Судовой журнал
  ВОСТОК-1
  покорение венеры

Боцманы:  korocheja, XXIII

Форум клана открыт только для чтения для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: покорение венеры
SUGROB
Бывший океанец

Пресс-релиз пресс-службы Роскосмоса: подготовка к запуску «Венера-Экспресс» идет штатно

Об участии СССР-России в изучении Венеры.
9 ноября 2005 года, запланирован запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя (РН) «Союз-ФГ» с разгонным блоком (РБ) «Фрегат», которые выведут вначале на околоземную орбиту, а затем и на межпланетную траекторию европейский космический аппарат «Венера-Экспресс» (Venus Express). Все работы по подготовке к запуску проходят согласно утвержденному графику. Вчера ракета-носитель была вывезена на стартовый комплекс, после чего работы расчетов начались непосредственно на месте старта.
Федеральной космической программой на 2006-2015 гг. предусмотрена разработка и запуск принципиально нового космического аппарата – долгоживущей напланетной станции «Венера Д», предназначенной для детального исследования атмосферы и поверхности Венеры. И сегодняшние устремления Европейского космического агентства являются звеном когда-то начатой еще в Советском Союзе цепочки по изучению этой планеты.
Экспедиция европейской станции Venus-Express положит конец затянувшейся паузе в исследованиях Утренней Звезды – после американского аппарата Magellan в начале 1990-х никто к Венере не летал. Американские планетологи никогда особо ближайшей нашей соседкой не интересовались – отправляли роботов к Марсу; советская планетарная программа с начала 80-х тоже переключилась на Красную планету, но далеко идущим планам, основанным на использовании новой «фобосовской» платформы НПО им. С.А. Лавочкина, положило конец известное развитие событий в начале 90-х, да и сама по себе платформа нуждалась в значительной доработке. Так или иначе, Венере предпочли Марс. Однако до этого отечественными специалистами был реализован целый ряд беспрецедентных программ венерианских исследований с орбиты вокруг планеты и на ее поверхности.
С 1961 по 1984 г. при выполнении программ «Венера» и «ВЕГА» были получены результаты, многие из которых остаются уникальными и сегодня. Было сделано следующее:
- Впервые в мире осуществлен пролет космического аппарата вблизи другой планеты – КА «Венера-1» (запуск 12.02.1961); Первый в мире космический аппарат достиг другой планеты Солнечной системы – КА «Венера-3» (запуск 16.11.1965);
- Впервые в мире спускаемый космический аппарат исследовал атмосферу другой планеты – КА «Венера-4» (запуск 12.06.1967);
- Первая в мире посадка космического аппарата на поверхность другой планеты Солнечной системы – КА «Венера-7» (запуск 17.08.1970);
- Первое в мире измерение температуры на поверхности Венеры (было получено значение + 474°С) – КА «Венера-7» (запуск17.08.1970);
- Первый в мире искусственный спутник Венеры – КА «Венера-9» (запуск 08.06.1975);
- Впервые в мире получены изображения поверхности Венеры со спускаемого на нее космического аппарата – КА «Венера-9» (запуск 08.06.1975);
- Первое в мире использование орбитального аппарата как ретранслятора сигнала на Землю со спускаемого аппарата – КА «Венера-9» (запуск 08.06.1975);
- Впервые в мире получены цветные панорамы поверхности планеты Венера со спускаемого космического аппарата – КА «Венера-13» (запуск 30.10.1981);
- Впервые в мире получена радиолокационная карта другой планеты – КА «Венера-15» (запуск 02.06.1983);
- Впервые в мире в атмосфере другой планеты был запущен шар-зонд – КА «ВЕГА-1» (запуск 15.12 .1984).
Спускаемые аппараты «Венера» с номерами с 7-го по 14-ый работали на поверхности планеты в общей сложности почти 10 часов. Была измерена температура на поверхности («Венера-7») – ее величина составила примерно + 500°C. Определено, что давление атмосферы у поверхности в сто раз превышает давление атмосферы на Земле.
Значительным успехом стало проведение химического анализа грунта на поверхности Венеры, выполненное впервые с помощью научной аппаратуры КА «Венера-8».
Начиная с полета первого в мире искусственного спутника Венеры (КА «Венера-9») проводились расширенные исследования ионосферы планеты. Осуществлены также радиометрические исследования в инфракрасной области спектра, проведены фотометрические, спектрометрические и радиозатменные эксперименты. Фототеку, состоящую из четырех изображений поверхности Венеры со спускаемых аппаратов сделанных при температуре около + 500°C и давлении атмосферы, примерно в сто раз превышающим атмосферное давление на Земле, до сих пор никто не обогатил новыми снимками. В ближайшее время пополнение этой фототеки не предвидится.
Опыт отечественных планетологов даром не пропал. При создании Venus Express – а оно проходило под флагом возвращения к «забытой планете» – российские ученые из Института космических исследований приняли участие в разработке двух из семи бортовых научных приборов – планетный Фурье-спектрометр PFS и атмосферный спектрометр SPICAV.
SPICAV был создан в рамках новой концепции компактной системы (4-5 кг) для дистанционного исследования состава планетных атмосфер с высоким разрешением. С помощью SPICAV международной группой, в работе которой от ИКИ участвует Олег Кораблев, был реализован метод спектроскопии солнечного просвечивания высокого разрешения и пред- ложен эксперимент SOIR (Solar Occultation InfaraRed) для исследования вертикальной структуры атмосферы Венеры – атмосферы, как известно, суровой, с характерными постоянными вихрями, скорость которой достигает у верхней кромки облаков 120-140 м/с.
А через несколько лет европейские ученые смогут разместить свои приборы на борту российской межпланетной станции. Федеральной космической программой на 2006-2015 гг. запланирована разработка и запуск принципиально нового космического аппарата – долгоживущей напланетной станции «Венера Д». Она позволит детально исследовать атмосферу и поверхность Венеры. Как ожидается, на поверхность высадится аппарат с длительным (более месяца) сроком активного существования. Такого на Венере еще никто не делал. Список «венерианских» достижений отечественной космонавтики пополнится новой приоритетной записью.
07 Ноября 2005 15:11      
SUGROB
Бывший океанец

Встреча с кометой Галлея: 20 лет спустя

Март 1986 г. вошел в календарь важнейших дат космической эры. 20 лет назад, после почти пятнадцатимесячного плавания в межпланетном океане, встретилась с кометой Галлея и таким образом выполнила главную задачу своего космического полета первая из посланных к комете автоматических лабораторий - советская станция "Вега-1".

Затем к комете прибыла еще одна такая же советская машина, станция "Вега-2", а чуть позже достиг цели и аппарат европейского космического агентства "Джотто".

Пожалуй, самой сложной в подготовке перелета всех этих станций к комете была баллистическая часть программы. Комета Галлея движется вокруг Солнца в обратном направлении нежели, Земля и со станциями она должна была встретиться, так сказать, на встречных курсах. Космические аппараты двигались навстречу комете со скоростью более 30 км/с, а поскольку она сама перемещалась в пространстве со скоростью около 45 км/с, соответственно, скорость сближения составляла почти 80 км/с. Нетрудно подсчитать, что если бы за четырнадцать месяцев полета любой из аппаратов набрал какой-нибудь час опоздания, то отклонение от запланированного места его встречи с кометой составило бы порядка 100 тыс. км. Самое сложное было в том, что оказалось невозможно с необходимой точностью предсказать орбиту кометы, а значит, и время ее появления в точке, где должна была произойти встреча с межпланетными станциями. Уточнение кометной орбиты продолжалось вплоть до пролета аппаратов вблизи ядра и даже после этого - советские станции вошли в сложный международный измерительный комплекс, который по программе "Лоцман" благодаря ин-формации, полученной от "Вег", позволил более точно подвести к ядру кометы европейский аппарат "Джотто".

Особенностью миссий "Вег" было и то, что их полет к комете Галлея решили совместить с новым шагом в плановых советских исследованиях Венеры (отсюда и название "Вега" - "Венера - Галлей"). Более того, необходимое изменение траектории космических станций было осуществлено почти, так сказать, "бесплатно", то есть без расхода горючего на маневр: Венера, изогнув своим гравитационным полем траекторию станций, направила их на кометную "тропу".

По сути, в полете аппаратов "Вега" решались три разноплановые задачи. В порядке очередности - это исследования венерианской атмосферы с помощью (впервые в мире) аэро-статных зондов; спуск и работа на поверхности планеты посадочных аппаратов; исследования кометы с пролетной траектории. И, можно сказать, практически все эти этапы програм-мы были выполнены на отлично.

