Судовой журнал
  Питерский
  ЧТО ТАКОЕ ДАО... ЧТО...

Боцманы:  Wasserfall

Форум клана открыт для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: ЧТО ТАКОЕ ДАО... ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ...
Wasserfall
Главнокомандующий




Глава 1
ЧТО ТАКОЕ ДАО... ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ...
Личная перспектива понимания Дао в религиях Востока.
Синхроничность, как единственный эквивалент Дао в психологии.
Повод из-за которого у нас людей Запада так много проблем с
этим понятием — это принцип работы нашего сознания.
Будучи подростком я часто отправлялась в горы и по вечерам,
лежа в спальном мешке, рассматривала громаду Млечного
Пути над собой. То, что тогда видели мои глаза, осталось глубоко
в моей душе. Я ощущала пугающее уважение к бесконечности
и красоте вселенной. Это волновало меня до глубины души.
Я чувствовала присутствие Бога в горах, в деревьях, в огромном
небосклоне. То что простиралось надо мной и вокруг меня,
включая и меня саму, было неограниченным, вечным и живым.
Над моей головой возносились рванные полосы туч. Я следила
за падающими звездами, загадывая желания, а потом не помнила,
как засыпала. Сон возвращал мне спокойствие. Приходило
утро живое, освежающее, а я пробуждалась под голубым или
серым небом, иногда в сиянии оранжевого восходящего солнца.
Теперь на ясном небе не было и следа звезд. Нужно было вставать,
отправляться в путь.
Большую часть времени мы живем тем что нам необходимо
сделать, присутствием окружающих. Мы концентрируемся на
том, что находится непосредственно перед нами, на реальностях
нашей жизни, скомканной в спешку и тесноту. В свете будней мы
не видим звезды. Даже ночью небо заслоняет нам отраженный
свет наших городов и загрязненный воздух. Мы заперты в зданиях,
разделены стенами, отрезаны от природы; мы слишком поглощены
вечерними новостями, нам некогда посмотреть вверх чтобы
увидеть статичную красоту ночного неба. А ведь звезды, независимо
от того, смотрим мы на них или нет, сияют, летит с головокружительной
скоростью, вне времени и все же вечно изменяясь
Вселенная, частью которой мы являемся. Интуитивное познание
7
Психологическое... МоеСлово.ру
этой истины, хотя бы в результате короткого взгляда перед сном на
небо, может оказаться подобным опыту погруженного в медитацию
адепта дзен? моментом внезапного просветления, в котором
переживается видение Дао.
Несмотря на то лежу ли я под звездным небом, или медитирую
в позе дзадзен, или же погружаюсь в молитву, интуитивное
знание того что существует упорядоченная Вселенная или значение
каждого опыта, или первичный источник, с которым связано
мое «я», всегда вызывает глубокое уважение! Есть нечто, что мы
скорее ощущаем нежели знаем об этом, то перед чем слова и объяснения
оказываются несостоятельными. Лао Цзы начинает свой
«Дао Дэ Цзин» так: «Дао, которое может быть выражено словами,
не есть постоянное Дао». Несмотря на это примеры помогают
понять, ведь практически все мы уже в раннем детстве неким
образом ощущали то что называют Дао.
Фредерик Франк художник и автор «The Zen of Seeing;
Seeing/Drowing as Meditation» (Дзен виденья; видение/рисунок как
медитация), описал мгновения интуитивного видения реальности,
которые он пережил в своей внутренней перспективе (в то время
как мой опыт звезд был внешней перцепцией участия в том, что
возникло как «где-то там» и в тоже время охватывало и меня).
Однажды в хмурый полдень — а было мне тогда
одиннадцать лет — я шел по сельской дороге. С левой
стороны тянулись грядки итальянской капусты, а справа
росла желтая брюссельская. На щеках я ощущал снежинки,
а вдали я видел, медленно приближающуюся бурю ни
фоне серого как графит неба. Я замер без движения
Снежинки падали вокруг моих стоп. Некоторые
таяли, касаясь земли другие оставались целыми. Тогда я
услышал звук падающего снега, его необыкновенно нежный
шелест. Я стоял как зачарованный, вслушиваясь... и
понял нечто что невозможно выразить; то что естественное
является сверхъестественным и что я — Око которое
слышит и ухо, которое видит. Что происходящее
вокруг меня происходит во мне и внешнее нераздельно с
внутренним.
