученым возможности проводить исследования.
Теперь ученые из Glenn Research Center NASA предлагают использовать для изучения Венеры небольшие самолеты, движимые солнечной энергией. Плотная атмосфера идеальна для планирования самолетов, а медленная скорость вращения вокруг своей оси (венерианские сутки равны 117 земным) позволит самолету все время оставаться на солнечной стороне, поглощая достаточно солнечной энергии для работы всех его систем.
Оснащение подобного самолета радаром для определения высоты позволит получить данные о рельефе поверхности на порядок точнее, чем с орбитальных станций. Самолет мог бы также выполнять функции «электронного мозга» для будущего венерохода. Основная проблема в создании роботов для изучения Венеры, подобных марсианским роверам Spirit и Opportunity, заключается в том, что микроэлектроника не может выдерживать высокие температуры на поверхности планеты. Вынесение «мозга» на периферию позволит создавать роботов, устойчивых к венерианским условиям. «Мы можем создать механические и электрические цепи, устойчивые к высоким температурам, но подобных электронных компонентов у нас нет», — сказал руководитель группы Грэг Ландис (Greg Landis) в интервью журналу New Scientist.
Будущие перспективы финансируемой NASA миссии на Венеру остаются неясными, хотя Европейское управление космических исследований (ESA) планирует послать орбитальный аппарат, чтобы изучить планету, используя инфракрасные сенсоры, в конце 2006 года, сообщил CNN.
19 Мая 2005 14:53      
SUGROB
Бывший океанец

Космический аппарат "Вояджер" скоро покинет Солнечную систему

Американский космический зонд "Вояджер" достиг границ Солнечной системы и вскоре войдет в зону, в которой заканчивается влияние нашего светила и происходят сильнейшие магнитные бури. Об этом сообщило Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Этот автоматический корабль был запущен с территории США 27 лет назад, напомнил американский ученый Эдвард Стоун. Представители НАСА отмечают, что исследования с помощью "Вояджера" позволили сделать вывод, что конечная зона Солнечной системы является гораздо более сложной, чем считалось ранее.
Первоначальной целью запуска зондов-близнецов "Вояджер" и "Вояджер- 2" было изучение пространств вокруг Юпитера и Сатурна. Корабли были снабжены тремя ядерными генераторами, которые бесперебойно действуют и по истечении 27 лет.
25 Мая 2005 13:05      
Moonchild





Grenze des Sonnensystems

Nach fast 28 Jahren Flug hat die amerikanische Raumsonde "Voyager 1" als erstes von Menschen gebautes Flugobjekt die Grenze des Sonnensystems erreicht. Die Raumsonde sei rund 14 Milliarden Kilometer von der Sonne entfernt und fliege jetzt in die unermessliche und turbulente Tiefe des Weltalls, teilte das "Jet Propulsion Laboratory" der NASA am Dienstag (Ortszeit) im kalifornischen Pasadena mit. Dort ende der Einfluss der Sonne, und der Solarwind sto?e auf das d?nne Gas zwischen den Sternen.

"Voyager 1" startete im September 1977 vom Weltraumbahnhof Cape Canaveral (Florida). Die Raumsonde fliegt mit einer Geschwindigkeit von rund 17 Kilometern pro Sekunde und ist mehr als 14 Milliarden Kilometer von der Sonne entfernt. Sie ist damit soweit von der Erde entfernt wie kein zuvor von Menschen gebautes Flugobjekt. Sollte die NASA das "Voyager"-Programm fortf?hren, k?nnte der Kontakt zur Sonde noch bis zum Jahr 2020 bestehen bleiben.

Jenseits des am weitesten von der Sonne entfernten Planeten Pluto hat die Raumsonde nach NASA-Angaben bereits den Beginn des Grenzgebietes erreicht. Dieser wird in der Astronomie als "Terminations-Schock" bezeichnet. In diesem Grenzbereich verlangsamt sich der Sonnenwind schlagartig um ein Vielfaches auf "nur" noch 2,4 Millionen Stundenkilometer, weil die geladenen Teilchen des Windes auf das interstellare Plasma zwischen Sternen treffen und dabei abgebremst werden. Als Best?tigung ihrer Theorie f?hrt die NASA an, dass sowohl eine pl?tzliche Verst?rkung des Magnetfeldes als auch eine Abschw?chung der Geschwindigkeit des Sonnenwindes gemessen worden seien.

Diese These wird auch von der Universit?t des Bundesstaates Iowa gest?tzt. Danach hat "Voyager 1" bereits am 16. Dezember vergangenen Jahres das Grenzgebiet erreicht. Die Raumsonde sei jetzt auf dem Weg zur so genannten "Heliopause". Diese wird als eigentliche Grenze des Sonnensystems angesehen. Die genaue Entfernung von der Sonne ist bislang unbekannt. Die Wissenschaftler der Universit?t Iowa gehen davon aus, dass die Raumsonde drei Viertel ihres Gesamtweges zur?ckgelegt hat und auf die "Heliopause" in zehn Jahren sto?en k?nnte.
25 Мая 2005 16:10      
SUGROB
Бывший океанец

NASA планирует запуск нового исследовательского зонда на Марс

Руководство NASA дало "зеленый свет" новой миссии по исследованию Марса. Планируется, что в августе 2007 года к Красной планете отправится зонд Phoenix, которому предстоит заняться поисками замерзшей воды и признаков существования жизни в прошлом или настоящем.



