Так уж сложилось, что более полувека имя Василия Ивановича Чапаева неотделимо от имени Петьки, известного в народе как находчивый ординарец крутого по нраву комдива. Именно таким подан образ Петьки в фильме «Чапаев». Но в реальной жизни никакого ординарца не было, а был друг и соратник Петр Исаев, истинный портрет которого был преломлен, будто в кривом зеркале, фантазией кинематографистов.
Миф и реальность
Клавдия Васильевна — единственная из детей Чапаева, дожившая до наших дней, пятнадцать лет собирала по архивам документы о своем отце. Она документально может подтвердить правду, которой почти нет ни в книге, ни в фильме. Вот что она рассказала в интервью радиостанции «Маяк» в 1999 году:
— Я несколько раз перечитывала книгу. Когда она только вышла, все чапаевцы возмутились: такого не было. Помню, мы с братом и дочерью мачехи даже поехали к писателю, и дочь Пелагеи сказала ему: «Все, что вы написали, — брехня». Он не выгнал нас, стал оправдываться: писал литературным языком, вымысел, мол, в художественном произведении допускается…
А когда снимали фильм, то для яркости сюжета был выдуман образ ординарца Петьки, которого у комдива на самом деле не было.
— Вот в фильме показан ординарец, — говорит Клавдия Васильевна. — А кто он такой? Ординарец должен поставить самовар, привести в порядок коня, начистить сапоги, заштопать одежду. Слуга! А кем был друг отца Петр Исаев, с которого писан образ Петьки? Начальником батальона связи, командиром этапного полка, комиссаром балашовского полка. Исаев и Чапаев — одногодки. Кроме того, у Петра была жена, двое детей, которых он очень любил.
Цыганенок
Петр Исаев — друг, а не ординарец Чапаева — родился 113 лет назад в селе Корнеевка Саратовской губернии, недалеко от современной российско-казахстанской границы. Семья Исаевых жила бедно. В ранней юности герой революции пас коров. За смуглую кожу и смоляные кудри Петьку прозвали в деревне Карым, или Цыганенок. В 20 лет пастушка призвали в царскую армию на защиту империи. Вернулся Петр в 1918 году в родное село с медалью, контузией и намерением перевернуть мир.
— Власть у нас тогда менялась часто, — рассказывает правнучка Петьки Валентина Башмакова. — Наши прадеды за околицей выставляли специальных караульщиков. Когда закричат: «Едут!», вся деревня под ворота ныряет. Белоказаки летали верхами с шашками и рубили встречных-поперечных в капусту. Красные тоже лютовали. Зарубили мужика, который нес мешок соли. Но комиссаров у нас любили больше, ведь в деревне жила беднота. В 40 километрах от Корнеевки, под Семеновкой, произошла в то время одна из самых страшных трагедий гражданской войны. Белоказаки вырезали женщин, детей и стариков, сочувствовавших «красным». На плитах братской могилы выбито 145 фамилий. Красноармейцы вернулись и отомстили. Имена их жертв остались неизвестными.
На территории Саратовской и Западно-Казахстанской областей можно насчитать больше десятка безымянных братских могил, в которых местные жители порой хоронили и «красных», и «белых». На этих могилах редко обозначены фамилии погибших, но 7 ноября и 9 мая там всегда лежат цветы — тоже и белые, и красные.
А тогда, в 1918-м, в соседнем с Корнеевкой Пугачеве формировалась 25-я Чапаевская дивизия. Вместе с односельчанами подался туда и Петька. Семья поначалу его решение не одобрила. Однажды Петька и Чапаев прискакали в Корнеевку на постой. Отец зазвал Петьку в избу и всыпал по первое число.
— Я с Чапаем до смерти пойду! — ответил Петр, прыгнул на коня и ускакал, как потом выяснилось, в легенду.
Друг Петра Василий Иванович запомнился Корнеевке лаской и участливостью. Для него в Корнеевке даже начали строить дом. Но пожить в нем Василий Иванович не успел. Как не успел выстроить для своей семьи новый дом и Петр Исаев. Они погибли в один день.
Узнав о смерти сына, мать Петьки отправилась на Урал и привезла с речных берегов горсть земли. Все в Корнеевке знают о том, как погиб легендарный односельчанин. На рассвете в Лбищенске в разгар боя Петру сообщили о том, что его друг и командир умер, истекая кровью. Тогда Исаев, обезумев от горя, пустил себе пулю в лоб. Прах самоубийцы похоронили возле местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. После гражданской войны эту церковь снесли, о чем местные жители жалеют до сих пор. Но могила героя осталась в целости и сохранности.
Не Анка, а Агриппина
«Киношная» любовь Петьки и Анки давно стала притчей во языцех и одной из самых популярных тем для анекдотов. Однако в жизни Петр Исаев был женат и очень любил свою жену. Ее звали Агриппиной.
— Это была очень красивая девушка с длинными косами, — рассказывает Валентина Башмакова. — Люди ее жалели. Белоказаки хотели убить ее вместе с сыном Ваней, чтобы извести род Исаевых. Но односельчане спрятали Груню с ребенком на пшеничном поле.
Тем не менее в одной дивизии с Петром Исаевым действительно служила некая Анна, которая не отличалась красотой, а вот за крутость характера и храбрость снискала себе уважение среди красноармейцев. Но никаких амурных отношений у нее с Петькой в жизни не было. После гибели Чапаева и Петра Исаева комиссар Анна приехала в Корнеевку, чтобы узнать, как живет семья героя-чапаевца и посетить могилу.
— Анка в момент смела бюрократические препоны, мешавшие семейству Исаевых, — вспоминают корнеевцы.
Оказалось, льготную пенсию, положенную матери героя, по ошибке много лет получала другая женщина. Неистовая пулеметчица собственноручно разрушила землянку, где ютились Исаевы, и заставила руководство колхоза выстроить для них каменный дом. Она вернула подросшему Ване награды отца и свозила в Москву.
Сегодня потомки Петьки живут в Корнеевке и соседних селах. Так как точная дата рождения героя неизвестна, корнеевцы сами определили этот день — после уборки урожая, в начале сентября. В этот день утром в школе проходит обязательный концерт, и в каждом доме накрывают праздничный стол. Празднуют все, ведь полдеревни — одной Петькиной родни, а вторая половина — родственники родственников. Еще несколько раз в год родные встречаются на могиле Петра Исаева. Ничего «мемориального» в могилке Петьки нет. Металлическое надгробие, оградка, звезда и табличка с именем. На «родительские» субботы и 9 мая деревенские бабушки приносят сюда сирень и поют псалмы. Юное поколение также следит за могилой именитого односельчанина. А главное, анекдоты про Чапаева, Петьку и Анку здесь не в ходу. Над героями тут не смеются — ими гордятся, их уважают.
Вероника ЛАГУТИНА