Психологическое... МоеСлово.ру
Несмотря на то что слова не выражают полностью существо
интуитивного опыта извечного Дао или божественной реальности,
поскольку это откровение, все же слова могут передать это
понятие. Рассуждение о том, чего нельзя полностью выразить,
имеет свой резон, позволяя подготовиться к подобному переживанию
в будущем. Интеллектуальное сознание — акцептация определенных
духовных понятий, поддерживаемая чувствительностью
и открытостью, является фундаментом интуитивного опыта, которому
прокладывает дорогу. Восточная пословица утверждает:
«Когда ученик готов, учитель сам появится».
Извечное, или великое Дао, имеет множество имен, выражающих
концепцию того что в мире неустанных изменений и
движения действует испокон веков твердый закон. Даосы говорили
о нем по разному, называя Источником, Великой Матерью, Великим
Пределом, Неохватным Правилом Жизни или Единым. Дао
понималось как настоящий моральный порядок, принцип, источник
жизненной силы, идея мира, метод или путь. Некоторые даже
понимали его как слово, означающее Бога. Ричард Вильгельм,
синолог и переводчик «И-Цзина», переводил определение Дао, как
«значение». Понятие Дао напоминает во многих отношениях греческое
понятие Логоса. В современных переводах Нового Завета
на китайский язык слово Логос переводится как Дао. Евангелие от
Иоанна, таким образом начинается словами: «Вначале было Дао».
Все попытки объяснить Дао требуют применения слов,
представляющих абстрактные понятия или метафоры. В «Дао Дэ
Цзине» мы читаем:
Дао это пустой сосуд, использованный но неисчерпаемый
(...) глубоко укрытое оно всегда наличествует ...
как вода, которая дает жизнь десяти тысячам вещей и
не напрягается. (...) его нельзя увидеть поскольку оно не
имеет формы, нельзя к нему прикоснуться поскольку оно
неуловимо. (...) нельзя его опустошить.(...) Дао скрыто и
безымянно, все оживляет и позволяет всему расцветать.
(...) все берет свой исток в Дао.(...) оно источник десяти
тысяч вещей. (...) великое Дао течет во всем.
Психологическое... МоеСлово.ру
Опыт Дао или общего принципа Вселенной, относящегося
ко всему существующему, лежит в основе религий Востока —
индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и дзен. Хотя каждая
из этих религий называет такой опыт по иному, основа всех видов
восточного мистицизма остается такой же. Они согласно утверждают
о том, что все явления — люди, растения, животные и
предметы, начиная с атома, и заканчивая галактиками — являются
проявлением Целого.
В «Бхагават - Гите», наиболее известной индуистской религиозной
поэме, духовное учение бога Кришны опирается на
концепцию того, что неисчислимые вещи и события, которые мы
видим вокруг, являются проявлением окончательной реальности
по имени Брахман, с качествами подобными Дао — вечностью,
непостижимостью, невыразимостью, наиглубочайшим внутренним
стержнем всего сущего, объединяющим в себе всех богов и
богинь. Проявлением Брахмана в человеческой душе является
атман — один из аспектов космической реальности Брахмана.
Буддизм говорит о мистическом опыте пробуждения, посредством
которого приходят к реальности ачинтья, все элементы
которой являются одним целым, нераздельным или татхапюй,
участвующей и вездесущей сущности Будды, или Дхармакайей.
Дзен делает ударение на переживании просветления — сатори,
непосредственного мистического познания природы всех существований,
в котором чувство бытия является интегральной частью
великого континуума, включающего в себя все. Конфуцианство и
даосизм являются двумя противоположными полюсами, один имеет
практический характер, второй — мистический. Их общим элементом
является понятие вечного Дао.
Восточные религии опираются на понимании единства и
взаимозависимости всех существований и событий а также на
опыте множества форм неисчислимых существований, как выражения
лежащей в их основе сущности, в свою очередь ортодоксальная
христианско-иудеиская традиция подчеркивает элемент
противоположности, двойственности: Бог вверху — человек снизу,
душа — противопоставление миру, дух пытающийся превозмочь
материю, правый мужчина, противопоставляемый грешной женщине
— Еве искусительнице.
10
J
Психологическое... МоеСлово.ру
Восточная концепция единства абсолютно не присутствовала
в ученом мышлении Западе, это мышление опиралось на постулате
о том, что каждый эксперимент можно повторить и на
причинно - следственной логике, где рассматривается лишь одна
определенная непостоянная. Всякое единство, наблюдаемого
предмета и наблюдателя было невозможным и воспринималось
как нечто странное и уж никак не «мудростью вне мысли». Однако
с появлением квантовой физики и теории относительности наступила
радикальная перемена.
Фритьоф Капра в книге «Дао физики» утверждает что современная
физика атомов ведет именно к такому взгляду на реальность,
который весьма близок к интуитивной мистике Востока.