Проект Phoenix стоимостью 386 миллионов долларов США стал частью новой программы Mars Scout по изучению Марса. Космический аппарат должен будет сесть на Красной планете весной 2008 года, пробурить в ледяной шапке скважину и провести детальный анализ состава пород. При этом, в отличие от роботов Spirit и Opportunity, способных перемещаться, Phoenix будет представлять собой стационарную лабораторию, оснащенную научными приборами и длинным манипулятором.

Изучением полярных областей Марса должен был заняться космический аппарат Mars Polar Lander, потерянный NASA во время посадки на Красной планете в 1999 году. Некоторые из исследовательских инструментов, спроектированных для Mars Polar Lander, теперь будут установлены на Phoenix. Посадочный модуль эксперты NASA намерены позаимствовать у миссии 2001 Mars Surveyor, приостановленной в 2000 году после неудачного запуска аппарата Mars Polar Lander. Впрочем, несмотря на использование большого количества уже готовых узлов, некоторые элементы конструкции Phoenix все же будут спроектированы заново.

В течение ближайших двух лет ученым предстоит провести всесторонне тестирование нового зонда. Кроме того, пока не определены координаты наиболее подходящего места посадки аппарата.
09 Июня 2005 11:39      
SUGROB
Бывший океанец

Космические телескопы помогли подготовится к встрече с кометой Tempel 1

Меньше месяца осталось лететь зонду Deep Impact до кометы Tempel 1. 3 июля зонд должен разделиться на две части. Одна из них начнет облет ядра кометы, а вторая, представляющая собой снаряд массой 370 кг, устремится к этому ядру.
В результате столкновения этого снаряда с поверхностью кометы должна образоваться воронка размером около 100 м в поперечнике. Первая часть зонда Deep Impact проведет исследования стенок воронки и разлетающихся после взрыва частиц ядра кометы.
Но чтобы составить программу для бортового компьютера зонда для проведения этого маневра, нужны были данные о размерах, форме и плотности ядра кометы Tempel 1. Эта информация была получена с помощью космических телескопов Hubble (в видимом диапазоне длин волн) и Spitzer (в инфракрасной области спектра).
Более ранние наблюдения кометы, проведенные с помощью наземных телескопов, показали, что ядро кометы Tempel 1 имеет довольно темный цвет и вытянутую форму. Размер этого ядра составляет несколько километров. Указанные телескопы наблюдали комету Tempel 1 в начале 2004 г. С их помощью были получены более точные данные о размере кометы - 14 км в длину и 4 км в ширину. Представленный здесь рисунок ядра кометы - это не фотография, а модель, составленная на основе информации с космических телескопов. Кроме того, в результате наблюдений космических и наземных телескопов удалось определить период вращения ядра кометы - 2 земных дня.
Во время столкновения снаряда с ядром кометы за эти процессом будет наблюдать не только камера зонда Deep Impact, но и как минимум 30 телескопов, из них три - это космические телескопы Spitzer, Hubble и Chandra, который будут вести наблюдения, соответственно, в инфракрасном, видимом и рентгеновском диапазонах длин волн.
09 Июня 2005 11:48      
SUGROB
Бывший океанец

Ядро кометы Темпеля 1 содержит воду и излучает радиацию

Снимки, сделанные оптическим монитором на борту орбитальной обсерватории XMM-Newton 3 и 4 июля, подтвердили выводы, сделанные учёными по итогам анализа данных с другого аппарата - станции Rosetta: ядро кометы Темпеля 1 содержит воду.


Снимки кометы в синем (вверху) и ультрафиолетовом (внизу) спектрах.

На приведённых снимках XMM-Newton сравнивается состояние кометы непосредственно перед и сразу после столкновения с зондом, выпущенным аппаратом Deep Impact.

Снимки были сделаны в синем и ультрафиолетовом спектрах, и на ультрафиолетовых снимках отчётливо видны выбросы гидроксильных ионов, - продуктов распада молекул воды.

Примерно через 1,5 часа после столкновения яркость гидроксильных групп выросла впятеро, а ещё спустя 4,5 часа - снова спала.

Позднее было объявлено, что XMM-Newton обнаружил также и слабое рентгеновское излучение, испускаемое ядром кометы.

Учёные предполагают, что причиной возникновения этого излучения является, либо обмен зарядами между нейтральными частицами в газовой оболочке кометы и ионизированными частицами солнечного ветра, либо эти лучи на самом деле - солнечная радиация, рассеиваемая пылью в оболочке кометы. И то, и другое наблюдалось у иных комет, и астрономы не исключают, что речь идёт о комбинации обоих механизмов.
08 Июля 2005 14:12      
SUGROB
Бывший океанец

