Судовой журнал
  Дети Чапаева
  История, мировая и н...

Боцманы:  andrzol, Osip, phobos

Форум клана открыт только для чтения для общественности

 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Старые сначала  Тема: История, мировая и не очень: все что мы давно знали, но успели забыть...
phobos
Василий




Здесь будут ответы на вопросы. Как иначе?
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 14:33      
phobos
Василий




Илиада — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписывающаяся Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев.

Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением греческих вождей. Сказания о предшествующих событиях [похищение Елены Парисом, выступление греков (ахейцев) под верховным начальством Агамемнона], фигуры главных вождей (Агамемнон, Менелай, Ахилл, Одиссей, Нестор, Диомед, Аякс, Идоменей и др., троянский царь Приам, его сыновья Гектор, Парис и т. д.), равно как и исход войны (гибель Трои), предполагаются в Илиаде известными. Илиада охватывает незначительный промежуток времени, это как бы эпизод из истории осады Трои.

Текст Илиады сохранился, как предполагают многие учёные, в редакции александрийских филологов (III век до н. э.—II век до н. э.), которые разделили его на 24 книги по числу букв греческого алфавита. Раскопки Шлимана в Трое обнаружили культуру, соответствующую описаниям в Илиаде и относящуюся к концу II тысячелетия до н. э. Недавно дешифрованные хеттские надписи также свидетельствуют о наличии могущественной ахейской державы в XIII веке до н. э. и даже содержат ряд имен, до сих пор известных лишь из греческой поэмы. В Илиаде изображаются социальные отношения греческого феодализма, но в ней сохранились также и рудименты абсолютной монархии микенского времени. Многие персонажи Илиады представляют собою древних, иногда ещё догреческих богов, видоизменившихся в процессе скрещения местных культов с религией Зевса. И в самом цикле сказаний о взятии Трои («священного Илиона») и последующем несчастном возвращении греческих витязей можно усмотреть отголоски очень древних мифов (Узенер).
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 14:42      
phobos
Василий




«Одиссея» — вторая (после Илиады) классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана в VIII в. до н.э. Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей (Улисс) во время его возвращении на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.

Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует сказочными элементами, которых здесь даже больше (встречи с циклопом Полифемом, волшебницей Цирцеей, богом Эолом и т. п.). Большинство приключений в поэме описывает сам Одиссей во время пира у царя Алкиноя.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 14:48      
phobos
Василий




Аргонавты — в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго». Источники называют разное число его участников — до шестидесяти семи человек.

Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.


Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, Мопс (предсказатель, сын Манто и Аполлона), Эврит (греч. Ευρυτος, сын Гермеса и Антианиры, брат Ехиона), Гилас (любимец Геракла, наядами, пленёнными его красотою, увлечён в пучину во время похода) и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.

Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея, дочь колхидского царя, которую Ясон потом взял в жёны.

Историческую основу мифа об аргонавтах составляют грабительские набеги греческих мореплавателей на древние государства черноморского побережья.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 14:57      
phobos
Василий




Компоненты «Одиссеи»

«Одиссея» построена на достаточно архаическом материале. Главный герой — Одиссей, у этрусков Uthsta, лат. Ulixes — старинная, повидимому ещё догреческая фигура с несколько эллинизованным народной этимологией именем.

В поэме использованы широко распространенные фольклорные сюжеты:

* cюжет о муже, который после долгих странствий возвращается на родину неузнанным и попадает на свадьбу жены. Его опознают троекратным признакам (шрам, лук, конструкция кровати).
* сюжет о сыне, отправляющемся на поиски отца.

Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Их сопоставление с родственными сказками показывает, что в поэме сказочный материал подвергся значительной переработке в рационалистическом направлении. Многие сказочные моменты сохранены лишь в рудиментарном виде. Сказка получает тенденцию превратиться в бытовую новеллу. Многие моменты, принадлежавшие в прежних вариантах развития сюжета к сверхъестественному миру, получают реалистически-описательную трактовку.

Форма рассказа от первого лица, которая используется для повествований о странствиях Одиссея — традиционна для этом жанра (ср. фольклор мореплавателей) и известна из египетской литературы начала 2-го тысячелетия (рассказ «потерпевшего кораблекрушение»). В рассказах, вложенных в уста Одиссея («апологах»), могли отложиться географические наблюдения ионийских мореплавателей. Но многочисленные попытки географической локализации странствий Одиссея не привели к однозначным и удовлетворительным результатам.