Один из аэростатных зондов пролетел в венерианской атмосфере за 48 часов свыше десяти тысяч километров. Другой - еще больше. Оба дали такие сведения об атмосфере, ко-торых раньше на Земле никогда не получали. Новые данные принес и анализ грунта Венеры, выполненный посадочными аппаратами. Оказалось, что по своей структуре он не похож ни на земной, ни на лунный, а представлял собой нечто среднее между ними. При спуске в ат-мосфере были обнаружены не известные ранее ее компоненты. Выяснилось также содержание в ней водяного пара на ночной стороне планеты. Впервые прямыми измерениями подтвердилось наличие серной кислоты в венерианских облаках.

В изучении Венеры и сегодня, и двадцать лет назад одна из главных задач - создание основ ее климатологии. В самом деле, по массе, размерам, притоку солнечной энергии она - родная сестра Земли. А вот климат на соседних планетах резко различен. В чем тут дело? К ответу на этот вопрос ученые продвигаются шаг за шагом. До "Вег" к Венере было направ-лено 16 советских и девять американских автоматических станций. Правда, американские выполняли исследования только с пролетных траекторий или с орбиты искусственных спутников Венеры. Ни одна из них не входила в ее атмосферу и, тем более, не совершала посадку на поверхность. Последним из земных аппаратов посетила окрестности планеты межпланетная станция Cassini в 1999 г., а в апреле этого года ее искусственным спутником должна стать европейская Venus Epress.

В разработке двух из шести научных приборов этой станции принимали непосредственное участие специалисты из ИКИ РАН, а через несколько лет европейские ученые смогут разместить свои приборы на борту российской автоматической межпланетной станции. Фе-деральной космической программой на 2006-2015 гг. предусмотрены разработка и запуск принципиально нового космического аппарата - долгоживущей напланетной станции "Венера-Д", предназначенной для детального исследования атмосферы и поверхности Венеры. Как ожидается, на поверхность планеты десантируется аппарат с длительным (более месяца) сроком активного существования. Это поможет ученым приблизиться к разгадке тайн, которые пока еще скрывает в себе загадочная и притягательная Венера. Свой вклад в понимание многих из них внесли еще двадцать лет назад "Вега-1" и "Вега-2".

В отношении кометы Галлея в задачу научных приборов станций входило определение размеров и массы кометного ядра, его фотографирование, изучение физического, хими-ческого и изотопного состава газа и пыли в комете, измерение степени ионизации кометных паров и магнитных полей, исследование взаимодействия плазмы с солнечным ветром. Никогда до этого ученые не получали столько сведений, поступивших непосредственно из окрестностей ядра кометы. Измерения, выполненные европейской станцией "Джотто", полностью подтвердили основные характеристики ядра кометы, установленные по данным станций "Вег".

Исследования планеты Венера и кометы Галлея стали выдающимися достижениями всей мировой науки. Проекты «Вега» и «Джотто» слились воедино, соединив не только раз-ные методы изучения Вселенной, но и людей, живущих на планете. Они показали, насколько результативно и разнообразно можно работать в космосе, если есть единая общая цель. Тогда это были первые столь крупные международные проекты: например в создании научной аппаратуры для советских "Вег" участвовали специалисты девяти стран.

Один из важнейших уроков этих проектов - насущная необходимость объединения усилий ученых и специалистов разных стран. Особенно это важно на нынешнем этапе раз-вития космических исследований.
17 Марта 2006 14:48      
Jarlaxle
Бывший океанец

немного истории об отечественных исследованиях Венеры, в основном предствление КА
http://www.nkj.ru/archive/articles/3284/
26 Марта 2006 00:29      
AlexejSR





Решена ультрафиолетовая загадка Венеры



Журнал Nature сообщает: одна из многих тайн самой близкой планетарной соседки Земли - Венеры была наконец раскрыта.

Ученые долго ломали голову над тёмными пятнами в облаках Венеры, заметными в ультрафиолетовом спектре.



Теперь они уверены, что это твердые частицы или жидкие капельки, поднимающиеся на вершины облаков с нижних слоёв атмосферы.

Venus Express изучает нашего близкого соседа с 2006 года.

Однако загадка всё ещё остается: ученые так и не знают, из чего эти частицы состоят.

Эти пятна распределены в густых облаках серной кислоты и двуокиси серы, покрывающих планетную оранжерею.

"Они (ультрафиолетовые пятна) наблюдаются с 1929 года. Мы обнаружили их на снимках полученных как зондом Pioneer Venus так и наземными обсерваториями", - рассказывает доктор Дмитрий Титов из института исследований солнечной системы имени Макса Планка в Германии.

Ранее было неясно, вызваны ли пятна различиями в высоте верхушек облаков, температурными различиями или изменениями состава облаков.

Свет и тьма

Данные от зонда европейского космического агентства (ESA), показали, что более тёмные области около экватора Венеры, являются областями относительно высокой температуры.

Ученые считают, что в этих областях интенсивная конвекция поднимает таинственный темный материал снизу.

Яркие области в средних широтах Венеры являются областями, где температура в атмосфере уменьшается, что препятствует поднятию воздуха. Самое крайнее проявление этого эффекта найдено в широком поясе вокруг полюсов, который был назван "холодным ошейником".

В низких и средних широтах, как в темных, так и в светлых областях, верхние края облаков расположены на постоянной высоте приблизительно в 72 км, что предполагает, что светлые и темные участки не вызваны изменениями высоты.



Облака Венеры имеют в ультрафиолетовом диапазоне светлые отметины

Вместо этого наиболее вероятная причина этого явления - неравное распределение таинственного химиката в атмосфере, который поглощает ультрафиолетовый свет, создавая яркие и темные зоны.

Хотя химическое соединение, создающее высоко контрастные зоны, и остается неуловимым, учёные ставят на сложное соединение серы.

Скорее всего исчерпывающего ответа придется ждать до следующей миссии на Венеру.

"Скорее всего Venus Express так и не выяснит этого", - заявил доктор Титов.

"Это соединение является очень странным, так как у него нет никаких специфических особенностей - только общие свойства. Таким образом мы не можем сказать точно, из чего оно сделано. Вероятно это некоторый химикат, скрытый в капельках облаков".

Он также добавил: "Мы должны послать воздушные шары на Венеру. Воздушные шары идеальны для Венеры, так как они способны летать в этой области. И если у нас будет химическая лаборатория... на борту воздушного шара, то мы действительно поймем, что же это за элемент".

Блокируя Солнце

Воздушные шары были развернуты в атмосфере Венеры во время советско-французской миссии Вега 1 в 1985. И США и Европа уже провели техническое исследование осуществимости венерианской миссии следующего поколения, которая может иметь вид воздушного шара или посадочного модуля.

Некоторые исследователи даже размышляли, могли бы микробы Венеры выжить высоко в атмосфере планеты, там где температура и давление весьма похожи на земные.

По их словам, химикат, абсорбирующий ультрафиолет может действовать как "зонтик", ограждая формы жизни от разрушительных ультрафиолетовых лучей Солнца.

Внизу условия обитания весьма различны. Поверхность планеты нагрета до средней температуры 467C – температуры достаточной, чтобы расплавить свинец.

А плотная атмосфера производит поверхностное давление, в 90 раз превышающее давление на Земле.

Другой ключевой вопрос миссии - является ли Венера все еще вулканически активной. Venus Express обнаружил в атмосфере переменное количество вулканического газа - двуокиси серы.

Некоторые наблюдатели думают, что это связано с недавней вулканической деятельностью на поверхности.

Однако другие учёные считают, что нехватка дождей на Венере, вычищающих из атмосферы двуокись серы, означает, что Venus Express мог обнаружить следы событий, которые произошли миллионы лет назад.

"Сейчас мы находимся на полпути этой миссии - таким образом, мы пока не готовы иначе на основе этих данных окончательно сказать «так ли это или нет», прежде мы должны проанализировать все данные", - рассказывает Фред Тейлор (Fred Taylor), междисциплинарный ученый из команды Venus Express в оксфордском университете.

Вот его заявление в оксфордском научном блоге: "Однако, так как существует много косвенных улик вулканической активности на Венере, то я считаю, что вопрос только в том, насколько распространена эта активность, и той в роли, которую она играет в формировании климата планеты. Я думаю, что это вероятно только вопрос времени, и в будущем мы обязательно 'увидим' извержение венерианского вулкана".

----------------------
IBC-Winterpokal: Veloclub
06 Декабря 2008 16:40      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки