Судовой журнал
  ВОСТОК-1
  Новые разработки

Боцманы:  korocheja, XXIII

Форум клана открыт только для чтения для общественности

 Страница   из 3    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: Новые разработки
SUGROB
Бывший океанец

На МКС появятся окна в космос
15.09.2004 Для Международной космической станции изготовлено самое крупное из семи окон, которые будут установлены на специальной обсерватории под названием "Купол". Через окно 80 сантиметров в диаметре космонавты смогут наблюдать за работой автоматических роботов, а также любоваться космическими видами.
"Купол" имеет сферическую форму с шестью трапециевидными окнами по боковым сторонам и одним круглым окном в потолке. Диаметр обсерватории составляет около двух метров, а высота - около полутора.
Невиданная прочность
Каждое стекло толщиной в 10 сантиметров состоит из четырех слоев плавленого кварца.
Стекло должно обладать уникальной прочностью. Ведь космический мусор, который встречается на пути МКС довольно часто, может серьезно повредить обсерваторию. Маленький осколок от старого спутника, к примеру, несется в космическом пространстве со скоростью 18 км/сек.
Изначально проектом "Купол" занималось НАСА и компания Boeing, однако он был заморожен после пересмотра бюджета космических программ США.
В 1998 году проект перекочевал в Европу. Теперь строительством обсерватории занимается итальянская фирма Alenia Spazio.
Ожидается, что "Купол" будет присоединен к МКС в январе 2009 года.
16 Сентября 2004 09:45      
SUGROB
Бывший океанец

Украинский "Клипер" потеснит в космосе "Союз"
15.09.2004 Украина предложила построить и запустить космический корабль нового поколения "Клипер". От России потребуется помощь РКК "Энергия" и НПО им. Лавочкина, от Казахстана – космодром, а сама она, пополам с Белоруссией, обеспечит комплектующие.
Об этом во вторник на заседании Группы высокого уровня по формированию Единого экономического пространства в Астане сообщил замминистра иностранных дел Украины Владимир Макуха.
"Клиппер" должен заменить "Союз", он предназначается "для доставки экипажа численностью до шести человек на низкую околоземную орбиту и возвращение его на землю". По словам Макухи, корабль будет использован для выполнения автономных полетов и для обслуживания орбитальных пилотируемых станций.
Для реализации проекта планируется привлечь $120 миллионов. Макуха сообщил, что запуск корабля будет осуществлен с помощью ракетно-космического комплекса "Зенит-М", построенного на базе существующего РКК "Зенит". Сама же реализация задуманного пройдет в несколько этапов.
С 2004 по 2008 гг. будет обеспечен экспериментальный запуск корабля в беспилотном варианте, стоимость которого составит $15 миллионов. В рамках второго этапа, с 2009 по 2013 гг., пройдут пилотируемые запуски по госпрограммам России, а также в рамках сотрудничества с NASA и Европейским космическим агентством. На это потребуется около $70 миллионов. Ну а на третьем этапе украинские специалисты самолично отработают "вопросы по повышению уровня безопасности "Клипера", в том числе и экологической, на всех уровнях. Для этих целей им потребуется $35 миллионов.
"Этот проект имеет важное значение для сотрудничества в сфере высоких технологий, – подчеркнул украинский чиновник. – Он обеспечит реализацию конкурентных преимуществ, которыми наши страны располагают в космической отрасли".
16 Сентября 2004 09:51      
SUGROB
Бывший океанец

В ЕЭП будет единая ракетно-космическая корпорация
16.09.2004 Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече лидеров стран единого экономического пространства в Астане предложил создать единую ракетно-космическую корпорацию.
В результате обмена мнениями президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины решили с целью координации и объединения научно-технического и производственного потенциалов поручить главам правительств своих стран в течение трех месяцев проработать вопрос, связанный с созданием такой транснациональной корпорации, и представить свои предложения до 15 декабря 2004 года. Вчера президент Украины Леонид Кучма уже выступил с предложением включить в состав корпорации расположенные в Днепропетровске ракетостроительные КБ "Южное" имени Янгеля и ПО "Южмаш". Кроме того, по его словам, Казахстан предоставит корпорации космодром Байконур, а Белоруссия будет представлена своими уникальными возможностями в области оптики.
Хотя президент Путин не сказал вчера ничего конкретного об участии России в проекте, Ъ стало известно, что накануне встречи в Астане Москва, в частности, предложила Киеву подключиться к работам по созданию модифицированного лабораторного модуля для Международной космической станции на базе имеющегося сейчас в Центре имени Хруничева блока ФГБ-2, а также к разработке совместно с Ракетно-космической корпорацией "Энергия" имени Королева многоразового пилотируемого космического корабля "Клиппер". Переговоры о создании транснациональной ракетно-космической корпорации проходят не без разногласий. Так, Украина предлагает запускать "Клиппер" с помощью своей ракеты-носителя "Зенит-2", а не на российском носителе "Омега" (его разрабатывает РКК "Энергия"). В свою очередь, Казахстан собирается запускать спутники с помощью ракетно-космического комплекса "Байтерек" (он сооружается на Байконуре Центром имени Хруничева и является "клоном" российской "Ангары" в Плесецке). Неизвестно также, как в случае создания транснациональной корпорации будут производиться расчеты за использование Байконура, взятого в аренду Россией до 2050 года за $115 млн в год.
16 Сентября 2004 19:16      
SUGROB
Бывший океанец