На Марс полетит спутник величиной с двухэтажный дом


NASA готовится запустить к Марсу большой космический аппарат, сообщает New Scientist. Разведывательный спутник Марса (Mars Reconnaissance Orbiter), достигнув орбиты планеты, произведет разведку поверхности, в том числе и определит новые места для посадок будущих аппаратов.
Его конструкторы полагают, что MRO соберет больше информации, чем все предыдущие орбитальные аппараты.
"MRO вполне можно назвать воротами в будущее Марса. Это будет разведывательный аппарат уровня, который никто еще никогда не запускал", - заявил сотрудник NASA Джим Гарвин.
Конструкторы MRO утверждают, что его орбита будет на 20 процентов ближе к поверхности планеты, чем орбита любого из предыдущих искусственных спутников. Средняя высота полета спутника будет составлять 305 километров.
По данным New Scientist, размеры MRO действительно впечатляют - высотой с двухэтажный дом, этот аппарат весит 2180 килограммов. Запуск аппарата планируется осуществить с космодрома на мысе Канаверал 10 августа. Аппарат выведет в космос ракета-носитель Atlas 5. В ноябре 2006 года он достигнет орбиты Марса.
26 Июля 2005 14:13      
SUGROB
Бывший океанец

Аппарат "Хаябуса" вплотную подошел к астероиду, на который должен будет сесть

Японский космический аппарат "Хаябуса" сегодня приблизился на расчетные 20 км к одному из астероидов между Землей и Марсом, на который он затем попытается совершить посадку - впервые в истории освоения космоса.
Об этом заявили сегодня в японском Агентстве по исследованию космического пространства (ДЖАКСА).
На расстоянии в 20 км аппарат будет в течение месяца лететь рядом с астероидом "Итокава", исследуя его с помощью рентгеновских и инфракрасных лучей. В частности, будут собраны данные о рельефе этой малой планеты и о составляющих ее породах. Затем "Хаябуса" ("Сокол" по-японски) приблизится к астероиду уже на 10 км, а в начале ноября должен совершить на нем две короткие посадки. Там он возьмет образцы пород и оставит взамен алюминиевую пластинку с именами 880 тыс. землян из почти 150 стран.
Полученные материалы, как полагают японские исследователи, могут открыть многие тайны, связанные с первым этапом формирования Солнечной системы. "Хаябуса" был запущен в мае 2003 года и должен вернуться на Землю в июне 2007 года. Ставший объектом его изучения астероид назван в честь основателя японской ракетной программы профессора Хидэо Итокавы.
13 Сентября 2005 13:41      
SUGROB
Бывший океанец

Китайская миссия в космосе окутана тайной

Орбитальный модуль китайского пилотируемого корабля «Шэньчжоу-6», оставшийся на орбите, вскоре после посадки китайских космонавтов перешел на более высокую орбиту. Его миссия окутана тайной.
Особенно озадачивает экспертов странная плоская панель, размещенная на нем.
Помимо панели, имеется еще одна небольшая выступающая деталь, которая может являться небольшой антенной или научным зондом. Они вместе с плоской панелью ориентированы в одном направлении и расположены в непосредственной близости друг к другу.
В остальном модуль на имеющихся его изображениях выглядит предельно аскетично. Нет никаких признаков наличия на нем крупногабаритных камер или массивов антенн, как на предыдущих кораблях этой серии. В то же время мало кто из экспертов считает, что китайцы отправили бы на более высокую орбиту корабль без сколь-нибудь важной полезной нагрузки на борту.
Эксперты, сообщает Space Daily, все чаще высказывают предположения о том, что речь в данном случае может идти об антенне радара с синтезированной апертурой. В этом случае и плоская панель, и выступающие элементы получают логичное объяснение – все это элементы разворачивающейся в космосе антенной системы радара.
В единственном официальном коммюнике, в котором характеризуется текущий статус орбитального модуля «Шэньчжоу-6», говорится о том, что перевод на более высокую орбиту позволит улучшить энергообеспечение модуля. Это, безусловно, верно. Однако это означает, что полезная нагрузка орбитального модуля потребляет много энергии. Именно такой нагрузкой мог бы являться космический радар.
Правда, по мнению специалистов, солнечные батареи китайского кораблянедостаточны для того, чтобы обеспечить непрерывное функционирование космического радара. Вероятно, «Шэньчжоу-6» оснащен батареями, позволяющими обеспечивать достаточный уровень энергии на короткие промежутки времени для мониторинга вполне определенных целей.
Если это предположение верно, Китай совершил чрезвычайно серьезный рывок в освоении технологий спутниковой разведки. Радарная съемка с синтезированной апертурой позволяет не только обеспечить возможность ведения круглосуточной разведки независимо от погодных условий. Пространственное разрешение радарных снимков уже сейчас сравнимо с оптическими снимками. Так, космическая разведывательная система SAR-Lupe, создаваемая Бундесвером, позволит получать снимки разрешением лучше 1 метра. Современная Россия осталась далеко позади – у нее нет даже спутников оптической разведки.
Правда, китайский военный радар в космосе – не единственная возможная гипотеза странной миссия корабля «Шэньчжоу». Как сообщил CNews эксперт в области космических систем дистанционного зондирования Алексей Кучейко из центра СканЭкс, орбитальные модули китайских кораблей маневрировали на орбите и раньше – для китайской космической программы характерно максимально полное использование всей полезной нагрузки, выведенной в космос. «Вполне возможно, - заявил он, - в данном случае речь идет не о радаре, а об антенном комплексе пассивной системы радиотехнической разведки, для которой энергопотребление не является столь же критичным фактором».
02 Ноября 2005 12:36      
SUGROB
Бывший океанец

Аппарат Venus Express успешно запущен в космос

9 ноября 2005 года в 6:33 по московскому времени с космодрома Байконур расчетами Федерального космического агентства осуществлён запуск ракетоносителя "Союз-ФГ" с межпланетной станцией "Венера-Экспресс". Полет в составе ракеты-носителя завершился выходом на промежуточную орбиту и отделением от нее головного блока через 8 минут 48 секунд. Ракета-носитель "Союз-ФГ" вывела головной блок на незамкнутую орбиту по трассе, соответствующей наклонению 51,8°. В настоящее время космический аппарат "Венера-экспресс" лег на заданную траекторию полета, по которой он должен будет достичь Венеры в апреле следующего года.


Запуск ксмического аппарата "Венера-экспресс"

Космический аппарат "Венера-экспресс" разработан компанией EADS Astrium. Он имеет массу 1240 кг и предназначен для изучения структуры, химического состава и динамики атмосферы Венеры, которая характеризуется очень высокими температурами и давлением, а также большим парниковым эффектом и высокой скоростью обращения вокруг планеты. Помимо этого европейская межпланетная станция станет первым спутником Венеры, который будет изучать поверхность планеты, используя волны ИК-диапазона.

На борту аппарата для проведения измерений есть семь датчиков, три из них были разработаны для аппарата Mars Express, два являются копиями инструментов аппарата Rosetta, предназначенного для изучения комет, а еще два были специально разработаны для этого аппарата.


"Венера-экспресс" во время сборки

Спектрометр высокого разрешения PFS будет измерять температуру и состав атмосферы на различных высотах, с его помощью можно также получить информацию о температуре поверхности планеты и исследовать вулканическую активность. ИК- и УФ-спектрометр SPICAV/SOIR и датчик VeRa также будут осуществлять исследования атмосферы, и выявлять в ней наличие молекул воды, кислорода и сернистых соединений.


Расположение датчиков на аппарате "Венера-экспресс"

Спектрометр VIRTIS поможет составить карту различных слоев атмосферы и производить мультиволновые исследования облаков для получения изображений атмосферной динамики. Магнитометр ASPERA 4 будет анализировать взаимодействие верхних слоев атмосферы Венеры с солнечным ветром, в отсутствии зашиты магнитного поля у планеты.

Камера VMC будет производить наблюдения в четырех волновых диапазонах, особенно уделяя внимание одному из "инфракрасных окон", обнаруженных аппаратом Galileo во время пролета мимо Венеры по дороге к Юпитеру, что позволит изучить поверхность планеты сквозь облака. Помимо этого камера позволит ученым произвести наблюдения атмосферной динамики, в особенности двойных атмосферных вихрей на полюсах, причина возникновения которых остается неизвестной.
09 Ноября 2005 16:01      
SUGROB
Бывший океанец


Venus Express – человечество возвращается к Венере после четверти века с момента старта предыдущей миссии на эту планету (иллюстрация ESA).

Кислотные облака ждут экспресс Земля — Венера

Утром 9 ноября 2005 года ракета "Союз" с разгонным блоком "Фрегат", стартовавшая с Байконура, успешно вывела в космос первую после очень долгого перерыва автоматическую миссию к Утренней звезде. Миссию часто называют "первой европейской", но это верно лишь отчасти.

Межпланетная станция Venus Express Европейского космического агентства (European Space Agency) вполне может считаться первым европейским полётом к Венере, если не учитывать достижения СССР (а ведь Россия — тоже Европа, хоть и частично).

Потому надо вспомнить, что наибольшее количество миссий к Венере запустил именно СССР (станции серии "Венера" с 1-й по 16-ю и две "Веги"). На их счету несколько успешных посадок на поверхность и даже изучение атмосферы с помощью аэростатов ("Веги", 1985 год).

Последними, пока, земными аппаратами в окрестностях Венеры были американские станции: Galileo, пролетавший мимо облачной планеты в 1990 году во время своего длительного рейса к Юпитеру (это была его основная цель) и сделавший тогда ряд измерений и съёмок, как для проверки аппаратуры, так и на пользу науки; а также космический аппарат Cassini, выполнивший два гравитационных манёвра около Венеры в 1998 и 1999 годах, и в результате попавший на траекторию к своей цели – Сатурну (где благополучно работает сейчас).


Своими приборами Venus Express словно пробьёт окна в плотной атмосфере Венеры (иллюстрация ESA).

Последний же аппарат, целевая миссия которого была именно Венера – это американский Magellan, который работал на орбите вокруг Утренней звезды в 1990 – 1994 годах.

Теперь ESA подхватывает флаг исследования самой ближайшей (не считая Луны) соседки Земли. Venus Express уже передал на Землю сигнал о нормальной работе. По плану, он достигнет своей цели 11 апреля 2006 года. После ряда коррекционных манёвров станция должна выйти на рабочую (вытянутую полярную) орбиту с высотой от 250 километров в нижней точке до 66 тысяч километров.


Примерно такую картину увидел бы человек, ступивший на поверхность Утренней звезды (иллюстрация с сайта news.bbc.co.uk).

Главная цель миссии – изучение атмосферы Венеры. Для этого Venus Express несёт на борту три различных спектрометра, один магнитометр, камеру высокого разрешения, радио-инструменты и прибор, наблюдающий плазму.

Среди прочего, планетологи намерены детальнее разобраться в механизме парникового эффекта, превратившего Венеру в горячий ад. Напомним, её атмосфера состоит преимущественно из углекислого газа, а средняя температура на поверхности – 467 градусов Цельсия, а давление – 90 атмосфер.

И всё-таки, Венера — сестра Земли. По составу самой планеты, её диаметру и массе — они очень похожи.

Поскольку Земля, по расстоянию до Солнца, находится между Венерой и Марсом, изучение трёх планет позволит построить некую логическую цепочку, некую цельную картину эволюции этих планет. И также учёные надеются лучше понять механику изменений климата Земли и наше возможное будущее.


Venus Express перед отправкой на Байконур. Справа — научные инструменты аппарата: MAG – магнетометр; VIRTIS – ультрафиолетовый/видимый/ближний инфракрасный картографирующий спектрометр; PFS – планетарный Фурье-спектрометр; SPICAM/SOIR- ультрафиолетовый/инфракрасный атмосферный спектрометр; VMC – широкоугольная многоканальная камера с возможностью съёмки в ультрафиолете, ближнем инфракрасном и видимом диапазоне; VeRa – прибор для радио-эксперимента и ASPERA – анализатор космической плазмы и высокоэнергичных атомов (иллюстрации ESA).

Интересно, что название аппарата не случайно похоже на имя другой европейской станции — Mars Express, работающей сейчас на околомарсианской орбите.

Эти машины – сёстры. Построены они по сходному проекту и имеют очень много одинаковых узлов. Разумеется, поскольку Венера намного ближе к Солнцу, чем Марс, инженеры перепроектировали теплозащиту и вообще – всю систему регулировки температуры аппарата, а также – заметно уменьшили по сравнению с марсианской версией площадь (и массу) солнечных батарей. Тем не менее, их мощность на орбите Венеры достигнет приличных 1,1 киловатта.

Очень многие из узлов, деталей и даже научных приборов новой станции были взяты из ранее сделанных и неизрасходованных "запасов" других программ – того же Mars Express и Rosetta, например.


Предполагаемое строение Венеры (иллюстрация Calvin J.Hamilton/NASA/ESA).

Благодаря этому создание Венерианской межпланетной станции заняло у ESA и подрядчиков рекордно короткое время: всего четыре года от голой идеи до запуска на орбиту. А стоимость миссии в $260 миллионов (для таких-то масштабных предприятий) – очень даже невысока.

Масса Venus Express составляет 1,27 тонны из них 570 килограммов – это вес топлива, а 93 килограмма – масса полезной нагрузки, ради которой, собственно, эта научная миссия и предпринята.

Интересно, что один из спектрометров аппарата выполнит запись температуры атмосферы Венеры вплоть до самой поверхности. И исследователи надеются, что этот инструмент сможет, при случае, обнаружить вулканическую деятельность.

Это было бы важным открытием. Старые вулканы на Венере сеть, но существуют ли действующие – неизвестно. А ведь вулканизм, по одной из версий, и есть причина высочайшей концентрации углекислого газа в атмосфере и, следовательно, парникового эффекта.


Компьютерная симуляция вида Венеры без облаков (слева) и композитное радарное изображение того же полушария (справа), полученные в ходе миссии Magellan. Центр кадра – 180 градусов восточной долготы (иллюстрация NASA/USGS).

Расчётный срок миссии – около двух лет (15 месяцев – непосредственно на месте). А поскольку сидерический (звёздный) день на Венере длится приблизительно 243 земных, то за это время орбитальный аппарат пронаблюдает изменения в атмосфере за два местных дня.

И уже сейчас менеджеры миссии говорят о возможном её удлинении против номинального срока (запас топлива на борту Venus Express рассчитан на двукратное продление работы). Но данный вопрос будет решаться уже в ходе работы станции.

В отношении Venus Express можно не раз сказать "впервые". Например, впервые будет проведена глобальная съёмка состава нижней части атмосферы в ближнем инфракрасном "окне"; впервые будет выполнено последовательное изучение температуры атмосферы и её динамики на всех уровнях от 200 километров и до поверхности.


Снимок Венеры с борта межпланетной станции Mariner 10 (фото Calvin J.Hamilton/NASA/ESA).

Кроме того, впервые состоится глобальное картографирование температуры поверхности Венеры, впервые учёные получат картину динамики атомарного и молекулярного кислорода в атмосфере и так далее (полный перечень — здесь).

Как примет аппарат Венера — Утренняя звезда и она же — звезда вечерняя, а ещё — грозная богиня Иштар у Вавилонян?

Плотные многокилометровые облака из серной кислоты в смеси с соединениями хлора и фтора, делающие планету при взгляде снаружи — блистающей, а при взгляде наблюдателя с её поверхности – сумеречной. Абсолютно сухие каменистые долины и древние вулканы, вершины гор, покрытые (гипотетически) металлической изморозью. Что и говорить — экзотическое место.
09 Ноября 2005 18:17      
SUGROB
Бывший океанец

Американцы исследуют Марс



Космический корабль NASA находится на полпути к Марсу, где он соберет больше данных о Красной планете, чем все предыдущие марсианские исследовательские проекты.
Шесть двигателей космического корабля были успешно запущены в течение двадцати секунд, чтобы скорректировать его курс. "Прибытие космического корабля на орбиту Марса ожидается в марте", - сказал Аллен Халселл, руководитель навигационного отдела Лаборатории реактивных двигателей США в Пасадене, Калифорния.
Когда этот двутонный аппарат выйдет на орбиту, он присоединятся к трем спутникам, которые в данный момент исследуют поверхность Марса.
Космический аппарат оснащен самыми современным научным оборудованием, когда-либо запускавшееся на орбиту Марса, включая телескопическую камеру, которая будет снимать поверхность планеты.
Предыдущие космические корабли, которые приземлялись, двигались на орбите или проносились мимо Марса, сделали десятки тысяч изображений, но только приблизительно два процента площади планеты были отсняты с высокой разрешающей способностью.
Орбитальный аппарат также продолжит искать свидетельство воды, искать на поверхности участки для высадки будущих исследователей-роботов и служить линией связи, чтобы передавать данные Земле.
Орбитальный разведывательный аппарат был доставлен на орбиту ракетой Atlas V в августе. Его миссия должна закончится в 2010 году, но ученые говорят, что у него есть достаточно топлива, чтобы проработать до 2014 года.
22 Ноября 2005 12:53      
SUGROB
Бывший океанец

В США разрабатывается научная миссия к Нептуну

Нептун и его самый большой спутник Тритон, могут стать целями для космической миссии будущих десятилетий, если группа американских исследователей получит одобрение.


Концептуальное изображение будущей миссии к Нептуну

Команда учёных создала концепцию корабля-матки и зондов, которые будут исследовать ледяной гигант, чья орбита расположена более чем в 4,5 млрд. км от Солнца. К настоящему времени только один космический аппарат Voyager 2 пролетел мимо Нептуна в 1989 году. Стоимость этой миссии составит 3-4 млрд. долларов и потребует международного сотрудничества. Весь проект с учетом получения одобрения Конгресса и NASA и проектирования может занять 30 лет, а непосредственное осуществление миссии займет 18 лет.

Нептун - восьмая планета по удаленности от Солнца, и располагается между Ураном и Плутоном. Снимки, сделанные аппаратом Voyager, показали голубой гигант с очень динамичной атмосферой, его ветры проносятся по планете со скоростью 300 м/с. Помимо этого, Voyager позволил ученым увидеть кольца намного более тонкие, чем у Сатурна, и запечатлел большое темное пятно - систему шторма, похожую на происходящие в атмосфере Юпитера.

Учёных также сильно привлекает спутник Нептуна, Тритон, имеющий очень интересную поверхность с гейзерами азота. Тритон, вероятно, не является естественным спутником, а был притянут к Нептуну из удаленных областей Солнечной системы. Он отличается от других лун Нептуна и от лун Урана и Юпитера, и может быть сопоставлен с объектом пояса Койпера, как Плутон и его луна Харон.

Осуществление этой миссии позволит получить много информации о зарождении и эволюции Солнечной системы. Концепция миссии на Нептун была представлена на осеннем заседании Американского геофизического союза. Проект был внесен в качестве одной из основных миссий NASA.

В концепции представлен 36-тонный космический аппарат с ионными двигателями, который будет получать энергию от ядерного реактора. Исследовательские задачи составляет отправка двух зондов на столкновение с планетой для забора данных об атмосфере, перед тем как они будут уничтожены её давлением. Затем главный корабль осуществит попытку отправить спускаемый аппарат на поверхность Тритона. Зонд будет иметь массу около 500 кг, при этом 65% от нее будет приходиться на двигательную установку. Из-за очень тонкой атмосферы на Тритоне невозможно использовать для замедления парашют. После посадки аппарат сможет произвести анализ химических свойств материалов поверхности и послать на Землю изображения ландшафта, сообщает BBC News.
14 Декабря 2005 17:07      
SUGROB
Бывший океанец

Плутон изучат вместе со спутником



Ученые НАСА открывают подробности нового громкого космического проекта. Как сообщает НТВ, уже в середине января они намерены запустить исследовательский аппарат к одной из самых дальних планет Солнечной системы – Плутону.

Изучать также будут и его спутник – Харон. Это произойдет впервые в истории. Ученые намерены составить подробную карту Плутона, выяснить его геологию и состав атмосферы. Сейчас известно, что эта планета покрыта метановым и водяным льдом, а ее атмосфера состоит в основном из окиси углерода и азота.

Миссия стоит 650 миллионов долларов. Сам исследовательский аппарат уже в ближайшие дни будет доставлен на космодром на мысе Канаверал. Сообщается, что на орбиту его выведет ракета-носитель с двигателем российского производства.

Впрочем, к непосредственному изучению Плутона приступить удастся не скоро. Только добираться до него спутник НАСА будет более девяти лет.

Алан Стерн, представитель НАСА: «Особая важность Плутона состоит в том, что он совершенно не изучен. Эти исследования очень долго не являлись приоритетными. Мы даже не предполагали, насколько сильно они могут помочь в понимании происхождения Солнечной системы и некоторых физических законов, которые в ней действуют».
20 Декабря 2005 13:49      
SUGROB
Бывший океанец

Экспедиция к Плутону: полет проходит нормально

Pосле ряда задержек зонд NASA New Horizons («Новые Горизонты») успешно стартовал с космодрома на мысе Канаверал. Это первая в истории человечества экспедиция к Плутону, его спутнику Харону и объектам пояса Койпера.

New Horizons был выведен в космическое пространство ракетой-носителем Atlas V со второй ступенью Centaur и разгонным блоком Star-48B. Старт прошел динамично: менее 5 с потребовалось ракете, чтобы подняться над окружающими стартовую площадку стометровыми осветительными мачтами, сообщает C-News. Кстати, двигатель ракеты разработан и сделан в России.

Через четыре с половиной минуты вторая ступень Centaur, предназначенная для выведения зонда на промежуточную эллиптическую орбиту, отделилась от отработавшей первой ступени. Впоследствии она включилась еще раз на 10 минут, после чего в работу вступил разгонный блок Star-48B, придавший New Horizons необходимую для полета к Плутону скорость – рекордную в истории космических полетов. Cамостоятельное путешествие зонда началось через 46 минут спустя после старта ракеты-носителя.

Уже в 8 часов утра зонд миновал орбиту Луны. К основной цели своего путешествия – Плутону и Харону - New Horizons прибудет лишь в июле 2015 года. Однако уже год спустя, в феврале 2007 года зонд пройдет непосредственной близости от Юпитера, совершив гравитационный маневр в его поле тяготения – это позволит на пять лет сократить продолжительность путешествия к Плутону. При этом зонд проведет исследования Юпитера, передав на Землю его изображения и другую научную информацию.

После пролета системы Юпитера и передачи на Землю собранной им информации зонд перейдет в «спящий» режим, при котором большинство электронных систем будут временно отключены. Ежегодно специалисты Северо-западного исследовательского института США (Southwest Research Institute - SwRI) будут проводить сеансы связи с передачей телеметрической информации, перекалибровкой инструментов и, в случае необходимости, коррекцией траектории полета. Возможно, что одна из таких коррекций позволит слегка изменить время «встречи» с Плутоном, что создаст лучшие условия для исследования двух только что открытых новых спутников Плутона – небольших тел около 100 км в поперечнике, получивших обозначения P1 и P2 обращающихся вокруг общего центра масс этой весьма необычной планетной системы за 38 и 25 суток соответственно.

Продолжительность изучения Плутона с пролетной траектории – зонд не будет выходить на орбиту вокруг планеты – составит 5 месяцев. Ученые получат изображения поверхности Плутона и Харона в видимом и инфракрасном диапазонах, а также смогут изучить свойства «сезонной» - то есть периодически вымерзающей - атмосферы планеты.

Затем зонд изменит траекторию и направится к одному из объектов пояса Койпера – точный кандидат для исследований пока не выбран, однако число таких объектов, известных науке, быстро растет. Аппаратура зонда позволит передавать на Землю данные с расстояний, как минимум в два раза превышающих расстояние от Земли до Плутона. Полет к такому объекту, по предположениям ученых, может занять еще около пяти лет. Система энергопитания зонда рассчитана на длительную – не менее 20 лет – продолжительность его работы. На борту космического корабля находятся 7 основных приборов: инфракрасный и ультрафиолетовый растровые спектрометры, мультиспектральная видеокамера, телескопическая камера, 2 спектрометра элементарных частиц, а также детектор пылевых частиц.

Важность миссии зонда New Horizons, чуть было не попавшего под нож сокращения бюджетных ассигнований в США, трудно переоценить, пишет C-News. Научное сообщество все глубже осознает масштаб загадок и тайн, которые хранит для человечества дальняя периферия Солнечной системы. Пояс Койпера – «родина» изобилующих водой комет, а, возможно, и странных, очень напоминающих внеземные микроорганизмы тел, в изобилии обнаруженных в индийском штате Керала сразу после взрыва над ним метеорита летом 2001 года. Последние открытия небесных тел пояса Койпера, обращающихся по круговым, но при этом очень сильно наклоненным к плоскости эклиптики орбитам, до сих пор так и не получили сколько-нибудь вразумительного объяснения.
23 Января 2006 14:21      
SUGROB
Бывший океанец

Началась корректировка околомарсианской орбиты зонда Mars Reconnaissance Orbiter

Три недели назад 10 марта 2006 г. американский зонд Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) успешно вышел на орбиту Марса. Эта орбита по своим параметрам весьма далека от той, на которой зонду MRO предстоит вести исследования поверхности Марса: это сильно вытянутая эллиптическая орбита, дальняя точка которой находится на расстоянии более 43 тыс. км от поверхности Марса, а ближняя - на расстоянии 426 км. Период обращения зонда вокруг Марса по этой орбите составляет 35 часов.

Теперь после трех недель тестирования аппаратуры MRO началась операция по корректировке его орбиты и превращения ее в рабочую орбиту с периодом обращения 2 часа. Это будет почти полярная эллиптическая орбита, дальняя точка которой будет отстоять на расстоянии 320 км над поверхностью Марса, а ближняя - на расстоянии 254 км. Для такого кардинального преобразования понадобится почти полгода времени и около 550 маневров зонда с аэродинамическим торможением в верхних слоях атмосферы Марса.

Первое включение маневровых двигателей зонда MRO было проведено в прошлый четверг. Двигатели включили на 58 секунд в момент прохождения дальней точки орбиты аппарата. В результате этого маневра ближняя точка орбиты снизилась до высоты 333 км и почти приблизилась к верхнему слою атмосферы Марса. Теперь самое главное - точно рассчитать параметры кратковременных входов в переменчивую атмосферу Марса, чтобы не допустить перегрева аппарата. Информацию о характере движения зонда будут поставлять акселерометры и радар Mars Climate Sounder, который может определять изменения температуры атмосферы, от которых зависит толщина последней.
03 Апреля 2006 10:59      
SUGROB
Бывший океанец

Зонд Phoenix будет искать жизнь на Марсе



В данный момент разработчики собирают и проверяют новый марсианский зонд Phoenix, который в следующем году должен будет отправиться к красной планете, сообщает Space.com. Целью аппарата станет северный полюс планеты. Зонд оснащён специальным бурильным устройством, которое, возможно, позволит узнать историю существования воды на Марсе.

По словам менеджера проекта Питера Дукаса, Феникс станет первым аппаратом, которому придётся "изваляться в грязи", а не только "собирать пыль". Зонд оснащён фильтрами огромного размера, которые призваны не позволить марсианской пыли добраться до аппарата.

Устройства, которыми будет оснащена "палуба" зонда пока находятся в разработке. Они будут заниматься анализом образцов льда и грязи с поверхности планеты. Феникс будет оснащён роботизированной рукой для сбора этих образцов.

Аппарат совершит посадку на Марс при помощи парашюта и собственных двигателей, а потом займёт фиксированную позицию в заданной точке.

Основной целью Феникса является обнаружение в собранных образцах льда древних колоний микробов. При температуре выше -20 градусов по Цельсию эти организмы смогут ожить и поведать многое о прошлом красной планеты.

Зонд должен начать свой десятимесячный полёт к Марсу в августе 2007 года и совершить посадку на поверхность планеты в мае 2008 года.
10 Апреля 2006 18:39      
SUGROB
Бывший океанец

Фобос-Грунт



Проект «Фобос-Грунт» является одним из наиболее перспективных направлений ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» по разработке аппаратов нового поколения, включенных в «Федеральную космическую программу России» на 2006-2015 г.г.
В настоящее время, в НПО им. С.А. Лавочкина приступили к важному этапу изготовления и проведения испытаний опытных образцов узлов конструкции и приборов бортовых систем. Осуществляется укомплектование экспериментальных изделий КА.
Целью проекта «Фобос-Грунт», в качестве первого этапа реализации программы исследования Марса, является доставка на Землю образцов грунта с его естественного спутника Фобоса для детальных исследований в лабораторных условиях. Выбор Фобоса в качестве объекта исследований для межпланетной миссии связан с возможность решить, либо приблизиться к решению широкого спектра научных задач физики Солнечной системы.
В рамках научной программы экспедиции предусмотрены исследования как самого Фобоса, так и околопланетарного пространства, поверхности Марса и происхождения марсианских спутников.
В состав станции входят: перелетный модуль, маршевая двигательная установка и возвращаемый аппарат со спускаемым аппаратом в качестве полезной нагрузки. Конструктивными особенностями космического аппарата «Фобос-Грунт» является то, что служебные системы спроектированы в негерметичном исполнении, использовано модульное построение космического аппарата, перелетный модуль и возвращаемый аппарат выступают самостоятельными космическими аппаратами.
Перелетный модуль – это унифицированная космическая платформа нового поколения. Конструкция перелетного модуля допускает установку полезных грузов различного назначения и предназначена для реализации целого ряда проектов в рамках «Федеральной космической программы России». В данном проекте это возвращаемый и спускаемый аппараты. После старта возвращаемого аппарат с Фобоса перелетный модуль остается на его поверхности для продолжения выполнения научной программы проекта.
Грунтозаборное устройство забирает образцы грунта в виде колонки реголита и перегружает ее в спускаемый аппарат, причем при проведении всех операций сохраняется стратификация грунта.
Схема полета космического аппарата «Фобос-Грунт» включает в себя следующие этапы:
- выведение КА «Фобос-Грунт» на отлетную от Земли траекторию;
- перелет Земля-Марс с проведением 3-х коррекций, завершающийся торможением и выходом на промежуточную орбиту искусственного спутника Марса;
- поэтапное сближение орбиты КА с орбитой Фобоса и посадка на него, взятие проб грунта;
- взлет с Фобоса, полет по круговой базовой орбите искусственного спутника Марса, переход на предстартовую орбиту и разгон с предстартовой орбиты к Земле;
- межпланетный перелет Марс-Земля с проведением 5-и коррекций;
- вход в атмосферу Земли и посадка спускаемого аппарата.
Старт космического аппарата «Фобос-Грунт» намечен на октябрь 2009 года. Общее время экспедиции составит ~ 3 года.
19 Июня 2006 20:14      
 Страница   из 2    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки