1. Что такое каббала?
Это - наука или откровение? Учение тайное или открытое? Имеет ли она непосредственное отношение к нашему времени, и существует настоятельная необходимость заняться ее изучением, или знания эти - лишь легенды, пришедшие к нам из глубины веков?
По определению, каббала - наука о мироздании, звеном которого являемся и мы. Однако с ее помощью можно постичь не только часть нашего мира, воспринимаемую нами при помощи пяти органов чувств, но еще и тот объем мироздания, который нам в этих ощущениях недоступен. Эта часть в ней является самой главной - именно она и привлекает нас в изучении науки Каббала.
Благодаря каббалистической методике можно начать ощущать скрытый от нас высший информационный уровень, который управляет нашим внутренним миром (Рис. 1). Эти два мира можно изобразить как две концентрические сферы. Если мы будем знать, каким образом происходит это управление, мы, сможем понять более общие, более глубокие, истинные законы, движущие природой и нами, как ее частью.
Каббала позволяет человеку начать лучше понимать себя, причину своего появления на планете, в космосе, и всего происходящего с ним на протяжении истории.
По какой формуле развивается человечество? Что является движущей силой эволюции человека, человечества, всей природы? Геологические периоды, общественные формации, наше будущее, наша свобода воли, в конце концов, возможность что-то изменить в судьбе - все это освещается в Каббале. Она дает очень интересные, и порой неожиданные, ответы на все вопросы.
2. Предмет изучения каббалы
Итак, Каббала это наука о мироздании, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение, в целом, и каждой его детали в частности.
Она изучает:
1. сотворение всего мироздания, включая наш космос, солнечную систему, неживую, растительную, животную природу и человека;
2. течение, функционирование и конечную цель всего процесса развития;
3. возможность вмешательства человека в этот процесс (т.е. антропологический аспект);
4. связь между нашим сегодняшним состоянием и теми состояниями, в которых мы пребывали до появления на этой земле человека и общества, то есть до нашего рождения;
5. смысл тех десятков лет, в течение которых мы существуем в виде биологического тела и ощущаем через него окружающий мир;
6. состояние, в котором мы существуем в этом мире, состояние, в котором мы находимся после смерти;
7. кругообороты жизни - существуют ли они, и как они взаимосвязаны между собой;
8. возможность включения в течение этой земной жизни в высшую форму, в которой мы существуем до рождения, и после смерти;
9. источники наук, искусства, культуры - всего, что связанно с языком, с поведением человека, их корни и причины их реализации именно в таком виде.
Все это входит в науку Каббала, потому что она выводит общий Закон, дает общую формулу описания всего мироздания. Эйнштейн мечтал - найти такую формулу, которая включала бы в себя абсолютно всю вселенную, со всеми ее деталями. Он понимал, что - если она истинная - то должна быть очень прозрачной: взаимодействие между несколькими параметрами путем простой функциональной зависимости. Каббала и приводит нас к этой формуле, проясняющей все.
3. Что каббала дает простому человеку
Простому человеку, она помогает понять, что в процессе своего существования он прожил в нашем мире много жизней, многократно спускался в наш мир, рождался и снова уходил.
До какого времени, и сколько раз человек должен нисходить в наш мир? До тех пор, пока он, полностью раскрыв науку Каббала, сделается личностью, поступающей правильно, в силу полного осознания высших законов мироздания. Такой стадии существования он обязан достичь, и тогда не должен будет больше нисходить в наш мир (Рис. 2).
Наука каббала говорит о том, в каком состоянии человек находится в ином измерении - до рождения в нашем мире, до появления в нем пяти органов чувств, из какого состояния он уходит, после того, как побыл в нашем мире в каждый исторический момент, в каждый кругооборот своей жизни.
Что же дальше? Что значит - больше не рождаться, что после этого?
После того, как человек раскрывает для себя все мироздание и поднимается в результате этого в самое совершенное свое состояние, он больше не возвращается в этот мир. В том и заключается цель его творения. Что значит - быть в нашем мире или быть в другом состоянии вне нашего мира, до нашего рождения или после смерти?
Мы рождаемся в нашем мире, появляется наше биологическое тело. Мы существуем в этом биологическом теле, внутри своих пяти органов чувств, определенное время, допустим 70 лет. Отжили, тело умирает. Наша внутренняя суть - можете назвать ее душой, в Каббале это называется кли (сосуд) - остается в том же состоянии. Душа, этот сосуд, приобретает телесную оболочку, а затем лишается ее. Вся причина ее нисхождения в наш мир и обретения телесной оболочки состоит в том, чтобы через пять органов чувств мы обрели шестой орган чувств и таким образом постигли Высший мир, находясь в нашем мире.
Вследствие этого, духовная структура, называемая душой, становится совершенной. Об этом говорится в разделе каббалы, который называется "Кругооборот душ": почему у каждого свои кругообороты, кем мы были в прошлых кругооборотах, какие следующие кругообороты нам уготованы, должны ли мы их проходить или можно этого каким-то образом избежать.
4. Cуществование вне тела
Как можно вообще вообразить существование вне физического тела? Каббалист, ощущая высший мир через шестой орган чувств, испытывает состояние, в котором пребывает душа вне тела. То, что обычный человек ощущает после смерти, каббалист в состоянии пережить, находясь в биологическом теле, потому что приобрел этот шестой орган чувств (Рис. 3).
Для него, в таком случае, переход от земной жизни к неземной не представляет собой никаких трагических метаморфоз, он просто находится в этих обоих состояниях. Затем, если необходимо, нисходит снова в этот мир для завершения своего исправления. В его понятии и рождение, и смерть внутренне абсолютно гармонично уживаются. Это происходит так же, как в нашем мире смена одежды.
Постигая и душу, и тело, каббалист ощущает, что тело - это внешняя оболочка души. Об этом трудно говорить, потому что у людей существуют очень странные, неправильные представления на сей счет, и нужна определенная методическая настройка, чтобы человек начал верно понимать и ощущать эти категории. Речь идет не о том, что обычный человек подразумевает под словами "душа" и "тело".
Как можно объяснить - какого состояния человек достигает после того, как обретает шестой орган чувств - экран? Он видит, ощущает, существует в истинном объеме мироздание, он знает, как правильно поступать. Все человечество, обретя экран, исправится и достигает существования в полном духовном объеме, который ощутит как бесконечное, вечное и совершенное состояние.
Вы меня можете спросить: "А Земля при этом исчезает или нет? А мы на этой земле исчезаем или нет? Мы перестаем рождаться здесь или нет? Исчезает ли вообще наша вселенная?" Тут возникает очень большой и сложный вопрос: а что такое мы, наша вселенная, ощущения того, где мы находимся, в каком объеме, в каком измерении? Значит, следующий вопрос, который очевидно мы должны будем решить, это вопрос о том, как мы воспринимаем себя и мир, в котором находимся.
5. Восприятие реальности
Здесь мы подходим к очень сложной проблеме восприятия мироздания. Когда мы говорим: "Мы находимся в нашем мире" - что это значит? Мы находимся внутри себя, как в каком-то замкнутом состоянии. У меня есть слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, всего пять органов чувств.
То, что я ощущаю внутри себя с помощью этих пяти органов чувств, каким-то образом суммируя их, оценивая в себе с помощью программ, которые во мне заложены, и создает у меня картину мира. Ее я называю "мой мир" (Рис. 4).
Зададимся простым вопросом: а на самом ли деле то, что мы ощущаем внутри себя, - это то, что существует снаружи? Даже из опытов, проводимых над существами, близкими к нам, мы обнаруживаем, что мы не ощущаем истинную, единственную картину мира. Допустим, пчела или собака ощущают ее по-другому.
рис. 4
рис. 5
Если бы изменились наши органы чувств, мы бы воспринимали это иначе. Например, у меня нарушается барабанная перепонка, и мне кажется, что звука нет. На самом ли деле нет, или я так ощущаю? Конечно, только я так ощущаю. Вокруг меня существует огромное количество волн, а я воспринимаю всего лишь от 15 до 30 тысяч герц. Или другие волны, которые воспроизводят во мне вкус, осязание, обоняние, зрение в очень ограниченном диапазоне. Огромные диапазоны волн я не чувствую (Рис. 5).
Кроме того, нельзя даже сказать, что я что-то ощущаю. Внутри меня есть барабанная перепонка, извне чувствуется какое-то давление, а я изнутри на это давление воспроизвожу определенную реакцию и измеряю свои усилия, затрачиваемые на то, чтобы уравновесить барабанную перепонку (Рис. 6).
Под давлением волны барабанная перепонка прогибается, а я изнутри должен сделать усилие, чтобы вернуть ее в первоначальное состояние. Таким образом, я измеряю, свое усилие и по его характеру сужу о том, что на самом деле воздействует на меня. Но это может оказаться совершенно не тем, что я себе представляю, потому что мои внутренние усилия имеют одну природу, а то, что воздействует снаружи, имеет совершенно другую природу.
Моя природа - человеческая, физиологическая, а внешняя может быть совершенно иной, я даже не знаю - какой, поскольку никогда не могу выйти за пределы своих чувств. Поэтому я никогда не ощущаю тот мир, который существует вокруг меня. Я воспринимаю только мои реакции на нечто, воздействующее на меня.
рис. 6
рис. 7
Поэтому истинный ученый не говорит о постижении мира, он говорит о постижении наших реакций на нечто, воздействующее на нас. Я вообще не могу сказать, что представляет собой мир, в котором я существую. То есть я получаю какие-то впечатления, ощущения, только благодаря тому, что так создан. А если бы во мне изменились органы чувств, их диапазоны, или появились бы другие, которые мне не известны, то мое впечатление о себе и окружающих меня было бы совершенно иным.
Можем ли мы вообще каким-то образом определить, чем на самом деле является мир, в котором мы живем, есть ли что-то вне нас? Или мироздание, вселенная вокруг меня, я, другие - это всего лишь иллюзия? На этот вопрос человек не может ответить, исходя из тех пяти органов чувств, которые в нем есть. Для этого надо обрести шестой орган чувств, и тогда мы увидим себя и ту иллюзию, которую мы наблюдаем, со стороны (Рис. 7). Это позволяет нам сделать наука каббала. Ощущения и впечатления, которые мы получаем снаружи, и то, как мы воспринимаем внешний мир, - это и называется высшим миром.
В наше время ученые уже понимают ограниченность подхода к изучению природы. Это особенно ярко прослеживается в квантовой физике, где мы сталкиваемся с особыми, парадоксальными явлениями. Во времена Ньютона считалось, что мир такой, каким мы его воспринимаем. Есть человек - наблюдатель, и то, что он наблюдает, находится перед ним. Человек существует, умирает, а картина мира остается постоянной. Она естественным образом изменяется сама по себе, так как вселенная развивается, но человек никак не влияет на эту картину. Это взгляд науки согласно Ньютону (Рис.
.
Затем появляется другой взгляд. Существует человек, который наблюдает мир, но это не та картина, которая видится извне. Она является совокупностью свойств человека и того, что он наблюдает. Человечество пришло к этому, исходя из изучения себя. Мы начали изучать свою физиологию и увидели, что в зависимости от наших способностей, органов чувств, от их расширения приборами и т.д., мы видим другую картину. Значит, мы не просто объективно наблюдаем нечто, существующее, а одновременно участвуем в процессе наблюдения. Это уже близко к точке зрения знаменитого ученого Хью Эверетта.
Согласно науке Каббала картина представляется совершенно иной. Существует человек, который ощущает что-то в себе. Что же? Он чувствует равномерное поле, в котором он находится, а все остальное, то есть образы, представления о внешнем и внутреннем мире образуются внутри человека. Внутри него существуют миры, а вне него нет ничего (Рис. 9).
рис. 8
рис. 9
Сегодня мы подходим к этому и с точки зрения науки. С этим начинают соглашаться исследователи в области квантовой физики, и основные, естественные науки уже приближаются к такому взгляду. Наука Каббала говорит об этом в течение тысячи лет. Она давно указывала на различные ступени постижения мира человеком, на то, как он будет определять мир, в котором существует. До тех пор, пока он не выйдет на такой уровень постижения, что поймет: все зависит только от его внутренних свойств.
Когда человек начинает понимать, что на самом деле он не знает, что находится вокруг, что все существует только внутри него, то это приводит его к выводу о том, что, изменив свои свойства, он мог бы изменить и свое впечатление о мире. То, что сегодня кажется твердым, жидким, газообразным, изменило бы свои параметры и пределы. Он бы проходил сквозь стену, а воздух, который сейчас прозрачный, сквозной, может быть, стал бы для него совершенно не прозрачным. В зависимости от того, какие свойства он имел бы.
Наука каббала ставит человека в такое положение, из которого заставляет взглянуть на мир по-другому, выводит его из себя настолько, что он входит в совершенно иное измерение. Кроме того, она позволяет человеку обрести модель совершенно иной реальности, и тогда человек начинает это видеть и чувствовать.
Проблема заключается в том, что картина мира, которая находится перед нами, может отпечататься во мне только в соответствии с программой, имеющейся у меня, то есть отпечатывается только та картина, которую я в состоянии обработать. Маленькие дети многого не видят. Чем взрослее человек, тем больше он видит, чем он более развит, тем более сложные внутренние связи между объектами он различает (Рис. 10).
рис. 10
А если вдруг передо мной появился бы объект, модели которого во мне нет, я бы его не увидел. Ведь я могу видеть только то, что уже существует во мне заранее, к чему я приспособлен, и что в состоянии узреть, определить, оценить. Поэтому вокруг нас в нашем мире, в нашем измерении, в том объеме, в котором мы существуем, есть очень многое, чего мы не наблюдаем, не ощущаем. Мы не знаем, что это такое, мы проходим сквозь это, у нас не хватает на это чувств, в нас нет соответствующей этому модели.
Вы представляете, насколько наука Каббала обогащает мир человека. Он начинает видеть те силы, свойства, объекты, связи, которые обычные люди не наблюдают! Все это изучается в науке Каббала, поскольку без обретения этих навыков человек не воспринимает высший мир. Он не может его раскрыть для себя, он просто остается внутри нашего замкнутого маленького мирка.
Но это уже более продвинутые курсы. Примерно на втором-третьем году учебы мы начинаем говорить со студентами на эти темы, и в течение нескольких лет они начинают это воспринимать и ощущать.
Если человек занимается по правильной учебной программе, которую ученые-каббалисты издали в первом веке нашей эры, то, как они пишут в предисловии к этой программе, любой человек, правильно занимаясь по ней, в срок от трех до пяти лет выходит на уровень постижения высшего мира. Ему открывается полная картина мироздания, и тогда уже нет вопроса, на который он не смог бы найти ответа в самом себе.
6. Желание насладиться
Материалом, из которого создан этот мир, является желание насладиться. Внутри всего, что существует в этом мире, заключено эгоистическое желание наполнить себя наслаждением. Эта сила, стремящаяся наполнить себя, формирует вокруг себя материю.
Если эта сила - слабая, то она формирует вокруг себя неживую материю, вся природа которой направлена лишь на то, чтобы удержать свое состояние. Если эта сила больше, то она создает вокруг себя растительную жизнь. Растение уже поглощает и выделяет полезные и вредные вещества и немного ощущает окружающую среду: солнце, дождь. Оно уже живет и умирает, но в нем все еще не достаточно силы для того, чтобы передвигаться с места на место.
Если сила еще больше, то она создает вокруг себя одеяние, называемое "животным", которое уже может перемещаться с места на место и размножаться особым образом. Животное уже немного чувствует других животных, но пока еще не ощущает прошлого и будущего - оно воспринимает только свою жизнь в настоящий момент.
Все элементы, существующие на неживом, растительном и животном уровнях, находятся под полным управлением природы. Они не могут творить добро или зло, а лишь исполняют указания природы. Поэтому невозможно говорить об эгоизме, существующем внутри неживого, растительного или животного, ведь они действуют в четком соответствии с законами, заложенными в них природой.
Человек же появляется как следствие еще большего эгоистического желания. Даже его физические, телесные желания превышают меру того, что ему необходимо. Человек не знает меры даже в еде, в сексе, в семейных отношениях - то есть в таких желаниях, которые относятся к его физическому телу. Он не действует в них по необходимости, словно животное - желания человека чрезмерны. А кроме того, человек обладает особыми желаниями: к богатству, власти, славе и знаниям.
Именно эти желания, которые называются "человеческими", и заставляют его творить зло, поскольку человек хочет использовать общество для собственной пользы. Он наслаждается от того, что унижает другого человека и властвует над ним. Эксплуатация ближнего, наносящая ему вред, называется эгоизмом.
Эти желания в человеке совершенно непомерны, а кроме того, они постоянно развиваются. Из этого нам становится ясно, что человечество еще не закончило свое развитие, в противоположность неживой, растительной и животной природе. В течение десятков тысяч лет мы продолжаем непрерывно развиваться, постоянно увеличивая свое эгоистическое желание, и это толкает нас к развитию общества, к появлению новых общественных формаций. Так мы все это время развивались в сфере культуры, воспитания, образования, науки, и люди все время думали, что это принесет им лучшую жизнь. Но сейчас мы вступаем в особый период, когда каждый чувствует, что наше тысячелетнее развитие завело нас в тупик.
Видимо, это особое время является очень хорошим, ведь теперь мы должны постичь, к чему ведет нас природа и чего она хочет от нас. Если мы сможем понять и правильно это использовать, то действительно сможем подняться на еще более высокую ступень по сравнению со своим сегодняшним существованием.
Мы видим, что невозможно наполнить желание в той форме, в какой оно создано природой, как бы мы ни стремились к его наполнению, поскольку наше желание жаждет наслаждения, наполнения, но как только получает его - тут же пропадает. Ведь приходящее наслаждение аннулирует желание.
Это подобно тому, как, будучи очень голодным, я начинаю есть и получаю большое удовольствие, а когда заканчиваю трапезу, то уже больше не наслаждаюсь - желание исчезло, и наслаждение исчезло. Всем знакомо такое явление, когда человек долгие годы гонится за какой-то вожделенной целью, а когда наконец ее достигает - тут же перестает находить в ней удовольствие. Это происходит потому, что желание и наслаждение - противоположны друг другу, и потому они гасят друг друга.
Поэтому, к чем большему наполнению мы будем стремиться, тем более опустошенными будем себя чувствовать. И сейчас человечество в основной своей массе наконец начинает раскрывать, что погоня за наслаждениями в итоге не приносит удовлетворения.
А с другой стороны, у нас есть такие примеры в жизни, из которых видно, что человек может наслаждаться, когда он дарит, когда он любит, отдает. Почему это происходит? Потому что он не вносит наслаждение внутрь желания - его желание и наслаждение отделены друг от друга и находятся в разных местах. Как мать, кормящая ребенка и всё отдающая ему, наслаждается тем больше, чем больше он получает, и ее наслаждение совершенно неограниченно. В этом, собственно, и заключается вся мудрость, позволяющая достичь счастливой жизни, наполнив себя и всё человечество.
7. История возникновения каббалы
В древние времена человек был ближе к природе и старался сохранять близость с ней. Тому были две причины:
еще неразвившийся эгоизм не отдалял его от природы, давал ощущение себя как интегральной части природы,
недостаточные знания о природе вызывали трепет, вынуждали смотреть на природу, как на высшее.
В итоге он стремился не просто к накоплению знаний о явлениях окружающего мира, а пытался разобраться в том, что за силы управляют нашим миром. Человек не мог спрятаться от них, как сегодня спрятался от сил природы в созданном им искусственном мире. Его органы чувств, еще не искаженные и не атрофированные современной техникой, могли глубже ощущать окружающий его мир. Страх перед природой и одновременно близость к ней толкала его на выяснение, чего желает от него природа, есть ли у нее цель, для чего создала его. Он стремился как можно глубже понять ее.
Каббала, как и все древние мудрости, берет свое начало из Месопотамии (долина между Евфратом и Тигром). Там они в свое время были открыты человечеством, затем забыты на много веков - и вновь раскрываются в наше время.
Каббала появилась около 5000 лет назад в Месопотамии - колыбели человечества. Она возникла в то время как собрание сведений о причине поэтапного роста эгоизма в человеке. Каббала говорит, что свойство всего существующего - эгоистическое желание наполниться.
Вся история человечества определяется развитием эгоизма в человеке. Эгоизм развиваясь, толкает человека к изучению окружающей среды - для реализации растущих эгоистических желаний. В отличие от неживой, растительной и животной природы нашего мира, человек постоянно развивается, как из поколения в поколение, так и каждый лично - в течение своей короткой жизни.
Возросший эгоизм оторвал человека от природы. Вместо исправления возросшей противоположности себя и природы, человек возомнил, что сможет эгоистически постичь природу: не исправлением эгоизма, а властвуя над всем. Этим он противопоставил свое Я окружающему - обществу и природе. Вместо ощущения окружающих - как близких, а природы - как своего дома, человек перестал понимать природу и окружающих. Вместо любви возникла ненависть. Так люди отделились друг от друга, и один народ древнего мира разделился на множество народов.
Наше время - время возврата человечества через мистику к раскрытию истинных древних мудростей. Раскрывающаяся в последние годы наука каббала должна сыграть в этом ключевую роль. В древней каббалистической книге Зоар говорится, что к концу 20 века человечество достигнет одновременно максимального эгоизма и максимальной опустошенности в нем. Тогда оно и вознуждается в методике выживания - методике наполнения. Тогда, говорит книга Зоар, настанет время раскрыть человечеству каббалу, как методику достижения подобия природе.
8. Вавилонская башня - противопоставление эгоизма природе
В древние времена человек еще не был настолько эгоистичным, чтобы противопоставить себя природе. Он чувствовал природу и все, что его окружало, и это взаимное ощущение и было их языком общения, во многом даже без слов, подобно телепатии, на некотором духовном уровне. Наш, искусственный, язык появился после эгоистического отрыва от природы.
Каббала аллегорически повествуют нам, что человек создан как одно существо - имеется в виду, что все люди изначально связаны вместе, как один человек. Именно так относится к нам природа - как к одному человеку. Изначально мы созданы как бы соединенными вместе, как один человек. Но вследствие роста эгоизма, постепенно утратили чувство общности и отдалились друг от друга, вплоть до ненависти друг к другу.
Первая же ступень эгоистического роста вызвала в человеке желание не изменить себя в подобие природе, а изменять природу в угоду себе. Аллегорически это описывается в виде желания построить башню до неба - подчинить природу себе. Вместо исправления постоянно растущего эгоизма, вместо подобия природе, создать искусственную защиту от природы, развить науки и технологии.
В начале 20 века немецкий археолог Р. Кольдевей обнаружил в Вавилоне руины башни размером 90 х 90 х 90. Также и Геродот, живший в 5 в. до н.э., описал башню как 7-ярусную пирамиду таких же размеров. Исторические источники повествуют, что в центре Вавилона был расположен храмовый город Эсагила, а в его центре - Вавилонская башня - храм верховного божества Мардука. Называлась она Этеменанки, что означает краеугольный камень Небес и Земли. Астрология, знаки зодиака и гороскопы, гадания, мистика цифр, спиритизм, магия, колдовство, заговоры, сглазы, вызывание злых духов - все это было разработано в Эсагиле, дожило до наших дней и именно сегодня последний всплеск этих верований. Интерес к этим учениям, к объяснению нашей жизни не путем научного исследования, а всевозможными "потусторонними" методами, наблюдается последние 30 лет и на наших глазах угасает. Из всех заблуждений человечеству остается "проверить" еще несколько верований, чтобы отказаться от них и окончательно их забыть.
Сегодня мы начинаем осознавать, что весь наш путь, со времени Вавилонского кризиса, был проделан зря. Можно сказать, что именно в наше время происходит разрушение Вавилонской башни - противопоставление эгоизма природе. Человек готов признать, что выбранный им тогда путь технологического устранения эгоистической противоположности природе, вместо исправления своего эгоизма ведет в тупик.
9. Путь познания природы
Ученые древности обменивались знаниями о природе. Также и каббалисты делились своими знаниями с другими учеными. Каббала изучает систему управления нашим миром. Ее основная задача - выяснение причин и цели творения. Это серьезная наука о системе мироздания, которая дала базовые знания для других наук. Из общения каббалистов с учеными древности произошла античная философия, из которой появились науки.
Йоан Ройхлин в своей книге "De arte cabbalistica" пишет:
"Мой учитель Пифагор, отец философии, перенял свое учение от каббалистов и он первым перевел слово "Каббала", неизвестное его современникам, на греческий язык словом "философия". Каббала не оставляет нас проводить нашу жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания".
Вокруг каббалы, которая в течение многих столетий оставалась закрытым учением, тайной мудростью, возникло такое множество легенд и фальсификаций, что современному человеку трудно добраться до истинных источников. Об этом писал, в частности, великий Лейбниц в своей книге "Hauptschriften zur Grundlegung der Philosophie": "Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода "вульгарная каббала", которая далека от настоящей, а также различнейшие фантазии под ложным названием магии, и этим полнятся книги".
Философия, восприняв часть каббалы, пошла по иному пути. От нее произошли современные науки о нашем материальном мире, о его законах - в рамках явлений, которые способны воспринять наши пять органов чувств. А древние мудрости, в том числе каббала, - остались вне интересов исследователей. То, что наука не смогла охватить, что осталось для нее непостигаемым, вошло в рамки создававшихся религий, в ритуалы и обычаи. Древние мудрости постепенно забылись!
Человечество, исследуя этот мир, пытаясь понять место и возможности человека, определить цель и смысл существования, использовало параллельно науку и религию. Но обе они увели человечество от постижения управляющей высшей силой, от согласования человека с ней. Человек изучал природу не для того, чтобы узнать, что она желает от него, а для того, чтобы покорить природу в угоду своему эгоизму.