Одиссей как персонаж и приписываемые ему странствия могли быть придуманы не одновременно: многое в «Одиссее» может являться заимствованием из сказаний о других героях, например из цикла аргонавтов, на популярность которого указывается в самой «Одиссее». Во всяком случае, в тексте поэмы остались несглаженными многочисленные следы предшествующих разработок сюжета.

У исследователей распространена гипотеза Кирхгофа, что «Одиссея» является переработкой нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. п.). Также правдоподобна гипотеза существования одной или нескольких «праодиссей», то есть поэм, которые содержали в себе сюжет полностью и легли в основу канонической «Одиссеи». «Унитарная» теория рассматривает поэму как целостное произведение единого автора, использовавшего многоразличные источники. Некоторые из «унитариев» поддерживают и традиционное представление о едином авторе «Илиады» и «Одиссеи» (Гомере), считая «Одиссею» лишь более поздним произведением Гомера.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 14:58      
phobos
Василий




Колхида — регион в Западной Грузии, нынешняя территория Абхазии, на восточном и юго-восточном побережье Чёрного моря, названный по имени местного племени (колхи), которых Геродот за тёмный цвет кожи, курчавые волосы и обрезание считал потомками египтян.

Название Колхида (Kolchis) появляется впервые у античных авторов Пиндара и Эсхила в начале 1 тысячелетия до н. э. Местное название этой территории — Эгриси.

Колхида стала известна грекам благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис.

По определению Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсара, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов.

Древняя Колхида была очень плодородна: здесь получалось вино, фрукты, корабельный лес, конопля, лён, воск и смола, также и золотой песок.

Жители отличались умеренностью, питались почти исключительно гречихой.

Племена, жившие здесь, по Aррианy: апсилы,абазги,санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы, и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы).

В VI—II веках до н. э. на территории Колхиды существовало Колхидское царство, а в последующее время она входила в состав различных грузинских государств.

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидское царство находилось в зависимости от Персии. В конце IV века до н. э. правитель Колхидского царства Куджи возглавил (вместе с картлийским царём Фарнавазом) движение за создание грузинского государства.

В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийским царством, а в I веке до н. э. — Римской империей.

На рубеже I—II веков н. э. на месте распавшегося Колхидского царства к северу от устья реки Чорохи возникло Лазское царство, которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды.

В древнегреческой мифологии Колхида являлась целью путешествия аргонавтов за золотым руном.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 15:03      
phobos
Василий




----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 15:06      
phobos
Василий




Золотое руно — в древнегреческой мифологии, золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Фрикс достиг берега Колхиды (вероятно, современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность.

Созвездие Овен названо в честь барана, из шкуры которого получили золотое руно.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 15:11      
phobos
Василий




Древняя история Грузии

В XV в. до н. э. на территории Грузии появляется первое государственное объединение Колхидское царство. В Восточном Причерноморье позднее появляются греческие торговые фактории и колонии — Фасис (современный Поти), Пичвнари (Кобулети), Гиэнос (Очамчира), Диоскурия (Сухуми), Питиунт (Пицунда) и др.

Конец V в. до н. э. — начало н. э. — колхи утрачивают политическое влияние на соседние племена, территория Колхидского царства ограничивается долиной р. Риони. В Восточной Грузии появляется Картлийское царство (в античной литературе называемое Иберия) (столица — Мцхета), подчинившее прилегавшие к ней районы Западной Грузии и часть Кавказской Албании. Это густонаселённая страна с множеством городов-крепостей. Грузия испытывает сильное эллинистическое влияние. Рано начинает распространяться письменность — арамейская, греческая, а затем и собственно грузинская (с IVв. до н. э. века).

I в. до н. э. — Колхидское царство входит в состав Понтийского царства, а затем — Римской империи.

II век — в Западной Грузии возникает Лазское царство (Эгриси), от современнного г.Туапсе до границ на юге с Римской империей.

I—IV вв. н. э. — в Грузии распространяется христианство, оно становится государственной религией в VI веке — во всей Грузии.

IV век — усиливается давление на Картли со стороны Сасанидского Ирана.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 15:14      
phobos
Василий




Кавказские албаны — население древнего царства Кавказской Албании.

Первоначально состояло из 26 племён; впрочем, это были не все албаноязычные племена, а лишь составлявшие Албанское царство.

Албаны населяли территории между Иберией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура.

Первое упоминание об албанах — у Арриана (II в. н. э.) в связи с их участием на стороне персов в битве при Гавгамелах (331 г. до н. э.). В I веке до н. э. 26 кавказоязычных племён объединились в царство со столицей в городе Кабала.

В 65 г. до н. э. албаны попытались напасть на римского полководца Помпея, но были им разгромлены; с этим походом связаны первые античные описания албанов.

В 314 году христианство стало официальной религией Кавказской Албании; албанский царь Урнайр был крещён просветителем Армении Григорием Просветителем.

В 387 году Албания вошла в сферу влияния Персии; вместе с тем территория Албании значительно расширилось засчёт отторгнутых от Армении правобережных областей Куры — Арцаха и Утика. В первой четверти V века армянским просветителем Месропом Маштоцем была создана албанская письменность (см. Агванское письмо, Агванский язык) .

В 468 году Албанское царство было уничтожено, и Албания превращена в персидскую провинцию — «марзпанство»; затем царская власть была восстановлена, в 510 году ликвидирована вновь, вновь восстановлена в 530 (см. Джеваншир) и окончательно ликвидирована арабами в 705. В том же году албанская церковь вступает в унию с армянской и в последующее время фактически становится её частью; армянский язык становится и богослужебным языком албанов, совершенно вытеснив их собственную письменность. Албания той эпохи являлось многоэтнической страной с новой столицей в городе Перозапат (Барда, Барз’аа, с 460-ых). Албаны продолжали населять территории между Курой и Кавказским хребтом. В VIII—IX веках албаны вошли в состав государства ширваншахов и были арабо-иранизированы и исламизированы. После XI в. часть кавказских албан смешалась с сельджуками и составила один из компонентов азербайджанской народности

Современные потомки древних албанов удины и лезгины. В Азербайджане и на Кавказе сохранились немало прямых потомков албан - гелы, леги (лезгины), крызы, хиналуги, алпаны и удины. За исключением удин, все они, приняв ислам, трансформировались. Лишь удины сохранили религию, язык, самосознание и потому в албановедении им дается приоритет.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 15:21      
phobos
Василий




Тюрки — этно-языковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая в I тыс. до н. э. Тюрки занимались главным образом кочевым скотоводством.

Первым известным государственным объединением тюрок была орда Хунну (известных с V века в Европе под именем гунны). В I тысячелетии н. э. тюрки широко расселились по Евразии, (гунны дошли до территории Франции), смешались с ираноязычными народами в Средней Азии (Среднеазиатские тюрки). С VI века область в среднем течении Сыр-дарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. Впоследствии, после российского захвата Центральной Азии, это название было распространено на весь регион. Во II тысячелетии н. э. тюрки проникли в Закавказье (азербайджанцы), на берега Средиземного моря (турки-сельджуки, турки-османы, мамелюки), а также заселили Восточную Сибирь (якуты, долганы).

Древние тюрки

* Тюркюты
* Печенеги
* Половцы
* Гунны
* Булгары
* Хазары
* Тюрки-огузы
* Карлуки

Тюркюты (от тюрк. türk — тюрк и монг. -ud — суффикс множественного числа) — термин, часто применяемый в российской историографии для обозначения собственно тюрков (кёк-тюрков, древних тюрков) — племени-гегемона 1-го и 2-го Тюркских Каганатов. Предложен Л.Н. Гумилёвым, применяется для отличения от их предшественников с таким же именем, но другого происхождения, а также от современых тюркоязычных народов, зачастую называемых в совокупности — тюрки.

Печенеги, у византийского историка Льва Диакона пацинаки — союз тюркских кочевых племён, сложившийся в VIII—IX веках. Поначалу обитали к северу от Каспийского моря, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, нередко вторгались во владения русских князей. В конце XI века были вытеснены половцами на запад, к территории Венгрии и Балкан. Упоминаются в византийских, арабских, русских и западноевропейских летописях. Говорили на тюркском языке, по-видимому, огузской подгруппы. Потомками печенегов иногда считаются современные гагаузы.

По одной из теорий, Печенеги произошли от народа Вусун из центральной Азии, упомянутых в китайских летописях в ранних веках нашей эры. Правильно это или нет, печенеги впервые появляются в истории в VIII и IX веках, заселяя район между южной Волгой, Доном, и Уралом. В IX—X веках под их влиянием находились большая часть степей юго-восточной Евразии и Крыма. Несмотря на важную роль в регионе в это время, как и большинство кочевых племен, их союз не смог пойти дальше случайных набегов на соседей и купцов.

Ссылаясь на записи Константина VII сделанных в 950 г., владения печенегов — растянулись на западе до реки Сирет (или даже до восточных Карпат), и были всего в 4-х днях от Венгрии).

Половцы (куманы, кыпчаки) — тюркский кочевой народ, предположительно сложившийся в VIII веке в степях Казахстана и южной Сибири (верхнее течение реки Иртыш) и пришедший примерно в начале XI века из Заволжья в причерноморские степи.

По наиболее вероятной этимологии русское название «половцы» происходит от др.-рус. половъ - «жёлтый», также «солома», «мякина» (укр. «полова»). Половцы являлись потомками сары-кипчаков, то есть желтых кипчаков. Некоторые историки предполагают, что прилагательное «жёлтый» указывает на цвет волос или кожи - то есть «светловолосые» или «желтокожие».

Другие названия (главным образом в источниках иноязычного происхождения) - кимаки, кыпчаки, куманы.

Со 2-ой половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь — опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения свои половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье, Северская, Киевская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных.

Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именем черных клобуков. Центром черноклобуцких поселений было Поросье на южной границе Киевского княжества.

Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы в глубь Половецкой земли; одним из таких походов был поход героя «Слова о Полку Игореве», Игоря Святославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы.

Гунны (от греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni) — полиэтнос с заметной частью кочевых народов, сформировавшийся в II—IV веках на землях от низовий Дона до Приуралья из ряда народов, включая угров и сарматов, кочевых тюркоязычных хунну, прибывших туда во II веке из степeй Монголии. Вероятное самоназвание — в искажённой греческой передаче — akatiroi или akatziroi; тюркологи предполагают, что это слово означает «агач-эри», то есть «лесные люди».

Один из вариантов этого этнонима повлиял на латинское название венгров Hungari (вариант Ungari).

До н. э. хунну обитали в степях Монголии.
В 70-х годах IV века гунны поднялись и двинулись на запад, что и послужило импульсом к Великому переселению народов. Покорив аланов Северного Кавказа, они перешли Дон и разгромили готов в Северном Причерноморье: подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (область в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию (расположенную в Малой Азии) и, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии), совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена они облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.
Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него кроме гуннов уже входили остготы, герулы, гепиды, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 444—453 годах). В 451 году гунны вторглись в Галлию, но на Каталаунских полях были разбиты римлянами, вестготами и франками. После смерти Аттилы возникшими среди гуннов распрями воспользовались покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннского ига. В 455 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году потерпели неудачу. Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.

Булгары, болгары (лат. Bulgares, греч. Βoύλγαρoί) — тюркские кочевые племена, занявшие во второй половине V века степи Причерноморья и Приазовья, а позднее расселившиеся оттуда в Подунавье, Среднее Поволжье и ряд других регионов. Говорили на булгарском языке, относившемся к наиболее ранней группе тюркских языков. В современной историографии для их обозначения используются также термины протоболгары, праболгары, древние болгары.
Прародина булгар не известна. По одной из точек зрения они были частью огурского массива племён, первоначально обитавших в Центральной Азии и называемых в китайских источниках тиелэ. В последнее время среди болгарских историков определённую популярность имеет теория иранского происхождения. Согласно этому взгляду древние булгары были ираноязычны и обитали в зоне, лежащей между западной частью Гиндукуша, Парапамизом и рекою Оксусом — (Аму или Хигон), отделявшую её от лежащей севернее Согдианы. В древности эта местность называлась Бактрия (греч.), или Балхара (самоназвание), со столицей город Балх (отсюда название «болгары»).
По-видимому, булгары были одной из самых ранних тюркских групп, продвинувшихся в Европу в ходе Великого переселения народов. Первое упоминание о них содержится в анонимном латинском хронографе и датируется 354 годом н. э. Во 2-й пол. IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Далее свидетельств об их активности нет, вплоть до распада Гуннской империи. Это даёт основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племён, который современники именовали гуннами.
К концу V века становятся известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азова в районе Таманского полуострова. Кутригуры обосновываются между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя в том числе и степи Крыма вплоть до стен греческих колоний на полуострове.
Около 558 орды булгар (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцам удаётся отбросить силы Забергана назад. Но войско хана все ещё сильно и представляет большую опасность для столицы империи. Несмотря на это булгары возвращаются в свои степи. Причиной тому служат известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары, предводительствуемые ханом Баяном.

Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против напирающих на Константинополь булгар. Взамен новым кочевникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия и немногочисленна (по некоторым данным 20 тыс. всадников), она оказывается сильнее. Возможно, тому способствует бедственное положение авар — ведь они спасаются бегством от идущих вслед за ними тюрков (тюркютов). Первыми подвергаются нападению утигуры (560), затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшаяя судьба кутригуров тесно связана с политикой авар.
К кон. VIII в., относится появление булгарских племён на Средней Волге, где они вскоре перешли к осёдлому образу жизни и создали государство Волжскую Болгарию. В 922 г. правитель волжских булгар Альмас принял ислам. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племён, являются чуваши и казанские татары.
Часть булгар осталась на своих коренных землях — в Предкавказье и причерноморских степях. Вскоре они, как свидетельствуют археологические данные, заняли Крымский полуостров и частично продвинулись в северном направлении — в степи и лесостепи Приднепровья. В средневековых источниках они были известны как «чёрные болгары».

Хазары — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен.
Имя является самоназванием, его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание.
По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры, берсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были берсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.
Хазарский каганат
Хазарский каганат
Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век
Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

* Хазары являются потомками гуннского племени акацир, известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак).
* Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са, упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп).
* Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг).
* Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками.
В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к сыну Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда назывались потомками колена Симеона.

До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650—969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.

Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате неудачных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (Урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых кавары, из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались.
О культуре хазар мало данных, так как пока не идентифицированы их археологические следы. Социальная организация в целом не отличалась от аналогичных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека. К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. Часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм.

Огузы (гузы) (араб. и перс. гуз, гузз; др.-тюрк. огузы) — один из трех тюркских народов Средней Азии (наряду с кипчаками и карлуками), сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана между Аральским и Каспийским морями. Западная часть огузов находилась в вассальной зависимости от хазар, последние иногда использовали гузов против печенегов, иногда сами с ними воевали. В 965г. гузы в союзе с киевским князем Святославом наголову разбили армию Хазарского каганата во главе с каганом.
В середине XI века огузское объединение было разгромлено кипчаками. После этого часть огузов ушла на запад, заселив южно-русские степи, где они стали известны под именем торков (также берендеев или бродников) и поддерживали союзные отношения с Русью. Другая часть воглаве с Тогрулом продвинулась в Хорасан, где позже возникло несколько сельджукских государств и сформировлась Османская Турция. Огузами были сельджуки, основавшие династию султанов Сельджукидов в Аббасидском халифате в Багдаде, а также предки современных туркмен, азербайджанцев и анатолийских турок.
Потомки огузов вошли как один из компонентов в состав современных казахов, каракалпаков, узбеков, башкир Южного Урала и татар Поволжья.

Карлуки — кочевое тюркское племя, проживавшее на территории Средней Азии в VIII—X веках. Столица находилась вблизи современного города Койлык Алматинской области. C 960 г. карлуки исповедуют Ислам.
Карлуки входили в состав Тюркютского государства. Попеременно воевали на стороне тюркютов и китайцев.
На этих землях позже образовалось Караханидское государство. Язык карлуков лёг в основу современных узбекского и уйгурского языков.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

25 Февраля 2008 16:20      
phobos
Василий




Происхождение

Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян после всемирного потопа проявляла себя рядом с Иллирией (побережьем Адриатического моря). В изложении «Повести временных лет» послепотопные события предстают так:
"Иафету же достались северные страны и западные: Mидия...Армения Малая и Великая... Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония... Иллирия, славяне... Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос...

(земли) до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым...

И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская (чаще указывают на провинции Реция и Норик). От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Версия летописей о происхождении славян периодически пересматривается, но затем нередко наука обращается к ней вновь.

В иноязычных памятниках самоназвание славян выглядит как "склавины" (римско-византийские источники) и "сакалиба" (арабские), иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов "сколоты" и этноним "венеды". По археологическим культурам славян можно вести с 3 — 2 тыс. до н. э.
----------------------
Элитарный Клуб Настоящих Мужчин - только для тех, кто считает себя элитой настоящих мужчин. Нас уже 3 122 926 458!

Darjeeling 4 life!

26 Февраля 2008 14:17      
 Страница   из 1    |  Показывать   на странице
Перейти в
© Stanislav Neuberger 2001-∞ · Служба поддержки