П.С.: Всегда, когда духовное знание проявляется с силой, возникает значительное противодействие. Если вы видите, что вас что-то раздражает, что вы ведёте диспут лишь для того, чтобы утвердить свою точку зрения, выискиваете ошибки в словах оппонента, чтобы унизить его и испытываете от этого удовлетворение, то лучше остановиться немедленно. В буддизме считается, что в таком случае ум захватывается демоном и человек становится орудием и препятствием для распространения духовного знания. Если у вас не хватает отрешённости, диалоги в клане вызывают эмоциональное возбуждение и озлобленность, то немедленно прекратите на некоторое время не только писать, но и читать темы клана, чтобы не навлекать на себя неприятности и не растрачивать накопления, позволяющие обрести драгоценное человеческое рождение. Если вам это кажется полной чушью, то всё равно попытайтесь отстраниться от негативных оценок.
Диспуты ведутся не для того, чтобы утвердить свою точку зрения, а на благо всем живым существам. Это является одним из основных положений всех буддийских традиций, т.к. считается, что бодхичитта - это одно из проявлений внутренней природы живых существ. Если мы не опираемся на бодхичитту, то значит не видим свою собственную природу и культивируем лишь проблемы.
Бодхичитта переводится на русский язык чаще всего, как сострадание. Но это искажённый перевод, который лишь запутывает. Бодхи - пробуждение, читта - мысль. Но читта в данном аспекте выражает не ментальность, а то, что не ограничивается умом, т.е. это мысль сердца (изначального ума). Бодхичитта - пробуждённая мысль сердца. Бодхичитта, как один из аспектов изначальной природы, присутствует в нас каждое мгновение. Её невозможно потерять, испортить или отобрать. Но в силу того, что сансарные существа пребывают в двойственном обусловленном состоянии и внимание сковано эгоцентрическими устремлениями, то восприятие делится на "я" и "всё остальное", что не даёт проявляться бодхичитте во всей своей полноте.
|