Прикладных систем, т.е. систем, ориентированных на реальный, а не оценочный контакт или культурно-массовое действо, на сегодняшний день очень немного. Практически все они т.н. «новоделы», заявившие о себе сравнительно недавно, в течении последних 15-20 лет. Однако, при всём интересе, проявляемом сегодня именно к прикладным системам, ни одна из этих систем не завоевала всеобщего признания. Каждая из них, опираясь на «весь лучший опыт различных систем», стремится быть полезной для самых различных аудиторий: для военных (в первую очередь бойцов сил специального назначения), сотрудников правоохранительных органов, рядовых граждан, и именно вследствие этого в них полно недочётов. Система должна быть максимально более узкоспециализирована. «При универсализации оружия, происходит ослабление его доминирующей направленности». Т.е. армейская система может использоваться и «правоохранителями» и «гражданами», но это будет, так сказать, побочный эффект.
У этих трёх аудиторий различное штатное оружие (у гражданских оно не штатное, а именно гражданское), различная правовая база и разные цели при применении этого оружия.
Кроме того, с неизбежностью возникающие на этапе становления «новодельной» системы, проблемы с «притиркой» технических действий, могут быть устранены только с течением времени и при опоре на достижения современной науки. Последнее – научная база теоретических изысканий – это больной вопрос большинства прикладных систем, хотя в настоящий момент присутствует положительная тенденция к изменению взаимоотношений рукопашников-прикладников и науки.
Решив влезть в безусловно очень дискуссионный вопрос о том, какой должна быть прикладная (боевая) система, я не в коем случае не стремился занять позицию мудрого наставника. Скорее даже напротив, мою позицию можно назвать позицией пытливого ученика, с помощью собственной головы ищущего ответы на некоторые головоломные вопросы.
Прежде всего, стоит определиться с тем, что следует понимать под термином «прикладная система». Это система реального боя на поражение и система подготовки к такому бою. И ещё: эта система не боевое искусство, а «боевое ремесло» (Шу Тю). Искусству надо посвятить всего себя и всю жизнь, а перед прикладным ремеслом рукопашного боя лежит сугубо утилитарная задача – дать по морде супротивнику и, по возможности, не наполучать самому.
Далее. Перечислим требования, предъявляемые к прикладной системе. Это:
- специализированность. Т.е. решение с помощью предлагаемых приёмов задач целевой аудитории.
Об этом вы все неоднократно слышали-читали. Армейская система предполагает уничтожение противника (врага) любыми средствами, предпочитая невооружённым действиям действия оружием; должна содержать приёмы снятия часового, его обыска, связывания и конвоирования. «Милицейская» система имеет целью задержание преступника. При этом использование оружия не приветствуется и является крайней мерой. Цели «гражданских» - отдубасить соседа-буяна, не погибнуть в пьяной драке, отбиться на улице от пары-тройки гопников;
- небольшой срок подготовки.
Если в первые полгода (максимум!!), система, по которой вы занимаетесь, не даёт Вам ощутимых прикладных результатов, то назвать её боевой нельзя даже с очень большой натяжкой. За полгода, конечно, нельзя стать бойцом экстра класса, но стать чемпионом автобуса – более чем реально.
Полученный результат должен поддерживаться МАКСИМУМ тремя тренировками в неделю. С учётом того, что одна из них – силовая (или на скоростно-силовую выносливость).
Рекордсменами в скорости подготовки являются армейские системы. Предпочтительно ориентироваться на наставления, созданные и изданные в процессе войны, подготовки к войне или непосредственно после неё (Симкин, Файрберн, Фрост, Калачёв);
- первичность в процессе обучения психологической подготовки.
Готовность «смазать по сусалам» даже важнее самого умения «смазать». В процессе тренинга обучаемым должны прививаться следующие установки: невозможность (психологическая) отступления, установка на первый удар, отсутствие ограничений в средствах ведения боя.
Работая от обороны, мы упускаем из рук инициативу и начинаем идти на поводу у атакующего. Такое положение дел недопустимо (это верно для всех трёх целевых аудиторий). Следовательно, даже в процессе тренинга неверно делать ставку на действия вторым номером. Вы – номер первый. Не бывает абсолютной обороны, бывает абсолютное нападение;
- отсутствие весовых категорий в любых соревновательных схватках, и как следствие – максимальное использование веса бойца.
Наиболее яркий пример реализации данного требования – сумо. Эта борьба – одна из наиболее серьёзных, хотя и спортивных систем, имеющая исключительно высокий прикладной потенциал. Неверным является распространённое мнение о сумо как о возне здоровенных пузАнов. Самые техничные броски мне лично приходилось видеть на соревнованиях по дзю-до и сумо. Также неверно то, в сумо побеждает самый тяжёлый – довольно часто победителями и даже чемпионами (одзэки и якодзуна) становятся довольно лёгкие (по меркам сумо) борцы. Одно следует сказать с однозначностью: борцы сумо – это настоящие воины и настоящие мужчины.
Вообще, любая борьба учит действиям на критической дистанции. А вход на ближнюю дистанцию и действия на ней – основа прикладного рукопашного боя. Самое сложное в этом – мощный и скоростной (предпочтительно ударный) вход на дистанцию ближнего боя. А теперь вспомните как сшибаются сумоисты в самом начале поединка (который, к слову сказать, длится всего несколько секунд, т.е. исключительно скоротечен).
Бороться по правилам сумо можно уверенно рекомендовать всем прикладникАм.
Кстати, вспомните, у Сокаку Такэды занималось довольно много сумоистов – морских офицеров. Сумо и айки-дзюцу – это довольно гремучая смесь!;
- работа с одним или несколькими видами оружия (во втором случае с обязательным выделением основного вида оружия).
Основной козырь прикладной системы – это использование оружия, значительно расширяющего возможности бойца. В качестве перспективного для всех трёх целевых аудиторий вида оружия следует выделить нож (неважно предполагается ли использование данной системы на гражданке, либо в обучении к-л ведомственного подразделения). И упор должен делаться на агрессивную работу ножом, а не на отбор ножа (приёмы безоружного противодействия ножу следует оставить только в качестве необязательного факультатива). Данное положение удовлетворяет даже требованиям правоохранителей – пусть учатся противостоять ножу с использованием штатного вооружения (дубинка, пистолет, АКУ).
В случае, если необходимо обучение применению нескольких видов вооружения (как, например, в только что упомянутом случае с правоохранительными органами), необходимо выделить основной вид вооружения. Из перечисленных, наиболее перспективным, в аспекте прикладного рукопашного боя, является пистолет.
Для «граждан»: в связи с изменениями в ст.222 УК РФ, Вы можете ходить по улицам даже с гладкоствольной винтовкой, и Вам ничего не будет. Хотя, в случае применения, могут пришить чего-нибудь нехорошее, плюс приготовления к совершению преступления. А вот качественный перочинный ножик – более чем законен (а что? Люблю, знаете ли, веточки на досуге построгать… Колбасу, опять же, порезать).
Однако, во всех трёх случаях (армия, милиция, «гражданка») упор в обучении ножевому бою должен быть сделан на симметричный контакт.
Да, в качестве основного физического качества, в занимающихся должны развиваться взрывная сила и скоростно-силовая выносливость (т.е. гири в руки и вперёд – рвём и толкаем максимум раз за минимум времени)*.
Требований, как видите, немного, но они очень жёсткие.
Как всего этого можно достичь.
Номер один – это работа на минимизацию побудительного мотива. Ваша цель не победа, а первый удар. «Победа это более отдалённая цель, на достижение которой могут негативно повлиять слишком много факторов. А нанесённый первый удар просто затягивает вас в бой, где вы действуете сообразно обстановке» [«Введение в школу боевого каратэ» А.Н. Кочергин]. Как говорил один из моих тренеров: «Чтобы выиграть бой, в него надо ввязаться». Стоит ещё добавить – ввязаться обоснованно.
Далее. Чем меньше товарищ будет думать в процессе схватки, тем лучше всем. В целях минимизации ментальной деятельности в процессе схватки (мало того, что она не имеет никакого тактического обоснования, она ещё и крайне энергозатратна), следует максимально уменьшить не только количество отрабатываемых техник, но и количество основных целей поражения (до двух-трёх).
К вопросу о технике. Тренинг должен иметь общую направленность на индивидуализацию технического арсенала бойца. «Обезличенное» преподавание оправданно только при очень малом сроке обучения, или на начальном периоде обучения, особенно при большом количестве обучаемых.
Однако, рано или поздно, у обучаемого проявляется общая склонность либо к ударному, либо к борцовскому типу ведения схватки. Процесс формирования индивидуального технического арсенала не должен носить стихийного характера, а должен направляться инструктором, исходя из:
- целей обучения (см. специализация);
- конституции и уровня физического развития обучаемого;
- предыдущего практического опыта конкретного бойца;
- наблюдений за учебным процессом и учебными схватками конкретного бойца с целью выявления перспективной (сравнительно более результативной) для данного бойца техники.
С оружием необходимо работать ПОСТОЯННО и АГРЕССИВНО! Арсенал должен быть прост и тупо надёжен. В аховой ситуации именно оружие – Ваш шанс на выживание и победу.
Учебные схватки проводить если не на каждой тренировке, то в любом случае достаточно часто, чтобы не забыть смысла слова «боевой настрой». Если на тренировке предполагается работа на технику, то побоксировать или побороться можно в начале, заменив техничным боем разминку (мы это называем «спаррингообразные работы»).
В методическом плане всякая работа, выполняемая на тренировке, должна приносить практическую пользу и развивать Вас в избранном Вами направлении. В идеале «холостая» работа должна быть сведена на нет.
Имея критерии, можно определить уровень приклАдности различных систем.
Например, приняв во внимание, всё вышеизложенное, с необходимостью приходится констатировать, что, всеми нелюбимый АРБ (армейский рукопашный бой) имеет довольно высокий уровень приклАдности. Простота и ограниченность его техник – это скорее плюс, чем минус. Чем проще что-либо – тем проще и быстрее этому научить, тем меньше это будет давать сбоев, неважно что это – система рукопашного боя, техника вождения или огневая подготовка. Именно узкоспециализированность, примитивизм, доступность и кровожадность, на мой взгляд, должны отличать любую систему боевой подготовки от любой спортивной, а тем более, коммерческой системы. Всё упирается в уровень преподавания.
(с) Кичигин Сергей (Sniff) Snisni@yandex.ru
|