Квантовая физика показывает картину внутренне взаимосвязанной
космической материи, где человек - наблюдатель всегда является
ее частью. Образ мира на уровне атомарных частиц становится
очень восточным и полным мистики. Время и пространство являются
континуумом, понятия материи и энергии функционируют
взаимосвязано а наблюдатель и предмет наблюдения находятся во
взаимосвязи.
Меня всегда восхищала мысль о том что ответы на вопросы
о природе вселенной, которые наука Запада смогла получить
благодаря сложным и невероятно дорогим приборам и запутанным
математическим уравнениям, очень приближены к воззрениям
восточного мистика, познающего вечное Дао благодаря одинокой
медитации. В обоих случаях возникают две принципиальные темы:
единство и взаимная связь всех явлений и внутренний динамизм
вселенной.
Философия Запада, подобно религии, доминировала дуализмом
духа и материи, как пример можно привести, проведенное
Декартом разделение природы на два различных мира — природу
и материю. Это классическая ньютоновская физика с ее механической
моделью мира. Существуют, однако, примеры отхода от западной
ортодоксии, как среди мистиков, так и среди философов,
которые заметили перманентную изменчивость и связь между
элементами вселенной. Необходимо вспомнить два важнейших
имени: Гераклита из Эфеса, который учил о том, что все развивается
и является вечным прогрессом и Готтфильда Вильгельма
II
Психологическое... МоеСлово.ру
Лейбница, принимавшего человека как микрокосмос, отражающий
макрокосмос.
На почве психологии лишь один Юнг считал что психика
личности наблюдателя вступает в каждом мгновении в интеракцию
с событиями внешнего мира.
Юнг описывал синхроничность как принцип непричинных
(акаузальных) связей, проявляющихся посредством значимых совпадений.
Не существует рационального объяснения ситуаций в
которых мысли, сны или психическое состояние, данного человека
соответствовали бы определенным событиям. Например, одна
женщина видит во сне. что дом ее сестры горит. Под действием
импульса она звонит ей, проверить все ли в порядке. Оказывается
что в доме как раз начался пожар и телефонный звонок по всей
видимости, пробуждая сестру, спас ее от смерти. В другом случае
ученый, застрявший в ключевом моменте своих исследований из-
за отсутствия точной специфической информации, неожиданно во
время некого приема, садится рядом с человеком который ею обладает.
Некая женщина приезжает в город для встречи со своей
бывшей подругой но не может ее разыскать. Она входит в лифт,
полный народу, оказываясь лицом к лицу с тем, кого она искала.
Со мной случается, что когда я о ком-то думаю, то звонит телефон
и оказывается, что это тот самый человек.
Все это примеры синхроничности. Иногда они драматичны
а иногда обыденны. В каждой из этих ситуаций человек, попавший
в нее, был удивлен совпадением, не будучи в состоянии этого
объяснить. Каждое такое событие интуитивно воспринимается
важным, давая ощущение того что существуют неизвестные и
необъяснимые связи между разрозненными событиями. Юнг назвал
такие события синхроничными. Он также подчеркивал их
важность. Понимание синхроничности является ключом к восточному
пониманию целостности, которое остается для нас таким
таинственным.
Западное сознание именно посредством синхроничности
имеет шанс получить знание Дао. Синхроничность это концепция,
объединяющая Восток и Запад, философию с психологией, левое
и правое полушария мозга. Синхроничность это Дао психологии,
12
Психологическое... МоеСлово.ру
связывающее индивидуальное и целое. Когда мы начинаем замечать
действие синхроничности в своей жизни мы обретаем чувство
общности с другими, а не изоляции или одиночества, ощущая
себя частью чего-то божественного, динамичного, охватывающего
всю вселенную. Синхронические явления вызывают переживания,
способные сыграть существенную роль в психическом и духовном
развитии, открывая интуитивно смысл нашей жизни.
Всякий раз, когда я осознавала существование синхронических
событий в своей жизни, этому соответствовало чувство
благосклонности. Когда такое событие разделял со! мной другой
человек, я благодарила за привилегию участия в этом. Возможность
хотя бы эфемерно ощутить Дао при помощи синхронических
событий вызывает полное уважения смирение, которому сопутствует
глубочайшее волнение.
Конечно, невозможно увидеть звезды в полдень, тем не
менее западное сознание сформировано так, что лишь дополнительно
осложняет восприятие единства, лежащее в основе бытия.
Неспособность увидеть эту сферу вероятно смогут объяснить новейшие
исследования функционирования левого и правого полушарий
мозга. По всей видимости мы принимаем один тип восприятия
более важным нежели второй. Исследования, касающиеся
работы мозга показывают что мы обладаем двумя сознаниями,
сильно отличающимися друг от друга.