На Марс поможет попасть суперпушка
19.10.2004 Профессор Роберт Вингли (Robert Winglee) и его коллеги из Вашингтонского университета считают, что будущее космических полетов в пределах Солнечной системы связано с использованием мощных магнитных плазменных пучков, способных перенести скоростной космический корабль, например, к Марсу и обратно всего за три месяца.
При этом обычному космическому кораблю на подобный маршрут пришлось бы потратить два года.
Сам космический аппарат оборудуется только "магнитным парусом", а разгон осуществляют стационарные установки, расположенные на орбитах Земли и других планет, которые ведут обстрел корабля магнитными плазменными пучками заряженных частиц (ионов) для того, чтобы разогнать его до рекордных скоростей, а затем замедлить перед прибытием на "конечную станцию".
Mag-beam - так называется новая технология - это одно из тех 12 предложений (о них мы недавно рассказывали), которые будут рассмотрены NASA в самом ближайшем будущем.
19 Октября 2004 13:23      
SUGROB
Бывший океанец

Российские ученые предлагают уникальный метод строительства на орбите
04.11.2004 Полет человека на Марс, дома на Луне, электростанции в космосе... Еще недавно это воспринималось как далекая фантастика. А уже скоро может стать реальностью. И во многом благодаря материалу, который претендует на роль главного "кирпичика" на стройках космоса.
Вес - основной соперник человека, стремящегося завоевать космическое пространство. Каждый килограмм, доставляемый на орбиту, обходится в 15 тысяч долларов. Сумма впечатляющая. Особенно если учесть, что счет идет на тонны. И тем не менее ради освоения космического пространства налогоплательщик соглашался тратить такие деньги.
Новые, амбициозные задачи в корне меняют ситуацию. Ведущие космические державы - США, Россия, а теперь уже и Китай - заявляют о масштабном освоении космоса: полете к Марсу, строительстве крупных баз, в том числе и лунных. А это означает, что космические системы перейдут в совсем иные весовые категории, более тяжелые. Как следствие - многократно возрастут и затраты.
- Чтобы добраться до Красной планеты, космическому кораблю потребуется очень много энергии, - говорит главный специалист НИЦ им. Бабакина НПО Лавочкина Сергей Иванов. - Брать такое количество топлива с собой с Земли - немыслимо. Целесообразней черпать энергию по дороге, если можно так выразиться, из самого космоса. Скажем, можно установить на борту корабля солнечную электростанцию мощностью в несколько мегаватт. Это скорей всего будет гигантское сооружение площадью около 60 тысяч квадратных метров - десять футбольных полей. Но тут возникают другие проблемы. Представляете, сколько потребуется запустить "Протонов" и "Шаттлов" с элементами конструкции, чтобы собрать такую электростанцию на орбите?
И тем не менее выход есть. Российские специалисты предлагают циклопические конструкции сначала превратить в миниатюрные. Конечно, на период их транспортировки. А затем уже на орбите их развернуть, что называется, во всей красе. Превращение почти как в знаменитой сказке про Нильса, который путешествовал с гусиной стаей.
Как это делается, Сергей Иванов продемонстрировал мне в своей лаборатории. Он взял тонкую трубу из специального синтетического материала и полил ее водой. Через несколько минут материал стал мягким и гибким, она запросто складывается в маленькую гармошку. Именно она и отправится в космос. А там достаточно вдуть в нее сжатый газ, и гармошка расправится, отвердеет и снова станет трубой. Вот так, если объяснять на пальцах, выглядит это превращение.
- Сейчас готовится эксперимент с такими изменяемыми конструкциями, - объясняет Сергей Иванов. - Ракета "Волна" выведет на орбиту спутник, где предусмотрен небольшой контейнер для солнечных батарей. Если разместить в нем наши "мягкие" конструкции, то их можно развернуть в космосе в две солнечные батареи по 12 кв. м каждая. Это позволит получить мощность в 2400 ватт. Батарея же на жестком каркасе имеет площадь всего 0,5 кв. м, а мощность лишь 50 ватт. Мало того, в массе мы выигрываем в 10 раз!
И еще важнейшее достоинство новой технологии: она позволяет вести работы "под ключ". В принципе всю конструкцию, скажем, солнечную батарею или каркас радиотелескопа, или лунный дом и т.д. можно собрать на Земле, проверить, свернуть в ту же гармошку и отправить на орбиту. Подать газ - и можно рапортовать об окончании строительства. И не надо в открытом космосе проводить сложнейшие и рискованные монтажные работы.
Но выдержит ли этот чудо-материал, толщиной с плотный картон, суровые космические условия, где царят холод и радиация? По словам Иванова, срок жизни материала на орбите составит 15 лет.
Новая технология создается при поддержке Международного научно-технического центра, а также в тесном взаимодействии с европейскими партнерами. Кстати, на ракете "Волна" будут проверены два способа развертывания конструкции в космосе - российский и европейский. Какой лучше - покажет эксперимент.
04 Ноября 2004 16:03      
SUGROB
Бывший океанец

Космический парусник запустят с российской подлодки

Подводная лодка ВМФ России в Баренцевом море запустит 1 марта 2005 г. космический аппарат с солнечным парусом. Такое решение принято международной организацией The Planetary Society, которая развивает проект Cosmos 1.
Cosmos 1 будет двигаться под давлением света, излучаемого Солнцем. Это первый в мире аппарат, движением которого можно управлять с Земли. Солнечный ветер создает совсем небольшую тягу, но она может действовать в течение очень длительного времени и cпособна разогнать корабль до огромных скоростей.
За последние годы было предложено немало проектов космический аппаратов с тягой на солнечном ветре, но лишь Cosmos 1 был реализован. Программы по созданию управляемых космических парусников есть в NASA, Европейском и японском космических агентствах, Федеральном космическом агентстве России, но Сosmos 1 удалось создать на средства неправительственной организации при международном сотрудничестве различных институтов и компаний. Основную часть расходов взяла на себя корпорация Cosmos Studios, занимающаяся выпуском музыкальных записей.
Участие России в этом проекте очень весомо. Помимо самой ракеты-носителя "Волна", используемой обычно для межконтинентальных баллистических пусков, в проекте нашли применение российские приборы и оборудование. Институт космических исследований РАН разработал электронику и программное обеспечение для управления полетом, а сам аппарат был изготовлен в НПО им. Лавочкина. Американские специалисты предоставили компоненты оборудования, в том числе бортовую камеру компании Malin Space Science Systems.
Парус будет развернут после вывода аппарата на околоземную орбиту. Парус состоит из восьми лопастей и внешне напоминает ветряную мельницу. Каждая из лопастей имеет длину 15 м и сделана из металлизированного алюминием упрочненного полимера майлара толщиной около 5 микрон. Аппарат Cosmos 1 после развертывания паруса можно будет видеть невооруженным глазом почти из любой точки на Земле.
Окончательная дата запуска может быть перенесена - это решение остается за российскими моряками. Стартовое окно будет открыто до 7 апреля.
17 Ноября 2004 11:13      
SUGROB
Бывший океанец

Солнечные батареи будут производиться из лунной пыли
25.01.2005 Ученым Хьюстонского университета в Техасе удалось смоделировать из лунной пыли солнечную ячейку, сообщает New Scientist. Около четырех лет назад ученые развернули исследовательскую работу, изучая состав лунной пыли.
В ходе работ было установлено, что основной составляющей этой пыли является диокись кремния, а остальную часть составляют диокиси двенадцати металлов, в число которых входят алюминий, магний и железо. Основываясь на этих фактах, исследовательская группа во главе с Алексом Фройндлихом доказала, что этих составляющих достаточно для создания солнечной панели для генерации электричества.
Согласно проекту, специальные роботы будут осуществлять забор и плавку лунной пыли, в результате чего будут вычленяться необходимые для солнечной панели элементы. После этого панель необходимо будет лишь смонтировать. Это сделало глобальную идею Джорджа Буша более реальной. Напомним, что год назад Джордж Буш заявил, что на Луне будет создана постоянная перевалочная база для запуска кораблей на Марс. Сила притяжения на Луне много меньше, чем на Земле, поэтому запуск космических кораблей будет значительно дешевле. А в связи с последней разработкой эта идея вполне может быть реализована.
25 Января 2005 11:16      
SUGROB
Бывший океанец

SUGROB пишет:
Солнечные батареи будут производиться из лунной пыли
25.01.2005 Ученым Хьюстонского университета в Техасе удалось смоделировать из лунной пыли солнечную ячейку, сообщает New Scientist. Около четырех лет назад ученые развернули исследовательскую работу, изучая состав лунной пыли.
В ходе работ было установлено, что основной составляющей этой пыли является диокись кремния, а остальную часть составляют диокиси двенадцати металлов, в число которых входят алюминий, магний и железо. Основываясь на этих фа ...


Планируется, что строительством лунной электростанции займутся специальные роботы, сообщает New Scientist. Подобные аппараты, сами питающиеся от солнечной энергии, будут ползать по поверхности естественного спутника нашей планеты, собирать реголит, расплавлять его и затем укладывать на поверхность Луны тонким гладким слоем. Ученым уже удалось доказать жизнеспособность методики в лабораторных условиях с использованием порошка JSC-1, идентичного по свойствам лунной пыли. В ближайшее время исследователи намерены провести серию экспериментов, в процессе которых планируется изучить возможность изготовления из реголита всех ключевых компонентов солнечных батарей, а не только панелей.

Нужно заметить, что расчетный коэффициент полезного действия лунной электростанции не будет превышать одного процента (КПД современных солнечных батарей составляет около 20 процентов). Однако низкая эффективность не является критичным параметром, поскольку площади для создания солнечных батарей из реголита на Луне практически не ограничены.

26 Января 2005 09:46      
SUGROB
Бывший океанец

Корабли смогут летать до Марса за 1 месяц

01.02.2005 Выкрашенный специальной краской солнечный парус может сократить путь космического аппарата от Земли до Марса до одного месяца, сообщает New Scientist.
К такому выводу пришли ученые Калифорнийского универсистета в городе Ирвине Грэгори и Джеймс Бредфорд, которые также руководят аэрокосмической исследовательской фирмой Microwave Sciences в городе Лафайетт.
Опытным путем учеными было доказано, что в результате взаимодействия специальной краски, нанесенной непосредственно на парус, и солнечных лучей происходит реакция кипения. Молекулы этой краски будут служить стимулом для более мощной работы солнечного паруса.
Сам по себе солнечный парус представляет собой непрозрачную пленку большой площади, которая развертывается в полете космического аппарата. За счет действия на нее солнечного излучения космический корабль способен развить большую скорость.
Предполагается, что ракетоноситель доставит летательный аппарат на малую земную орбиту на расстояние в 300 км, после чего будет развернут солнечный парус, который будет подогреваться с Земли микроволнами, что увеличит скорость движения летательного аппарата до 60 км/с. Дело осталось за малым: создать такую краску для солнечного паруса, которая бы могла долго не испаряться с поверхности и вырабатывать большее количество энергии.
01 Февраля 2005 18:59      
SUGROB
Бывший океанец

Экипаж МКС завершает эксперимент, достойный Нобелевской премии
02.02.2005 Экипаж Международной космической станции проводит эксперимент "Плазменный кристалл", результаты которого, по мнению ученых, "достойны Нобелевской премии".
"Салижан Шарипов и Лерой Чиао начинают сегодня заключительную 12-ю сессию эксперимента "Плазменный кристалл" на аппаратуре ПК-3", - отметили в подмосковном Центре управления полетами.
"Исследования в области физики пылевой плазмы будут проводиться в течение пяти дней. Мы специально выделили дополнительные два дня, чтобы полностью выработать ресурс установки ПК-3", - сказал источник. "Планируется, что в этом году на борт МКС будет доставлена усовершенствованная экспериментальная аппаратура ПК-3 плюс", - добавил он.
"Плазменный кристалл" - результат сотрудничества российского Института теплофизики экстремальных состояний (ИТЭК) РАН и немецкого Института внеземной физики (ИВФ), а "крестными отцами" эксперимента стали академик РАН Владимир Фортов и профессор ИВФ Грегор Морфилл.
Результаты эксперимента, отмечают ученые, позволят создать "пылесос" для направленного обезвреживания радиоактивных выбросов в атмосферу при ядерных авариях, а также разработать мощные компактные ядерные источники питания для космических аппаратов.
В ИТЭК пояснили, что "пылевой называется плазма, содержащая не только электроны, ионы и нейтральные частицы, но и сильно заряженные пылевые частицы микронных размеров". "Взаимодействие этих частиц приводит, в частности, к образованию упорядоченных структур или плазменно-пылевым кристаллам", - рассказали в ИТЭК. "На Земле процессы, происходящие в плазменно-пылевых структурах искажаются действием гравитации, тогда как в космосе это влияние отсутствует", - подчеркнул эксперт.
Эксперимент на орбите проводится уже несколько лет. "Еще в январе 1998 года на российском орбитальном комплексе "Мир" космонавты Анатолий Соловьев и Павел Виноградов проводили на установке ПК-1 первый эксперимент получения плазменно-пылевых кристаллов", - напомнили в ЦУП. В мае того же года, на "Мире" в рамках программы "Плазменный кристалл" начали эксплуатировать аппаратуру ПК-2, состоящую из газоразрядной лампы и устройства для видеорегистрации эксперимента.
Установка ПК-3, на которой сейчас осуществляется эксперимент, впервые заработала на МКС в 2001 году, когда Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко провели первую сессию "Плазменного кристалла". "Высокочастотная плазма создается в вакуумной камере, помещенной в гермобокс, а для наблюдения используется видеокамера с портативным компьютером", - уточнил источник.
"По окончании 12-й сессии "Плазменного кристалла" экипаж МКС обсудит полученные результаты этого уникального научного проекта с министром образования и научных исследований Германии Эдельгард Бульман, приезд которой в подмосковный Королев ожидается в следующий вторник, 8 февраля", - рассказали в ЦУП.
03 Февраля 2005 16:02      
SUGROB
Бывший океанец

Космический мопед. Made in Russia

Конструкторы научно-производственного предприятия "Звезда" изобрели летающий скафандр-спасатель. Хотя называют его, скорее, не мотоцикл, а космический мопед. Теперь космонавту в открытом космосе ничто не страшно, даже оторваться от корабля.
Аналогов у разработки нет.
С виду это обычный скафандр "Орлан" - только в нем летать можно. Сзади появляется рюкзак с 16 реактивными двигателями, и инженер-конструктор примеряет устройство. Это в невесомости скафандр легко одевается. На Земле в него втиснуться не так-то просто. Впрочем, как уверяют разработчики, отечественный все равно удобнее скафандров НАСА.
"Наш скафандр позволяет осуществить выход одному человеку и закрыться, загерметизировать дверь без посторонней помощи - в отличие от их скафандров, - объясняет инженер-конструктор научно-производственного предприятия "Звезда" Геннадий Щавелев. - У них это просто невозможно, нужен обязательно помощник".
Раньше у наших космонавтов, работающих в открытом космосе, практически не было никаких шансов спастись в случае обрыва страховочного фала. Подобрать человека мог только космический челнок, да и то, если повезет и если он будет на орбите. Теперь в случае нештатной ситуации космонавт, оторвавшись от станции, просто включит двигатели, и струи сжатого воздуха мгновенно вернут его обратно.
Максимальная скорость - 1 метр в секунду. Это та скорость, которая необходима для возвращения назад на станцию. Из рюкзака выезжает штанга с пультом управления. "Органы управления достаточно удобные", - доволен испытатель.
Впервые об индивидуальном транспортном средстве для космонавта задумались еще в 1970-е годы. Тогда для военной космической станции "Алмаз" был спроектирован боевой мотоцикл с пороховыми двигателями. Предполагалось, что с его помощью космонавт будет подлетать к вражеским спутникам и закладывать на них взрывчатку.
Проект мотозвездных войн остался неосуществленным. Первый же действующий мотоцикл для облета станции "Мир" 15 лет назад опробовал Александр Серебров. Разработали мотоцикл здесь же, на НПО "Звезда". Здесь же Серебров отрабатывал маневр пристыковки к "Миру". Мотоцикл парковался с внешней стороны станции и впоследствии, совершив всего несколько полетов, вместе с "Миром" был затоплен.
"Космический мотоцикл предназначен прежде всего для того, чтобы выполнять какие-то специальные операции в открытом космосе. Например, облететь станцию, шаттл или "Буран", - рассказывает заместитель генерального конструктора "Звезды" Сергей Поздняков. - Есть система для спасения космонавта".
Конструкторы новую разработку называют скорее не мотоцикл, а космический мопед - и меньше в несколько раз, и легче. Теперь устройство для спасения космонавтов остается только испытать на орбите. Произойдет это не раньше, чем через год, когда возобновятся регулярные полеты шаттлов на МКС.

Разработана реактивная система для спасения космонавтов

Реактивная система для спасения экипажа при работе в открытом космосе разработана на российском НПО "Звезда", сообщается на официальном сайте Роскосмоса.
Это устройство предназначено для модифицированных скафандров "Орлан-М", которые используются сейчас на Международной космической станции. Первое устройство спасения было испытано еще 15 лет назад на орбитальном комплексе "Мир" Александром Серебровым, причем из-за особенностей конструкции его тогда прозвали "космическим мотоциклом". На нем можно было свободно облететь станцию "Мир" и даже перемещать грузы в открытом космосе.
Нынешнее устройство спасения космонавтов предназначено только для перемещения человека в открытом космическом пространстве и возвращения на станцию. Два, работающих на сжиженном газе реактивных двигателя закрепляются по обе стороны ранца скафандра "Орлан-М". В зоне обозрения космонавта расположен дисплей, на котором находится пульт управления. Если космонавт, по какой либо причине не пристегнётся карабином к внешним поручням и отлетит от станции, то с помощью устройства спасения он может, включив двигатели, сориентироваться в пространстве и вернуться на станцию.
Сейчас, когда на Россию легла вся тяжесть по доставке грузов на Международную космическую станцию, на счету каждый килограмм веса. Поэтому устройство для спасения космонавтов будет доставлено на орбиту только после возобновления полетов "шаттлов".
По официальным данным НАСА, первый после длительного перерыва полет "Шаттла" запланирован на май-июнь этого года.
14 Февраля 2005 10:06      
SUGROB
Бывший океанец

SUGROB пишет:
Космический парусник запустят с российской подлодки

Подводная лодка ВМФ России в Баренцевом море запустит 1 марта 2005 г. космический аппарат с солнечным парусом. Такое решение принято международной организацией The Planetary Society, которая развивает проект Cosmos 1.
Cosmos 1 будет двигаться под давлением света, излучаемого Солнцем. Это первый в мире аппарат, движением которого можно управлять с Земли. Солнечный ветер создает совсем небольшую тягу, но она может действовать в течение очень длит ...


The Observer: российские и американские ученые создали космическую яхту с парусами из солнечных батарей

Космический корабль, который работает на солнечной энергии, вскоре может начать свой полет по Солнечной системе. Группа американских и российских ученых готовится запустить зонд с гигантскими пластиковыми "парусами", которые могут ловить солнечный свет подобно тому, как паруса яхт ловят ветер, пишет The Observer (перевод на сайте Inopressa.ru).
Зонд "Космос-1" предназначен для полетов в космосе без использования ракет и может стать предшественником сети солнечных обсерваторий, которые будут вращаться вокруг Cолнца и вести наблюдения за солнечной активностью, с тем чтобы давать ранние предупреждения о магнитных бурях. Эти обсерватории могут использоваться для доставки оборудования на отдаленные космические станции, а также исследователям других планет.
Зонд, который будет запущен ракетой с российской атомной подводной лодки, имеет восемь 15-метровых парусов, каждый из которых тоньше полиэтилена, но изготовлен из твердого материала и имеет зеркальное покрытие.
Эту технологию удалось разработать за годы сотрудничества между Американским планетарным обществом (группой частных лиц-энтузиастов исследования космоса), Российской академией наук и московским научно-производственным объединением имени Лавочкина.
"Космос-1" будет выведен на орбиту с помощью обычных ракетных технологий, но после запуска на орбиту начнет применяться технология "солнечных парусов", – говорит Сюзан Лендрот из Американского планетарного общества. – С помощью парусов мы сможем задавать зонду курс в нужном направлении и поднимать его все выше и выше на орбиту".
Технология "солнечных парусов" основана на том, что фотоны имеют механические импульсы и оказывают давление на поверхность. Например, хвост кометы, который мы видим, – это результат удара фотонов о поверхность кометы. Но это давление относительно слабое, и только недавно, после разработки микроэлектронных схем, позволяющих сооружать маленькие космические аппараты, стало возможным создать космический аппарат на "солнечных парусах". Между тем тестовые испытания такого аппарата демонстрировали плохие результаты, пишет газета.
Несколько лет назад российские космонавты, находясь на орбите, пытались развернуть "солнечный парус", но части одной панели намертво скрепились между собой, и развернуть "парус" так и не удалось. В 2001 году тестовая версия зонда "Космос-1", на котором было только два паруса, была потеряна, после того, как произошли неполадки при запуске.
"Мы могли запустить еще одну тестовую версию космического аппарата, но решили изготовить весь аппарат в полном объеме", – говорит Лендрот. Зонд будет запущен с подводной лодки в апреле – ракетой, имеющей три ступени. Запуск из-под воды является менее затратным по стоимости.
Весь проект обойдется в 4 млн долларов, сообщает планетарное общество. Зонд "Космос-1" весит 50 кг, в нем есть только паруса и электронные системы управления.
За экспериментом с интересом наблюдают NASA и Европейское космическое агентство. У этих агентств есть планы запустить космический корабль на "солнечных парусах" вокруг орбиты Меркурия, ближайшей к Cолнцу планеты. Обычному космическому аппарату для этого требуется слишком много энергии.
Иными словами, аппараты на "солнечных парусах" могут стать космическими кораблями XXI века, заключает издание.
01 Марта 2005 16:44      
SUGROB
Бывший океанец

Новая российская система "Паром" заменит космические корабли "Прогресс"

Новый российский многоразовый "Паром" заменит корабли "Прогресс", снабжающие космические станции грузами уже 27 лет. Об этом рассказал сегодня заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Брюханов - разработчик новой грузовой системы.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, по его словам, "схема функционирования системы "Паром" принципиально иная, чем у "Прогресса". Первоначально на низкую околоземную орбиту "базирования" высотой около 200 км ракетой-носителем выводится космический аппарат, не предназначенный для размещения и транспортировки в нем самом каких-либо грузов. Это и есть многоразовый межорбитальный буксир "Паром". При необходимости с помощью других ракет-носителей в заданную точку орбиты "базирования" доставляется контейнер с грузом. Буксир стыкуется с ним и перемещает его по назначению, например, на орбитальную станцию. "Вывести такой контейнер на орбиту можно будет практически любым отечественным или иностранным носителем", - отметил конструктор.
Габариты и конфигурация контейнера, уточнил Брюханов, зависят от характера выводимого в нем на орбиту груза. "Это может быть герметичный отсек для доставки научной аппаратуры или топливный танкер с баками систем дозаправки. Кроме того, контейнером может служить негерметичная платформа с крупногабаритным научным оборудованием и служебными системами, например, солнечными батареями, которые нельзя разместить в гермоотсеке из-за их размеров", - пояснил конструктор. Большие космические конструкции, оснащенные совместимым с буксиром стыковочным узлом - модули станции или межпланетного корабля для сборки на орбите - также можно будет транспортировать "Паромом" к месту назначения.
Наличие у "Парома" двух стыковочных узлов позволит контейнеру пристыковаться к одному из этих узлов. После "захвата" буксиром контейнера связка "Паром-контейнер" может причалить к орбитальной станции как со стороны буксира, так и контейнера, что определяется задачами стыковки.
"При необходимости со станции можно будет пройти на буксир для починки вышедшего из строя оборудования. Запчасти для ремонта "завезут" на том же контейнере", - отметил Брюханов. Проектировщиками также предусмотрена возможность заправлять топливом из контейнера и сам буксир.
По завершении операций с контейнером и загрузки в него отработанного оборудования и мусора "Паром" уходит на низкую орбиту и "сбрасывает" контейнер, чтобы тот сгорел в плотных слоях атмосферы. "На этой же орбите "базирования" буксир стыкуется с новым контейнером, доставляет его к месту назначения, и далее процесс может повторяться многократно", - подчеркнул конструктор.
Брюханов отметил, что "масса полезной нагрузки, доставляемой с помощью буксира, может достигать 30 т. против 2,5 т. на "Прогрессе". "Если сравнивать эффективность российского "Прогресса", европейского грузового корабля ATV и "Парома", то система "буксир-контейнер" более эффективна", - подчеркнул заместитель генерального конструктора. Отдача по экономичности тем выше, чем больше пусков грузовых контейнеров "обслужит" один буксир. По мнению Брюханова, "с учетом стоимости разработки и изготовления буксира система окупит себя меньше, чем за два года эксплуатации".
Разработанный в РКК "Энергия" и предназначенный для доставки на орбиту и возвращения на Землю экипажа и небольшого количества грузов - до 500 кг - пилотируемый "Клипер" и межорбитальный буксир «Паром» образуют единый многоразовый транспортно-грузовой космический комплекс, подчеркнули в корпорации.
При изготовлении "Парома", отметили в РКК, можно использовать модернизированные бортовые агрегаты и системы "Союза" и "Прогресса", а также некоторые системы "Клипера".
"Паром" - инициативная работа "Энергии". Роскосмосу этот проект уже представлен, агентство обещает поддержку", - сообщили в РКК.
19 Мая 2005 14:55      
SUGROB
Бывший океанец

NASA тестирует солнечный парус

Инженеры NASA провели стендовые испытания 20-метрового солнечного паруса. В вакуумной камере, имитирующей условия открытого космоса, парус удалось благополучно развернуть и несколько раз изменить его положение.

Эти испытания, как сообщает CNN, явились для NASA "ключевым этапом" по разработке технологии солнечного паруса как таковой.

Космическому кораблю, оснащённому парусом, не потребуется специальный двигатель и топливо для перемещения в межпланетном пространстве, - приводить в движение его будет солнечный ветер, заряженные частицы, испускаемые Солнцем. Естественно, движущая сила паруса невелика, но при длительном путешествии разгон, в конечном счёте, может оказаться достаточно велик.

Парус, который испытывали в исследовательском центре NASA, весит всего 23 кг, несмотря на свои вполне солидные размеры. Впрочем, для реального применения потребуются паруса шириной до 160 метров, в зависимости от массы корабля.

NASA - не первое и не единственное космическое агентство, которое занимается разработкой солнечных парусов. Япония уже дважды испытала солнечные паруса в космосе. Кроме того, неправительственная и некоммерческая организация "Солнечный парус" готовится в ближайшее время осуществить запуск своего аппарата "Космос-1" с солнечным парусом с российской подлодки. Изначально планировавшийся на март 2005 года, запуск этого аппарата всё время откладывается, но, как сообщает CNN, он может произойти в ближайшие несколько недель. Первая попытка запустить такой аппарат закончилась неудачей.
19 Мая 2005 15:02      
SUGROB
Бывший океанец

Солнечный парус прибыл в Североморск для подготовки к запуску

Космический аппарат "Космос 1" с солнечным парусом доставлен из Москвы с НПО им. Лавочкина в Североморск для проведения последних приготовлений к запуску. Американское планетарное общество (Planetary Society), которое финансирует этот проект, объявило и дату старта "Космоса 1".
Запуск планируется произвести 21 июня в 23:46 по московскому времени. В качестве ракеты-носителя будет использована конверсионная баллистическая ракета "Волна". Она стартует с борта подводной лодки, которая в это время будет находиться в подводном положении в акватории Баренцева моря.
Ракета должна вывести аппарат с солнечным парусом, общий вес которого составляет 40 кг на круговую полярную орбиту высотой 800 км. После того как "Космос 1" выйдет на заданную орбиту, первые 2-3 дня будут посвящены исключительно мониторингу всех систем аппарата. Кроме того, предполагается, что в течение этого времени весь воздух, оставшийся в складках сложенного солнечного паруса, улетучится. И только после этого будет проведена операция по разворачиванию восьми полотнищ солнечного паруса, которые сделаны из очень тонкого пластикового материала.
25 Мая 2005 13:07      
SUGROB
Бывший океанец

Через 2 недели ожидается прорыв в освоении космоса



Человечество продолжает исследовать просторы космоса. Новым шагом на пути к далеким звездам станет запуск совместного российско-американского аппарата "Космос-1". С российской подводной лодки будет запущен "солнечный парус" – космический аппарат, способный самостоятельно совершать сложные маневры без источников питания на борту.
Старт запланирован на 21 июня этого года. Ученые возлагают на этот небольшой аппарат большие надежды. Именно с успешной деятельностью подобных "парусников" связываются надежды на запуск полноценного пилотируемого корабля для полета в дальний космос, фактически – первого звездолета.
"Парус" представляет собой "веер" из восьми тонких жестких пластиковых лепестков, площадь каждого из которых 15 кв. метров. Лепестки расположены вокруг центрального управляющего блока, который, изменяя их ориентацию, задает направление движения корабля. Обладая массой около 50 кг, "Космос-1" является одним из самых легких космических спутников.
Как только аппарат пересечет земную орбиту, он попадет под влияние солнечного ветра, его светоулавливающие лепестки начнут накапливать эту энергию, и уже через 24 часа "Космос-1" достигнет скорости 160 км/ч. По расчетам проектировщиков, через 3 года его скорость станет почти 160 тыс. км/ч, достаточной для того, чтобы в течение 5 лет долететь до Плутона - самой удаленной планеты солнечной системы.
Между тем на борту летательного аппарата находится и некоторое количество горючего – на тот случай, если объекту, например, понадобится экстренно менять курс или выбираться из какой-то другой сложной ситуации.
Тем временем эксперты из NASA уже приступили к созданию собственного "солнечного паруса". На днях в американской лаборатории прошли первые пробные испытания новой версии космопарусника.
Напомним, что первый удачный запуск подобной конструкции был осуществлен японским Институтом космонавтики в 2004 году. Наша же тестовая версия "Космоса-1", запущенная еще в 2001 г., не сумела отделиться от носителя.
Разработанный российским HПО им. Лавочкина, "Космос-1" – совместный проект с американской компанией. Аппарат принадлежит частной фирме Planetary Society. Как утверждают разработчики, он может стать прототипом серии исследовательских аппаратов, которые будут вести наблюдение за солнечной активностью из космоса и предупреждать о надвигающихся магнитных бурях.
Луис Фрайдман, основатель Planetary Society, уже поспешил назвать день запуска "поворотным днем в истории исследования космоса". По его мнению, за технологией космических парусников будущее. Кстати, он рассказал, что с момента запуска аппарата и до того времени, пока он не покинет орбиту планеты, за ним можно наблюдать с Земли – его будет прекрасно видно в ночном небе.
09 Июня 2005 13:00      
Moonchild





Спутник "Космос-1", возможно, упал в районе Новой Земли

Российско-американский спутник "Космос-1" с "солнечным парусом", предположительно, упал в районе Новой Земли. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил ведущий эксперт проекта. "По нашим данным, район падения ракеты и космического аппарата предположительно находится вблизи Новой Земли", - сказал он.

Эксперт считает, что "зарегистрированные некоторыми наземными станциями сигналы вряд ли имеют отношение к спутнику". "Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что аппарат потерян", - подчеркнул он.

Российско-американский экспериментальный аппарат был запущен во вторник в 23:46 мск из акватории Баренцева моря с атомной подлодки "Борисоглебск" с помощью ракеты "Волна". В заданное время аппарат не вышел на расчетную орбиту.

Однако затем руководители проекта "Космос-1" с американской стороны заявили, что две станции слежения поймали слабый сигнал спутника. По их мнению, спутник мог выйти на другую орбиту.

Как сообщает РИА "Новости", руководители проекта с американской стороны обратились за помощью в определении местонахождения космического аппарата к Пентагону, но по состоянию на 08:41 мск "стратегическое командование ВС США космический аппарат не видело, и мы не знаем почему", сообщает информационная служба расположенного в Пасадене (штат Калифорния) Планетарного общества США.

У ВМФ России также пока нет данных о получении сигнала со спутника "Космос-1", оснащенного "солнечным парусом".
22 Июня 2005 13:38      
SUGROB
Бывший океанец

Большой груз на орбиту доставят по-новому

Российские ученые разработали новую систему доставки на орбиту тяжелых строительных конструкций. Уникальное изобретение уже назвали важным этапом в освоении космоса, и вскоре начнутся первые эксперименты.
В одном из контейнеров хранится шестиметровая труба для крепления солнечных батарей в открытом космосе. Ученые НПО имени Лавочкина создали уникальную технологию, благодаря которой доставка строительных материалов в космос скоро перестанет быть проблемой. Особым образом обработанная ткань стала основой опорной конструкции важнейшего для космической техники элемента - солнечных батарей.
"Наша технология позволяет разместить довольно большие конструкции в ограниченном объеме за счет смачивания перед укладкой и обеспечения последующего развертывания с помощью системы газового наддува", - говорит главный специалист Научно-исследовательского центра им. Г. Н. Бабакина НПО им. С. А. Лавочкина, руководитель проекта Сергей Иванов.
Особенность химического состава пропитки в том, что материал твердеет лишь при отсутствии влажности, поэтому конструкцию на время хранения смачивают обычной водой. А когда она окажется в космосе, то весь процесс развертывания возьмет на себя автоматика. Каркас растянут, он высохнет в безвоздушном пространстве, и через час на него уже можно давать нагрузку.
Производство конструкций облегчено до предела. Ткань пропитывают связующими составами, потом кроят по лекалам будущей конструкции. Следующий этап - нагревание: состав полимеризуется, придавая ткани необходимую жесткость. Осталось сварить трубу с помощью микротоков и вложить герметичную прокладку.
"Эта конструкция не требует особых условий для хранения на время ее транспортировки до выведения. Она простая, и самое главное, она производится на Земле под контролем", - рассказывает Иванов.
В 2007 году на околоземной орбите проведут эксперимент по использованию гибких конструкций. По задумке разработчиков ракетоноситель выведет на орбиту спутник с двумя экспериментальными образцами - отечественным и французским. Конструкции поочередно развернут и проведут тесты на устойчивость к колебаниям и износостойкость.
По результатам испытаний будет выбрана технология, которая пойдет в промышленное производство. Специалисты уверены, что применение новой технологии станет новым этапом в космическом строительстве.
13 Июля 2005 17:56      
SUGROB
Бывший океанец

Россия продолжит работу над проектом принципиально нового космического корабля

Россия продолжит работу над проектом принципиально нового космического корабля "Солнечный парус", несмотря на два неудачных запуска.
Об этом сообщил глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
"Солнечный парус" – первый в мире аппарат, который для передвижения в космосе будет использовать излучение Солнца. Он создан российскими учеными по заказу Планетарного общества США.
26 Сентября 2005 18:48      
SUGROB
Бывший океанец

NASA готовится населить космос роботами



На проходящей в Калифорнии конференции RoboNexus NASA представило общественности ряд своих новейших разработок, передает AP.
В ближайшие 15 лет (на конференции была представлена программа действий до 2020 года) NASA планирует вывести в космос многочисленных новых роботов, которые помогут завершить строительство МКС, будут способны принять участие в полетах на другие планеты и вести работы на планируемой базе на Луне.
Среди продемонстрированных представителями NASA новинок наибольшее внимание публики привлек к себе Robonaut - гуманоидный робот, снабженный чрезвычайно чувствительными манипуляторами, которые способны воспроизводить движение человеческих рук. Robonaut будет использоваться для строительных и отделочных работ в космосе.
Еще одна разработка NASA - автоматический летательный аппарат MiniAERemote, который сможет летать вокруг космического корабля или МКС, делать снимки и вести съемку его частей, иначе для наблюдения недоступных.
В разработке также находятся SpiderNaut - шестиногий транспортный робот, который сможет переносить людей и других роботов по любому типу поверхности, и четырех- или шестиколесный транспортный робот, специально разрабатываемый для работ на Луне, который сможет перевозить людей и оборудование в заданное место, а затем самостоятельно следовать за ними.
10 Октября 2005 19:08      
 Страница   из 3    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки