Океанцы, я решил поделиться с вами рассказом о моем хобби. Не потому, что я хочу показать, что я крут, а просто потому, что я его (хобби) очень люблю. А когда человек любит, он делает странные вещи. Так что не обессудьте)
Лазание в горах это моё хобби, которым я занимаюсь сравнительно недавно
Мои походы в горы я разделяю на 2 категории. Первая это подъем на относительно большую высоту (3000 метров и выше). Тут основные сложности это выносливость, погода, ледники с трещинами, снежные горки, подскользнувшись на которых нужно тормозить ледорубом ибо чревато при самом неудачном раскладе улететь навсегда. Такой расклад на тех маршрутах, где я хожу маловероятен, но каждый раз шагая по опасным местам порой приходится стискивать зубы и быть очень сконцентрированным. Больше всего я злюсь на себя на высоте из-за того, что я до сих пор плохо работаю с материалом. В тот момент, когда нужно лезть скальную часть я вдруг обнаруживаю, что у меня в руке ледоруб, который должен быть уже давно закреплен к рюкзаку, а на поясе весят 2 дайнема-петли (из материала, по прочности сопоставимого со сталью при статической нагрузке), которые я использовал для самостраховки, но которые теперь цепляются за скалу и представляют собой таким образом потенциальную опасность. Еще я жутко ненавижу гребни, особенно если идешь по ним без какой-либо страховки. В детстве, да и сейчас, гуляя по улице я иногда ради развлечения, прохожу по бордюру (поребрику?) ровно, стараясь не сойти с него в сторону. Вот представьте это развлечение только с лева от вас сотни метров пропасть и с права точно такая же. Гребни, по которым я ходил конечно шире бордюра, но бывали небольшие промежутки, по ширине уже моей стопы (там правда мы были в связке и страховались). Радует, что с каждым новым походом в горы уверенности немного прибавляется и страх перед гребнями становится умеренным.
Про ледники. По ледникам ходят в связке (связываются друг с другом веревкой, чтобы в случае падения одного человека в трещину, второй не дал ему провалиться до конца и помог вылезти). Ледники бывают закрытые и открытые. Летом, по июль включительно, ледники в Австрии как правило покрыты снегом. Поэтому идти по ним психологически немного легче. Идешь себе, трещин не видишь. Правда провалиться в них все равно можно. Один раз мы пришли к такому закрытому леднику, а вдоль этого ледника была дорога из буев, по форме напоминающие чупа-чупс, но размером с пешеходный светофор. Обрадовавшись такой цивилизации мы пошли через ледник следуя дороге из этих буев. Когда же мы перешли ледник и дошли до хижины, то прочитали объявление, в котором было сказано, что буи эти являются научными приборами, установленными в исследовательских целях и они ни в коем случае не показывают правильный путь через ледник.
Открытые ледники, на мой взгляд, куда более интересные, т.к. в этом случае нужно прыгать через трещины шириной от полуметра до метра. Можно конечно попробовать прыгнуть и через более широкую трещину, но это глупо. Перед походом на Гроссглокнер, я попросил опытного товарища поводить меня по ледникам, чтобы я немного приобрел рутинного опыта. Самый яркий момент из того похода это прыжок через относительно широкую трещину, на ледник под наклоном (получается я прыгал в гору) с ледорубом в правой руке, который я вбил в фирн при приземлении, для страховки. Прям как Лара Крофт из игры Tomb Raider
Сложности из-за высоты. Каждый человек переносит высоту по разному. Что касается меня, то без акклиматизации, в начале сезона меня начинает колбасить уже на высоте между 2000 и 3000 метрами. Когда я прихожу на хижину на такой высоте, то как правило мне становится тяжело концентрироваться и начинает болеть голова и вообще неприятно ощущение. Это "колбасит" как правило длится до 2 часов ночи. Потом бум и резко все проходит. После этого я засыпаю, а на следующий день уже почти как огурчик.
Выносливость. В гору идти очень сложно. Особенно, если у тебя за плечами рюкзак с барахлом. А барахло тащить с собой нужно всегда. Даже при самом оптимальном раскладке меньше 10 кг не получится. А бывает и 15+. Изначально в горы меня потянуло, потому, что там очень красиво, а я типа хобби-фотограф. Но в самом же первом походе я уяснил для себя одну вещь. Фотоаппарат весом в 2 кг это пипец как тяжело. С тех пор в горах я фотографирую телефоном и делаю видеоролики с помощью GoPro.
Вторая категория походов в горы для меня это наскальный альпинизм. Его я почему-то люблю немного больше. Тут мы взбираемся на гору исключительно по скальной части. Высота проходимого нами маршрута колеблется пока от 200 до 300 метров (Мечта конечно это многодневное восхождение с ночевкой). Но учитывая тот факт, что маршруты начинаются часто не у подножия горы, то бывают моменты, когда ты лезешь, а под тобой пропасть в 400 метров. Для сравнения, высота небоскреба Main Tower (Helaba) во Франкфурте - 240 метров. Эти 200-300 метров лезутся конечно не за раз, а разбиваются на отрезки по 30-50 метров. Место, где заканчивается один отрезок и начинается другой называется станцией. Всего восхождение занимает таким образом от пары часов до дня, в зависимости от сложности.
Чтобы уверенно лезть интересные скальные маршруты в горах (от 5 категории сложности по UIAA) нужно обладать скалолазными навыками и много тренироваться на скалодроме. За последний год я тренировался в среднем по 3 раза в неделю и поднял свой уровень лазания до 8- по UIAA. Рутинно я мог лазать 7/7+, но иногда получалось залезть некоторые маршруты уровнем 8-. Это относительно высокий уровень и далеко не каждый любитель может так лазать. Но в скалолазании регулярность тренировок очень сильно влияет на форму. Стоит сделать паузу в месяц или начать снова жрать сладости и вредную еду и приплыли, уровень лазания снова падает до 6/7-. А восстановление длится мучительные недели или даже месяцы. По-этому когда я хочу держать себя в форме, я не пью алкоголь, не ем сладкое и мучное. А питаюсь исключительно овощами и мясом.
Почему мне нравится наскальный альпинизм. Как я уже писал, мы очень много тренируемся, а в горах лазаем маршруты значительно ниже наших возможностей. Это очень важное правило. По-немецки оно звучит так:
Du musst dem Berg überlegen sein und nicht der Berg dir!
Это означает, что недостаточно быть подготовленным к маршруту, моя форма должна превосходить сложность планируемого маршрута. По-этому, когда я на маршруте, все мои движения, которые я делаю, отточены до автоматизма. В горах, в отличии от зала, зацепки, за которые можно браться руками и на которые можно ставить ноги не цветные и времени их искать визуально практически нет.
На маршруте я чувствую волнение и мне немного страшно. Но так же есть очень приятное ощущение. Я чувствую, как на автомате делаю правильные движения, как быстро и точно работает мой мозг в этот момент. Часто когда я лезу в горах от одной станции к другой, я не вижу и не слышу своего напарника, который меня страхует. По-этому я не могу попросить его заблокировать веревку и повисеть в ней, чтобы собраться с силами и подумать как лезть дальше. Если я сорвусь, то он меня конечно удержит, но при этом я пролечу 10 метров вниз и в условиях горной местности нет гарантии, что я останусь без повреждений.
Форс Мажор. На случай непредвиденной аварийной ситуации у нас есть страховка и мы можем вызвать спасателей, которые прилетят на вертолете. Но к счастью пока этой возможностью воспользоваться не пришлось. Спасателей вызывают по телефону.
Связь. В горах связь есть практически везде. И меня это не всегда радует. Помню, лезу в Италии где-то высоко, над пропастью, стиснув зубы и тут из рюкзака достается характерный звук приходящего сообщения в скайпе, а потом еще один и еще. В такие моменты я как правило ругаюсь матом. Вообще в горах ругаются практически все, даже люди, которые перед этим выглядели очень интеллигентно и от которых этого не ожидаешь. И это очень забавно.
Взойдя на вершину мы никогда не поздравляем друг-друга с горой. Взойти на гору это только пол дела. Не менее опасным является и обратный путь. Тут у меня было две истории:
Один раз мы поздно вышли на маршрут (дело было осенью) и солнце зашло еще до того как мы добрались до вершины. Пришлось лезть по темноте (по-этому у нас всегда с собой налобные фонарики). Я выше уже писал, что зацепки сложно увидеть на скале, потому, что в отличии от зала они не цветные, а увидеть их в темноте это еще более интересная задача. Но еще более сложная (практически невыполнимая) задача это увидеть в скале, в темноте железные крюки для страховки и организации станции.
Вторая история, это когда мы спускались с вершины дюльфером (съезжали по веревке от станции к станции) и у нас застряла веревка в скале. Мы не могли ее сдернуть и провесить ниже, чтобы спуститься на следующую станцию. Тогда нас было трое. Мои друзья полезли наверх, отцеплять веревку, а я остался их ждать, пристрахованный к крюку самостраховкой. Так я там висел примерно пол часа. (А может и больше, уже не помню). Один над пропастью, это было интересное ощущение...)
P.S. Когда писал - был сонный. Возможно наделал ошибок)
Сообщение было изменено 24 февраля 2016 в 03:57