Левое полушарие отвечает за речь и контролирует правую
половину нашего тела, а его мышление, имеющее линейный характер,
опирается на логику. Оно концентрируется на конкретном
и измеряемом. Мышление «левого мозга» является основой всех
научных наблюдений и экспериментов, это с его помощью мы
видим общую связь в целом. Мир рассматривается как объект
доминирования и использования. Такой вид мышления можно
назвать активным и «мужским».
Правое полушарие мозга отлично: оно создает образы вместо
слов используя их интуитивно, различая целостность картины,
а также испытывает чувство понимания источников из которых
возникает то или иное явление. «Правый мозг» хорошо справляется
с амбивалентностью и противоположностями, понимая целост-
Психологическое.1..3 М оеСлово.ру
ность событий, не останавливаясь на их частях и деталях, замечает
и одновременно чувствует. Правое полушарие делает сравнения
при помощи метафор, а не при помощи измерений. Его способ
можно назвать чувственным и «женским».
«Мужская» культура Запада заставила девальвировать
ценность правого полушария мозга, из-за чего наш коллективный
и индивидуальный опыт меркнет. Интуиция часто презрительно
называется чисто женским качеством, а маленьких мальчиков
стараются отучить реагиров%E
30 Декабря 2007 23:47      
Wasserfall
Главнокомандующий




«Мужская» культура Запада заставила девальвировать
ценность правого полушария мозга, из-за чего наш коллективный
и индивидуальный опыт меркнет. Интуиция часто презрительно
называется чисто женским качеством, а маленьких мальчиков
стараются отучить реагировать на уровне чувств, требуя
от них постоянного логического контроля. И лишь культура художников,
поэтов, музыкантов, артистов и женщин позволяет на
такое «ущербное» функционирование, которое однако не должно
быть присуще «настоящим мужчинам». В результате, то что не
воспринимается ни одним из пяти органов чувств и не понимается
логически, оценивается очень низко, отчего многие люди не
способны испытывать чувства, которые может дать музыка и
символика, не в состоянии интуитивно воспринимать то что кроется
за поверхностью их реальности. Западная цивилизация позволила
одному полушарию мозга девальвировать, вытесняя и
доминируя интуитивное восприятие. А ведь именно благодаря
интуиции мы можем испытать чувство единения и связи, недоступные
органам чувств — то что занимает центральное место в
мышлении Востока. Нет необходимости отправляться на Восток
чтобы осознать его мудрость, поскольку мы все носим внутри
себя достаточный потенциал способности видеть, необходимо
лишь пробудить его. Путешествие на Восток является по существу
путешествием внутрь себя.
Хотя интеллект и играет огромную роль, по отношению к
вопросу о «целом и частях» у него имеются ограничения. Р. X.
Блис, знаток хайку, описывает его так:
Интеллект способен понять каждую часть целого,
как часть но не как целое. Он может понять все чем
Бог не является.
Для того чтобы было возможным испытать опыт вечного
Дао необходимо, чтобы сознание могло воспринимать при помощи
правого полушария и отключило воздействие левого, аналитиче-
14 Психологическое... МоеСлово.ру
ского и скептического. Как метко заметил Гете, детальный анализ
это убийство. Требуя чтобы все наши выводы проходили логический,
почти компьютерный анализ левого полушария, мы убиваем
живость чувств, уродуем дух, противоречим душе.
Настаивая на том, что научный метод является единственным
путём познания, мы закрываем двери восприятия, отрезая
себе доступ к мудрости Востока, а наш внутренний мир становится
плоским. Восток и Запад это два полушария одного целого,
которые представляют два внутренние аспекты, имеющиеся в каждом
человеке. Этот психологический раскол требует заживления
при помощи внутреннего объединения, которое позволит сотрудничать
обоим сторонам — научной и духовной, мужского и женского
аспектов, инь и ян.
Если нашему западно-ориентированому сознанию удастся
разглядеть духовную реальность, окажется, в этом случае, что
можно также осознать свою личную исключительность, но по
отношению к большему целому; жить в линейном времени но с
возможностью ощущать вневременную вечную реальность, частью
которой мы все являемся; видеть в сиянии дня и при свете
звезд. Сознание будет восприниматься как нечто именчивое и подвижное,
а не как целенаправленное и постоянное.
Т. С. Элиот посвятил фрагмент поэмы «Брант Нортон» отношениям
недвижимой точки и танца. Существо этих отношений
подобно Дао, присущему каждому движению или статичности
Бога в сердце любого действия:
В недвижимой точке, кружащегося мира. Ни телесной ни
бестелесной.
Ни от, ни в. В недвижной точке, где происходит танец,
Ни бездвижье, ни движенье. Не говорите мне что это постоянство.
Что остывает и что будет и что было. Ни движенье от чего-то, Ни
к чему-то,
Ни вверх ни вниз. Если бы не точка, недвижимая точка.
Не было бы танца, а ведь все лишь танец.
Психологическое.1.5. М оеСлово.ру
г
Продолжая метафору Элиота — мы являемся частью танца,
в котором ничто из того что с нами происходит не повторяется
и все же общий для всего принцип, охватывающий также нас, остается
вечно неизменным.
.
Психологическое... МоеСлово.ру
Глава 2
ЮНГ, СИНХРОНИЧНОСТЬ И ИСТИННОЕ я
(SELF)
Путешествие в страну психиатрии и аналитического тренинга
Юнга. Введение в юнгианскую концепщю архетипов, коллективного
бессознательного, синхроничности и Self. 1
Благодаря серии различных событий и встреч я стала юнги-
анским аналитиком. Однако на это потребовалось время. На последнем
курсе мединститута я начала задумываться о специализации
в психиатрии, поскольку считала что контакт со взрослыми
пациентами психиатрической клиники и психиатрической консультации
необычайно интересен, а работа очень благодарная. И хотя я
не имела опыта, пациенты считали что мои беседы им сильно помогают.
Я отправила заявление в Институт Нейропсихиатрии отделения
Медицинского Центра в Сан Франциско при Калифорнийском
Университете, где я закончила обучение, однако мне не удалось
собрать соответствующих рекомендаций. Поэтому я выбрала специализацию
терапевта и начала работу в областной больнице Лос
Анджелеса. Когда я соскучилась по Сан Франциско и получила
определенный опыт в лечении заболеваний, связанных с алкоголизмом
таких как цирроз печени, расстройства желудка, начальные
стадии delirium tremens и т.д., совершенно неожиданно мне пришла
телеграмма из Института Нейропсихиатрии Ланглея Портера, уведомляющая
меня о том, что я принята на стационарную практику.
Вероятно вместо рекомендательных писем взяли во внимание результаты
моей учебы. Меня просили поспешить и ответить телеграммой.
Необходимость быстрого принятия решения заставила
меня согласиться с этим предложением. У меня не было уверенности
должна ли я стать психиатром. Однако я решила, по крайней
мере начать с этой специализации. Если бы оказалось что психиатрия
меня не устраивает, то все таки такой опыт мог бы мне пригодиться,
независимо от того чем бы мне пришлось заниматься в будущем.
17 Психологическое... МоеСлово.ру
Я начала работу в больнице, где лечили страдающих психозами.
Пациенты временами были не в состоянии действовать самостоятельно
или же проявляли тенденции к самоубийству. Пребывание
в больнице должно было помочь им выжить в периоды глубоких
депрессий. Под моей опекой находилось шесть пациентов. Это
были так называемые «первичные пациенты», не подвергавшиеся
ранее госпитализации. Они не казались мне чуждыми или странными.
Я понимала, что они стараются, насколько у них хватает сил. В
каждом из них была вполне здоровая, сотрудничающая со мной
часть личности и больная деструктивная часть, без надежды, мучимая
галлюцинациями. Я могла прочувствовать их ситуацию и заняться
ими. Я старалась работать с личностью как с целым не концентрируясь
на самом лечении болезни или лечении «случаев». От
контактов с этими пациентами я получила уверенность, что это и
будет работой моей жизни.
У каждого из нас был супервизор, который три года контролировал
нашу работу. Большинство из них были фрейдистами
или эклектическими психоаналитиками, поскольку эту ориентацию
в тот период представлял институт. Там также оказалась небольшая
группа юнгианских психиатров. Мне снова повезло, поскольку
моими опекунами стали Джон Перри и Дональд Санднер. В этот
период Джосеф Уилрайт вел юнгианские семинары, позже я познакомилась
еще с одним приверженцем Юнга, это был Джон Таллей.
Он был консультантом одного из хронических случаев. Потом я
узнала, что Институт Ланглея Портера был тогда единственным
местом в Соединенных Штатах, где работали юнгианские супервизоры
и проводились юнгианские семинары и что мой опыт в этой
области был довольно нетипичен. Если бы не эти, кажущиеся случайными
встречи, я бы не смогла познакомиться с концепцией Юнга.
Доктор Уилрайт — высокий, приятный в обхождении, человек,
семинары которого проводились неформальным образом без
особого теоретизирования. Они были зачастую весьма интересны,
поскольку он был великолепным актером с богатым репертуаром
разнообразных анекдотов. Это он дал мне представление о Юнге.
Уилрайт ранее прошел полный анализ у самого Юнга и являлся
одним из основателей Си Джи Юнг Институт оф Сан Франциско.
18 Психологическое... МоеСлово.ру
Юнг представлялся мне сильной личностью, человеком более
напоминавшим швейцарского крестьянина, нежели академического
ученого. Я узнала, что он был харизматичен, чем притягивал
к себе людей, умел смеяться от всего сердца и был весьма спонтанным
(что трудно себе представить по его работам). Его творческая
мысль глубоко впечатляла, а интуиция граничила с паранормальными
способностями, которые в общем нередко проявлялись в его
семье.
----------------------
Высшее “я” всегда абсолютно свободно. То, что субъективно переживается как несвобода, есть несвобода эго


ЗВУКИ и КАДРЫ
31 Декабря 2007 00:06      
Wasserfall
Главнокомандующий




В концепциях Юнга меня притягивал взгляд о том, что людей
мотивируют также побуждения творческого и духовного характера,
а не только агрессивные и сексуальные инстинкты, на которых
концентрировались работы Фрейда. Когда я закончила стажировку,
я захотела попасть в Си Джи Юнг Институт. Восемь лет
спустя я убедилась, что это действительно было мое место. Я стала
дипломированным юнгианским аналитиком.
Однажды мне пришлось участвовать в семинаре доктор
Элизабет Остерман о синхроничности. Я впервые встретилась с
этой темой. Доктор Остерман говорила о том, что Вселенная имеет
тенденцию порождать определенные образцы значений и привила
нам убеждение о глубокой важности проблем, которых невозможно
полностью охватить интеллектом. В то время я еще не до конца
понимала смысл этих утверждений, хотя и ощущала их важность
интуитивно. Другие участники семинара, казалось тоже имели подобные
или большие проблемы, я вспоминаю протесты моих коллег,
чья рациональность была подвергнута тяжелым испытаниям,
по видимому синхроничность является одной из наиболее эзотерических
концепций Юнга, которая приводит мысли в творческое
беспокойство. Несколько последующих лет я много читала на эту
тему, начиная осмыслять синхронические события в своей жизни.
Теория из абстрактной идеи стала реальностью моей жизни, я убедилась
в ее ценности в психотерапевтической практике.
Юнг писал о синхроничности в позднем периоде своей жизни.
Главный его труд, на эту тему: «Синхроничность: принцип
акаузальных связей», был издан в 1952 году, когда ему было уже
более 70 лет. Юнг назвал его попыткой «слитно представить все то,
что я могу сказать на эту тему», предпринятой затем чтобы «положить
начало отрасли малоизвестной, но с высочайшим философ-
Психологическое.1..9 М оеСлово.ру
ским значением». Эта работа является сложным, с большим количеством
приписок трудом, который был прочитан в виде лекции
годом раньше под титулом «О синхроничности». Синхроничность
оставалась малоизвестной теорией, возможно из-за трудного языка,
возможно потому, что интеллектуальное осознание этой концепции
требует значительного участия интуиции.
Юнг ввел понятие синхроничности в 1930 году, в речи, посвященной
памяти своего друга Ричарда Вильгельма, синолога и
переводчика многих древних китайских текстов. Однако первый
набросок концепции синхроничности появился в 1949 в предисловии
к «Книге перемен» (И-Цзин), переведенной Вильгельмом. В
течении почти тридцати следующих лет Юнг лишь смутно упоминал
в своих работах о синхроничности. Эта концепция долго созревала.
Синхроничность это описательный термин для обозначения
отношений между двумя событиями, связанными общим значением.
Он определяет связь не имеющую причинно - следственного
характера. Чтобы проиллюстрировать это понятие Юнг описывает
событие, произошедшее с его пациенткой «всегда знающей все
лучше других», что существенно затрудняло продвижение терапии.
После множества бесплодных усилий смягчить ее
рационализм более человечным восприятием, мне пришлось
ограничиться надеждой, что произойдет нечто неожиданное
и иррациональное, что сможет разбить интеллектуальную
реторту в которую она загнала сама себя. Во
время одной из наших сессий я сидел напротив ее, спиной к
окну, слушая риторический поток ее слов. Она была под
впечатлением сна, прошлой ночи, в котором кто-то дал ей
золотого скарабея — дорогое украшение. В то время как
она рассказывала о своем сне я услышал мягкие удары по
стеклу, обернувшись я заметил большого размера насекомое,
пытающееся проникнуть в комнату, мне показалось
это довольно странным. Я сейчас же открыл окно, впуская
его внутрь. Это был жук, а его желто-зеленый цвет напоминал
золотого скарабея. Я протянул его пациентке со
словами: «Вот ваш скарабей». Это событие пробило столь
долгожданную брешь в ее рационализме, ломая интеллек-
20 Психологическое... МоеСлово.ру
туальное сопротивление. Теперь можно было успешно
сконцентрироваться на продолжении терапии.
То, что жук появился именно в этот момент стало для женщины
необычайным совпадением. Такого типа значимые совпадения
сильно впечатляют глубокие слои психики. Пациентке был
необходим эмоциональный опыт, который дал бы ей возможность
измениться, и насекомое стало именно таким переживанием. Скарабей
— египетский символ возрождения и перемен, которые совершенно
необходимы в проведении психоанализа. Присутствие
жука в комнате позволило начать процесс трансформации жестких
установок.
Синхроничность требует участия человека, поскольку субъективный
опыт нуждается в придании значений, возникшему совпадению.
Такое значение отличает синхроничность от простых
совпадений, которые состоят в том, что определенные события
происходят одновременно. Мы синхронизируем часы, планируем
старт самолета, люди собираются в театрах в определенное время,
но никто не видит в этом совпадения. Однако синхроничность в
юнгианском значении — есть значимое совпадение, возникающее в
субъективно определяемых временных рамках. Человек связывает
события которые необязательно возникают одновременно, хотя
зачастую случается именно так.
Юнг описывает три типа синхроничности. Первый состоит в
совпадении внутренних смыслов (мыслей или чувств) с внешними
событиями. Например, событие, касающееся меня и моей, тогда
еще четырехлетней дочери. Я готовила обед и напомнила мужу,
чтобы он принес цветы на стол. Дети играли во дворе и не могли
этого слышать. Минуту спустя в дом вошла Мелоди с букетом розовых
пеларгоний и сказала: «Пожалуйста мама». Описанное событие
с жуком, таюке принадлежит к этой категории случаев, где
внешнее событие отражает то, что происходит в данный момент в
психике. Второй тип синхронических событий это ситуации когда
человек видел сон или видение и они совпадают с событиями, происходящими
где-то далеко, что впоследствии находит подтверждение.
В таких событиях возникает знание о происшедшем событии
без участия органов чувств. Мой дед, например безошибочно знал,
когда умирал, кто-либо из его друзей или наших родственников.
----------------------
Высшее “я” всегда абсолютно свободно. То, что субъективно переживается как несвобода, есть несвобода эго


ЗВУКИ и КАДРЫ
31 Декабря 2007 00:08      
Wasserfall
Главнокомандующий




Такой человек всегда появлялся ему во сне или днем как видение, с
чемоданом в руке. Так он узнавал что человек уходит, переезжает в
другое место. Мать часто вспоминала, как дед в определенный момент
говорил, о ком-то что он умер, поскольку он только что видел
его с чемоданом. Иногда проходили недели, прежде чем приходило
сообщение, подтверждающее то что дед и так уже знал, благодаря
ясновидению. Поскольку он приехал в Америку из далекой Японии,
от друзей и родственников его отделяло огромное расстояние, информация
доходила морской почтой через Тихий Океан и далее по
суше на восточное побережье в Нью Йорк.
Историческим событием, относящимся к этой категории,
является «Видение большого пожара» Сведенборга. Через несколько
дней оказалось, что такой пожар действительно имел место в
Стокгольме и все детали соответствовали описанию Сведенборга.
Третья категория касается переживаний, снов и видений того,
что должно произойти в будущем и что действительно подтверждается
впоследствии. Когда я бывала беременной, мой муж всегда
мог безошибочно угадать пол будущего ребенка. Я инстинктивно
чувствовала, что его убеждению можно доверять. Мы были так в
этом уверены, что вопреки здравому смыслу принимали во внимание
лишь одно имя. Первый раз это было женское имя Мелоди
Джин, во второй — два года спустя мужское Андре Джозеф. Президент
Линкольн, незадолго до того как пал жертвой покушения,
рассказывал что в своих снах видел себя в гробу, выставленном на
общественное обозрение. Это еще один исторический пример совпадения
сна и будущего события. В каждом случае реальные события
были связаны с мыслью, видением или предчувствием. Примеры
моей жизни не отличаются особой драматичностью, поэтому
могут быть не убедительны для других, и все же они занимают в
моей памяти исключительное место из-за чувств, связанных с такими
событиями и ощущения связи между всеми нами. Я была счастлива,
осознав что мы с Мелоди так сильно подстроены друг к другу
и что Джим всегда знал, кого я ношу в себе. Это чувство связи принимало
особое значение, когда некое внешнее событие совпадало с
конкретной мыслью или предчувствием. Юнг ввел термин синхроничность
чтобы обозначить определенного вида связи между психикой
и вешними событиями при помощи значимого совпадения,
22
Психологическое... МоеСлово.ру
причем являются ли они значимыми, решает сам субъект чисто
субъективным образом. Для полного понимания того, чем является
синхроничность, необходимо приобрести личный опыт необычного
совпадения и пережить спонтанную эмоциональную реакцию —
удивления, тревоги, восхищения, которая сопутствует этому явлению.
Синхроничность обычно трудно объяснить рационально или
приписать ее чистому совпадению.
Между синхроничностью и причинно-следственной связью
существуют существенные различия. Причинное объяснение связано
с объективным знанием: чтобы объяснить, каким образом одно
событие вытекает из другого, мы опираемся на наблюдения и логику.
Когда в окно запущен камень и стекло разбивается, мы имеем
дело с причинно-следственной связью. Не имеет значения, кто бросил
камень, когда и где это происходит, и кто наблюдатель. Причинное
объяснение принимает, что камень, брошенный с определенной
силой, разобьет стекло. Синхроничность — наоборот —
полагается на субъективных переживаниях. Если данный человек
неожиданно почувствует, что должен отойти от окна, в которое
через мгновение влетает камень, то осознание этого предчувствия
делает из разбитого стекла синхроничное событие. Время для такого
человека приобретает значение, поскольку его внутренние чувства
неким неизвестным образом вошли в контакт с внешними событиями,
наступившими потом.
Для определения причины и следствия необходимо обладать
способностью наблюдать за внешним миром и способностью
рассуждать. Для определения синхронической связи необходима
способность наблюдать за внутренними субъективными состояниями,
мыслями, чувствами, снами, грезами и предчувствиями а также
интуитивно связывать их с определенными событиями. Синхроничность
состоит в совместном проявлении событий, имеющих
значение для субъекта; таким образом каждый синхронический
опыт имеет неповторимый характер. Причинно-следственное объяснение,
касается таких последовательностей этих событий, которые
в принципе можно повторить и логически объяснить.
Юнг считал что в синхронических событиях посредничает
коллективное бессознательное или архетипический уровень бессознательного
(это два названия одного и того же понятия). Он согла-
23
Психологическое... МоеСлово.ру
шалея с Фрейдом в том, что каждый человек имеет подсознание,
связанное с личным опытом, содержащее забытую или вытесненную
информацию. Он однако считал, что существует глубокий слой
коллективного бессознательного, врожденный и имеющий сверхиндивидуальный
характер.
Коллективному бессознательному и архетипам Юнг посвятил
сотни страниц своих работ. Два тома его собрания сочинений
— том 9, часть первая (озаглавленная «Архетипы и коллективное
бессознательное»), а также том 9 часть вторая (озаглавленная
«Aion») — являются стержнем теории Юнга. Чтобы продемонстрировать
связь между архетипами и синхроничностью, необходимо
вкратце объяснить теорию архетипов.
Юнг определял архетипы как «паттерны инстинктивного
поведения», он пишет:
Существует столько же архетипов, сколько существует
типичных ситуаций в жизни. Бесконечное количество
повторений закрепляет этот опыт в нашей психической
конституции.
Примерами архетипических ситуаций являются рождение и
смерть, супружество и материнство, героические поступки. Мотивы
отношений и конфликтов, появляющиеся в греческих трагедиях, а
зачастую и в современных драмах, имеют отношение к архетипиче-
ским ситуациям. Они глубоко затрагивают душу, поскольку задевают
общую для всех нас струну. Эта «общая струна» — архетипи-
ческий слой психики.
Другое определение касается «первичных представлений»
или архетипических персонажей, пробужденных и одетых в наряды
индивидуального эмоционального опыта. Это происходит, когда
возникают ситуации, связанные с чувствами, соответствующими
определенным архетипам. Воспользуемся примером человека, который
слушает пожилого докладчика. Его присутствие, высвобождает
эмоциональную реакцию на архетип «старого мудреца». Докладчик
в глазах слушателя, приобретает черты доверительности и
святости, становясь важным и мудрым; кажется что каждое его
слово имеет особое значение. Теперь, когда он принят за Старого
Мудреца, его слова уже не будут критически анализироваться.
----------------------
Высшее “я” всегда абсолютно свободно. То, что субъективно переживается как несвобода, есть несвобода эго


ЗВУКИ и КАДРЫ
31 Декабря 2007 00:09      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки