«Буран» потерял хозяина
В Бахрейне закончился процесс, на котором решалась судьба одного из советских челноков «Буран». Как выяснила «Газета.Ru», его владельцами оказались сразу три стороны: российское НПО «Молния», сингапурская выставочная компания и немецкий Технический музей.
На маленьком острове в Персидском заливе сингапурские бизнесмены и российские конструкторы три года выясняли, кому принадлежит раритет советской космической промышленности.
Речь идет о втором макете, а точнее, самолете-аналоге «Бурана» – БТС-002. Внешне он ничем не отличается от советского космического челнока, однако на нем были установлены самолетные двигатели и он не мог выйти на околоземную орбиту. В рамках программы по созданию многоразового космического корабля его использовали для летных испытаний в атмосфере Земли: с 1985-го по 1988 года аппарат осуществил 24 полета в Летно-испытательном институте имени Громова в подмосковном Жуковском. На аналоге БТС-02 отрабатывались посадки на ВПП в ручном и автоматическом режимах управления.
После прекращения работ по проекту «Буран» БТС-002 несколько раз демонстрировали на авиашоу МАКС, пока, наконец, в 1999 году не передали в лизинг на девять лет австралийской компании Buran Space Corporation (BSC). Перевозка БТС-002 из Москвы в Сидней обошлась в $700 тыс., здесь его показали на Олимпиаде-2000, но австралийский проект не окупился и компания BSC развалилась.
После этого при посредничестве американской компании First FX «Буран» предложили авиационному музею в Мичигане, но корабль оказался для них не только дорогим, но и слишком большим экспонатом. Тогда БТС-002 выставили на аукцион, организованный радиостанцией Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM. Его стартовая цена была $6 млн, и, видимо, поэтому покупателя для раритета не нашлось. НПО «Молния» передала БТС-002 только что созданному предприятию Space Shuttle World Tour (дочернее предприятие сингапурской компании Events HQ International).
Была ли это сделка по продаже бурановского макета, неизвестно. Скорее всего, речь все-таки шла об очередном лизинге. Возможно, с правом выкупа.
В банковских документах, если верить иностранной прессе, фигурировала сумма $180 тыс., но предположить, что самолет продали по такой мизерной цене, сложно. Как бы то ни было, уже сингапурская компания организовывала все поездки бурановского макета. Велись переговоры о показе самолета в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии и на Филиппинах. Но первым стало королевство Бахрейн.
В 2002 году Совет экономического развития Бахрейна готовился к проведению первого летного фестиваля. Чиновники решили, что БТС-002 может стать тем самым экспонатом, который привлечет внимание туристов и профессионалов к новому мероприятию. Фестиваль поручили организовать выставочно-маркетинговой компании PICO International (Bahrain) во главе с Халидом Джуманом. Аренда самолета и его транспортировка из страны и обратно обошлась ему в $1,3 млн. Однако, когда фестиваль закончился, ненужный никому БТС-002 так и остался в Бахрейне.
От выставочной компании потребовали освободить фестивальную территорию, и Джуману пришлось за свой счет снять склад неподалеку от порта Манамы и перевезти туда на хранение самолет и ждать, когда его заберут, а расходы за хранение оплатят. Тем временем НПО «Молния» заявило, что сингапурская компания не выполнила условия сделки и макет «Бурана» опять принадлежит им. При помощи нанятого в Бахрейне адвоката российское предприятие добилось запрета на вывоз самолета-аналога из страны кем-либо другим.
Между компаниями начался судебный процесс, заложником которого стал БТС-002.
Судебное разбирательство длилось три года. Впрочем, за это время, если верить бахрейновской газете Gulf Daily News, состоялось всего 8 заседаний. Чуть ли не каждый раз судья принимал решение о переносе слушаний, так как обе стороны (адвокаты российской и сингапурской компаний) должны были собрать дополнительную документацию.
Наконец Высший гражданский суд Бахрейна вынес свое решение: судья постановил, что спор о праве собственности на БТС-002 нельзя рассматривать в Бахрейне.
Суд все-таки выяснил, что в договоре между двумя компаниями единственной инстанцией, разрешающей возможные споры, назван Международный арбитражный суд в Лондоне. Правда, как пояснил адвокат сингапурской компании Маха Джабер, у обеих сторон еще есть право в течение 45 дней обратиться в Высший апелляционный суд Бахрейна, а затем и в кассационный суд. Только после этого решение вступит в законную силу. То есть разобранный на четыре части аналог «Бурана», видимо, еще долго будет лежать на складе в Манаме.
Тем более вряд ли БТС-002 появится в этом году и в Германии, как на это рассчитывали в немецком Das Auto & Technik Museum Sinsheim. Пока шло судебное разбирательство, музей купил БТС-002 у НПО «Молния» и запланировал представить его в экспозиции до конца 2005 года.
О предварительной договоренности по этому поводу стало известно еще в прошлом году, но недавно на сайте Технического музея Зинсхайма появились фотографии БТС-002 и слова о том, что «музей заключил законный договор купли-продажи «Бурана» с НПО “Молния”».
В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» представитель музея сумму сделки не назвал, сославшись на коммерческую тайну. В то же время он сообщил, что руководство музея в курсе судебного процесса в Бахрейне, но, судя по всему, уверено в положительном его исходе. По словам собеседника «Газеты.Ru», «все фрахтовые документы к перевозке челнока уже готовы, и, как только вопрос решится, начнется его транспортировка».
Планировалось, что примерно за месяц БТС-002 довезут до Германии, где его отремонтируют и выставят на всеобщее обозрение. «В общем и целом “Буран” находится в хорошем состоянии, но требует некоторых косметический работ, – пояснил представить музея. – Мы собираемся провести их своими силами. Опыт работы с российской техникой у нас есть – мы же в свое время купили Ту-144».
Стоит отметить, что ни в одном российском музее ни одного «Бурана» из 8 полноразмерных, сохранившихся до наших дней моделей, нет. Единственное место, где еще можно увидеть советский космический челнок, – Центральный парк культуры и отдыха им. Горького в Москве.